Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | Труд | У Шеварднадзе есть шанс | 22.11.2003
    23 ноября 2003, 00:25
 
Пресс-центр - press-center[@]evrazia.org

У Шеварднадзе есть шанс У Шеварднадзе есть шанс

Релевантные ссылки:

Грузия: евразийская интеграция или раскол

У Шеварднадзе есть шанс

Кризис в Грузии, как ни парадоксально, может развернуть республику в сторону России

Опубликовано в газете "Труд"

Своими прогнозами в возможном развитии ситуации в Грузии с читателями "Труда" делится известный политолог, председатель Центра геополитических экспертиз Александр ДУГИН.

- Политическая катавасия, происходящая сегодня в Грузии, предопределена ее привлекательным геополитическим положением. За влияние на республику давно идет скрытая, "подковерная" дуэль между Америкой и Россией. А Грузия, эта гордая "царица Тамара", все не может определиться с "суженым". Умом, кажется иногда, принадлежит одному, а сердцем - другому. Православная культура, исторические корни, психологическое родство сближают Грузию с Россией. Одновременно грузинская элита в большой степени ориентирована на Запад. Причем вопреки России, в пику России, а не вместе с Россией.

Президент Шеварднадзе занимает промежуточную позицию, колеблясь, вместе с конъюнктурой между настроениями масс, тяготеющих к России, и прихотями немногочисленной прозападной элиты. Положение у грузинского президента незавидное. Выборы, оспоренные оппозицией, проходили в обстановке тяжелейшего социального и экономического кризиса. Главные оппозиционеры - Саакашвили и Бурджанадзе - откровенно западнические политики, которые считают, что Шеварднадзе проводит, так сказать, недостаточно проамериканский курс.

- Сможет ли, на ваш взгляд, Шеварднадзе "усидеть на двух стульях", или его уход предрешен?

- Я бы не спешил устраивать политическую тризну по Эдуарду Амвросиевичу. Силы, которые сейчас стремятся его сместить, не в состоянии удержать Грузию от экономического краха и территориального развала. По большому счету гарантия территориального единства и социального благополучия Грузии только в кооперации с Россией. Не секрет, что Россия обладает рычагами воздействия на мятежные Абхазию и Южную Осетию, экономика Грузии еще с советских времен увязана с нашей. А безоглядная ориентация на Америку даст материальные блага точечным группам в элите, но всю страну от распада спасти не сможет.

Шеварднадзе сейчас является, пожалуй, единственной фигурой, способной сохранить тот "худой мир", который лучше "доброй ссоры". И нынче у него появился исторический шанс сделать рывок в сторону России. Сблизившись с демократическим Путиным, грузинский лидер сможет сохранить хорошую мину перед американцами и спасти свой режим.

- Может быть, Москве стоит занять более активную позицию, немножко "подстегнуть" грузинского президента?

- Именно! России необходимо помочь Шеварднадзе. Огрехи прежней, крайне непродуманной политики в отношении Грузии надо срочно исправлять, протянув Тбилиси руку дружбы. Мы огромная, великая страна. Что нам делить с родственным православным народом? Думаю, для восстановления доверия Грузии надо мобилизовать гигантский потенциал грузинской диаспоры в России, использовать ее как инструмент влияния. Ситуацию спасут только интеграционные предложения и благожелательность.

- Гипотетический сценарий: Шеварднадзе ушел. На слуху "сладкая парочка" непримиримых: Саакашвили - Бурджанадзе. С ними России можно говорить и договариваться?

- Нино Бурджанадзе - системная, идейная западница, эдакий представитель американского госдепартамента на общественных началах. Без иллюзий и популизма. Для России она совершенно "несъедобна", будучи грузинской ипостасью "Бжезинского в юбке". А Саакашвили - националистически ориентированный популист. Для того, чтобы снискать максимум поддержки, он готов играть самые разные роли в разнообразных сценариях. Поэтому, в отличие от грузинской "железной леди" Бурджанадзе, при определенных усилиях с нашей стороны диалог с ним вполне возможен. Кроме того, среди той части молодежи и грузинской интеллигенции, которые, разочаровавшись в политике Шеварднадзе, сегодня поддерживают движение Саакашвили, есть много благоразумных, пророссийски настроенных людей. В антишеварднадзовском порыве его поддерживают и левые, в которых сильна тяга к потерянному единому союзу.

- Насчет пророссийски настроенных людей. Многие аналитики считают, что Шеварднадзе может сменить аджарский лидер Аслан Абашидзе. Он-то "наш" человек? Это был бы хороший вариант для России?

- Вполне "наш". Сейчас именно Абашидзе выступает в роли "поводыря" Шеварднадзе на пути в Москву. Но дело в том, что Абашидзе в силу явной пророссийской ориентации гораздо менее компромиссная фигура для политических сил Грузии, чем даже нынешний президент. Его приход к власти приведет к жесткому противостоянию прозападной оппозиции. В идеале как для России, так и для Грузии - сохранить Шеварднадзе, резко усилив позиции Абашидзе. При таком раскладе Россия сможет активно помогать Грузии решать ее проблемы: начать диалог с Абхазией, нормализовать отношения с Южной Осетией, поднять энергетику страны.

- Как могут развиваться события в ближайшие неделю-две?

- Я исключаю, что Шеварднадзе признает факт фальсификации результатов голосования. Признание нелегитимности собственного режима автоматически ведет к отставке, ведь перевыборы принесут безусловную победу оппозиции. Зная нравы грузинской политики, я думаю, что оппозиция его не пощадит. Эдуарду Амвросиевичу грозит бегство, а Грузии - развал. Но мне слабо верится в то, что многоопытный политик Шеварднадзе допустит такое развитие событий.

У грузинского президента есть шанс в ближайшие две недели выправить ситуацию. Несколько резких ходов способны изменить баланс сил. Опершись на поддержку Москвы, он может деморализовать непримиримых началом переговоров об автономии Абхазии включением электричества наконец. А тогда не исключен и "азербайджанский вариант" - подавление незаконных действий заметно поредевших оппозиционеров. Если же допустить крайнее -оппозиция силовым путем, с нарушением законных процедур, свергнет Шеварднадзе, это повлекло бы за собой катастрофу: распад республики и начало очередной гражданской войны. Неминуемо возникли бы восстания в Зугдиди и Мегрелии, новую власть не примет ведомая Абашидзе Аджария, которая сейчас провела мобилизацию, ничто и никто не помешали бы Абхазии и Южной Осетии войти в состав Российской Федерации...

Иванов Леонид

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1546