Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина |Портал -Credo.Ru| Ходорковский был убежденным глобалистом, то есть служил антихристу | 06.11.2003
    6 ноября 2003, 18:55
 

Александр Дугин

"Ходорковский был убежденным глобалистом, то есть служил антихристу"

Опубликовано на Портале Credo.Ru

Известно, что Ходорковский помогал многим религиозным общинам, участвовал в благотворительных проектах. Не беспокоит ли Вас судьба этих проектов в связи с его арестом?

Не беспокоит. Ходорковский был убежденным глобалистом, т.е. служил антихристу, так как глобализация в православной (особенно встарообрядческой) перспективе и есть установление на земле царства антихриста. Ходорковский (как и Сорос) оказывал поддержку тем религиозным и культурным организациям, которые согласны с проектом глобализма. Лучше таким организациям не быть вовсе.

Многие участники нынешней избирательной кампании сознательно апеллируют к религиозным ценностям. В выборах, например, участвует партия "За Русь Святую". Скажется ли на сей раз конфессиональный фактор на результатах выборов?

"Святая Русь" великий символ. Он изначально старобрядческий, ранее иосифлянский. Славянофилы - вначале через нонкоформизм - потом и официально сделали его приемлимым для романовской верхушки (но до этого он использовался правыми русскими романтиками). Сочетание прекрасное и ласкает слух. А Церковь в выборах не участвует. Сколько бы людей ни проголосовало за партию с таким замечательным названием, этого будет не достаточно. А название пусть звучит.

Как Вы оцениваете "конфессиональный фактор" в программах партий ("Русь","Великая Россия - Евразийский Союз" (там содержатся отдельные ваххабитские идеи))?

Партия "Русь" проект особый, никаких конфессиональных элементов в нем нет. Это как бы оболочка партии. Содержания в ней нет. Оно может быть, но может и не быть. Это просто электоральный фасад. Он может стать чем угодно.

Что касается блока Бородина, то вся проблема там в некоем Абдул-Вахиде Ниязове (Медведеве), который исповедует крайние исламистские взгляды и связан с ваххабистским фундаменталистским движением в исламе. Это очень печально, что в данном случае понятие "Евразия" применяется к такому комплексу идей. Не будь там Ниязова и этой линии, я как основатель и лидер евразийского движения с конца 80-х годов, давно бы сотрудничал с этими людьми. Я считаю ваххабистскую ересь в исламе опасной для самого ислама и для национальных интересов России. Если добавить к этому активные действия ваххабитов, направленные на разрушение и дискредитиацию структур традиционного Ислама в России -- в первую очередь ЦДУМ Талгата Таджуддина, то дело приобретает еще более неприятный характер. Здесь и религиозный экстремизм, и дискредитация евразийской идеологии, заимствованной, кажется, для красного словца, и разрушение традиционного ислама. Если бы организация Павла Бородина нашла в себе силы очиститься от экстремистов и провокаторов, у нее было бы намного больше шансов на успех, и тогда конфессиональный фактор мог бы использоваться позитивнои взвешенно.

Какова судьба старообрядческого электората в связи с выходом "Евразии" из блока Глазьева и сходом с предвыборной дистанции?

Старообрядческий электорат связан с евразийским движением, которое я возглавляю, так как я сам старообрядец (единоверческого согласа). Более того, я считаю, что старообрядчество не только религиозный, но культурный, социальный и политический феномен. Старообрядчество оптимально вписывается в евразийство, как наиболее "восточная" и"традиционалистская" составляющая Русского Православия. Поэтому и сами старообрядцы постепено начинают консолидироваться и сплачиваться (независимо от согласов) вокруг евразийства. На этих выборах, раз мы, как партия, наиболее близкая к старообрядцам, в них не участвуем, я думаю, большинство голосовать не выйдет - "Единая Россия" воплощает "кадровых", а КПРФ ассоциируется с атеизмом и ленинизмом, а остальные партии либо мелкие, либо совсем дурацкие. А если у кого есть симпатии, пусть голосует как хочет. Хотя обычно староверы этого не делают. Мы отстранились от выборов и довели нашу позицию до всех наших сторонников.

Что касается блока Глазьева, то сохраняя прекрасные отношения с его лидерами Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным, сам проект "Родина"нам не приемлем. У него нет идеологии, в списках случайные люди, формирование блока проходило в истеричной, часто недостойной манере, блок имеет провокаторские функции и сопрягается с ксенофобскими, шовинистическими тезисами. У него нет ни малейших шансов попасть в Думу, поэтому его лидеры идут по одномандатным округам. Глазьев - отличный экономист, но он многократно, а в последние время прямо у меня на глазах демонстрировал полную политическую недееспособность. Он доверяет прохвостам, сторонится порядочных людей. Он должен заниматься экономикой. И тут он будет на месте. В политике ему делать явно нечего. При этом я не исключаю, что когда Глазьев и Рогозин осознают, что они "попали" с выборами, что их просто "развели на выборы" (а потом тех, кто это сделал, и днем с огнем не сыщешь) сотрудничество у нас возобновится.

Ваше отношение к тибетской проблеме и ситуации с Далай-ламой, в т.ч. постоянными отказами в российской визе, включая транзитную?

Это линия направлена на укрепление российско-китайских отношений, а Пекин остро реагирует на тибетский вопрос и Далай-ламу. С точки зрения евразийской геополитики, мы должны, напротив, поддерживать тибетцев и активно приглашать Далай-ламу.

Илюмжинов - политик популистский. Напряжение между нашими евразийцами в Калмыкии и Илюмжиновым в целом сняты. Хотя, я думаю, у Москвы вопросы к Илюмжинову еще есть, и снятие Волошина снова обострит отношения. Вспомните, как снимали Сасыкова. Но евразийству, на мой взгляд, как движению, лишь набирающему силу и мощь, пока рано вступать с кем бы то ни было в прямую лобовую конфронтацию. Сейчас мы работаем на позитив - образование, издательство, просветительство, творчество, развитие идеологии, сеть, масс-медиа, укрепление структур, чистка рядов (в том числе и от случайной сволочи, примазавшейся к евразийству, в надежде что-то урвать от перспективного, набирающего силу движения с изысканной и тщательно продуманной идеологией).

Перспективы российских буддистов (увидят ли они когда-нибудь Далай-ламу?).

Я сторонник того, чтобы они увидели его чем раньше, тем лучше. И я думаю, что это было бы правильным геополитическим ходом для Кремля.

А отношения России с Ватиканом, Папа, "католическая экспансия"?

Ватикан - это Европа. Сама Европа особенно в Россию не лезет, хотя отдельные ее элементы (страны Балтии, восточно-европейские страны бывшего соцлагеря -- за исключением родной нам Сербии) ведут себя плохо в отношении нас. Идея о вхождении католиков на нашу православную каноническую территорию провокационна - она призвана рассорить нас с Евросоюзом. Это не выгодно самим католикам. Впрочем, у Папы в голове есть версия римского "евразийства", связанного с эсхатологическими пророчествами Фатимы и другими эзотерическими теориями, имеющими хождение в высших кругах европейских кардиналов. Папа считает, что должен "осветить светом Рима и мариальными харизмами" Евразию. Но будучи католиком, он, естественно, не понимает, что мы и без него, даже вопреки ему и есть "удел Пресвятой Богородицы", освящены "Третьим Римом", и Православие и есть ядро евразийства и Евразии. Так двойной момент: Папу подталкивают атлантисты, с одной стороны, и европейские евразийцы-континенталисты, с другой. Если с первыми все понятно, я бы не недооценивал и влияние вторых. На это нам бы надо ответить определенным пиаром православной геополитики и православного евразийства в самой Европе. Все равно элиты, о которых идет речь, экстравагантны и миноритарны (что не значит маргинальны), и они вполне способны рассмотреть проект "ортодоксализации" Европы. Я бы ответил католикам волной православного мессионерства, возрождением нашей собственной Веры и разрешением вопроса о старообрядчестве. Тогда католики окажутся на своем месте. Пусть движутся на Запад. Пусть мобилизуют в антиатлантистском ключе Южную и Центральную Америки, пусть работают в США, пусть поддерживают Шин Фейн в Ирландии. Все это и есть нормальное евразийство применительно к Западу. А со своими просторами мы разберемся сами. В принципе, католики на сегодняшний день для нас не самое страшное.

Правда ли, что Вы являетесь прихожанином единоверческого храма св. Архангела Михаила в подмосковной Михайловской Слободе?

Да, правда. Я пою по крюкам на крылосе (как могу), читаю "Часы" и"Поучения".

Как Вы оцениваете перспективы единоверия в РПЦ МП?

Сложный вопрос. С одной стороны, единоверие - идеальная позиция для постепенного и органичного возврата современных парвославных в русло подлинной исконной традиции. Ведь старообрядчество не просто культ, это наследие Древней Руси. И коль скоро мы традиционалисты, то это наследие для нас должно быть бесценным. Это официальная позиции повопросу ОВЦС МП РПЦ - единоверие, как вторая сторона древнего наследия Русского Православия в целом. Более того, через единоверие православные могут приходить к Старой Вере безболезненно, постепенно.

Их никто не вынуждает сразу "отрекаться от никониянской ереси". Что многих шокирует. Я думаю, что сегодня МП РПЦ даже не "никониянская", а просто не пойми какая. Туда идут люди за ответом, из патриотизма, в силу традиции, из духовных побуждений, а не из-за "никониянства". Надо делать на это скидку. Но через какое-то время они наталкиваются на тупик: либо черносотенно-монархический, либо либерал-модернистский, либо просто наполную невнятность. Вот тут и нужно углубить свое понимание Русского Православия, а это легко и естественно сделать через единоверие. Это еще один шаг к корням, к Традиции, к истокам, к русской глубине.

У старообрядцев есть последовательная религиозная философия истории, трагичная, но прекрасная. По сути традиционализм в РПЦ приходит к схожим выводам, как пришли к ним славянофилы. Кроме того, старообрядчество полностью лишено моральных издержек РПЦ.

"Нетрадиционная" ориентация отсутствует не только у клира или наставников (упаси Господи!), но и у простых мирян. Это вообще несовместимые вещи. Старообрядчество открывает людям небывалые горизонты внутренней свободы, но при этом учит человека дисциплине и нормам аскетики. Аскетическому насилию подвергается лишь плоть (и то это приятно - бесчисленные земные поклоны на Мариино стояние, долгие службы, строгие посты - после этого человек становится крепким, здоровым, бодрым и выносливым, а все болезни исчезают), а дух освобождается, воспитывается и крепнет... Все это делает единоверие важнейшим явлением в современном Православии в целом.

С другой стороны, этот единоверческий потенциал далеко не востребован, движение только в самом начале. В организационном смысле это как бы оболочка, которую надо насыщать содержанием постепенно и осторожно. Приходов раз два и обчелся, информации почти нет. Газету при Храме в Михайловской слободе стали выпускать, сайт сделали, скоро запустим, а домен уже есть - edinoverie.ru... Как только мы подойдем к определенной степени зрелости современного единоверия, поставим и епископа, все пойдет. С Божией помощью! Только все надо делать вовремя.

Одной из самых спорных фигур современной РПЦ МП является митрополит Кирилл (Гундяев). Как Вы оцениваете его политическую и церковно-общественную позицию?

Признаться, я лично симпатизирую владыке Кириллу, вхожу Президиум Всемирного Русского Народного Собора, который возглавляет Патриарх, но который живет стараниями владыки Кирилла. Его порицают за"филокатоличество" и за активность светского и коммерческого плана. Я не знаю ничего об этом, ни разу в наших с ним беседах не замечал и намека на "филокатоличество" или чрезмерное попечение о мирском. Как он сам сказал в частной беседе цитатой из Писания, спрашивая о причинах большого числа недоброжелателей у меня самого, "только в то финиковое дерево не бросают камни, которое не несет плодов". Мне импонируют во владыке Кирилле пастырская жесткость стиля, воля, несомненный патриотизм, просвещенный консерватизм. Более того, я полностью разделяю его позицию по вопросу Старой Веры, к которой он относится очень благожелательно, всячески поддерживая единоверие и развитие диалога с более радикальным согласами.

В других вопросах РПЦ я плохо разбираюсь, поэтому детального мнения не имею.

Поддерживаете ли Вы призывы к возвращению Церкви всего ее дореволюционного имущества, в том числе сельхозугодий?

Да, я иосифлянин в этом вопросе (и во многих других).Надо отдать церкви максимум имущества, не только многие сельхозугодия, но и нефтяные скважины, месторождения ценных металлов и т.д. У церковных людей всегда есть сдерживающий фактор, они не могут не помнить о грядущем возмездии, и материальные ценности для них относительны по определению. Кроме того, я убежден, что сама Церковь и государство обязаны вернуть староверам все изъятое за триста лет гонений имущество, угодия, ценности, церковную утварь, иконы и материальные предметы. Вспомните, с какой дикостью громились староверческие монастыри и приходы при Николае Первом? Как разграблялись молельни староверов в пользу единоверческих храмов? Сколько людей вообще говоря замучали сожгли и повесили на крюки по сути по ложным донесениям, ведь и Каптерев и Голубинский - а это новообрядческие церковные исследователи -- ясно доказали, что фактически по всем вопросам обрядов и учений староверы были на сто процентов правы. Если сама Церковь не будет справедлива, и она не избежит новых потрясений и расколов. Все всем пусть вернут, что еще можно...

Кстати, в Москве был Единоверческий монастырь, огромный прекрасный храм. Все надо вернуть владельцам. И еще построить новые храмы как компенсацию.

Считаете ли Вы, что Церковь необходимо освободить от налогов? Должно ли это коснуться только РПЦ МП или всех религиозных организаций России?

Я думаю, что Церковь надо освободить от налогов и наоборот ввести налог на Церковь на всех остальных. Кто и где молится за государство и людей, за умножение плодов земных, за мир и процветание? Правильно, иереи, причт и прихожане в храмах Божиих. И пусть они только этим и занимаются, а помогать им обязано все общество и Государство.

Это можно распространить и на традиционные российские конфессии. Особенно же надо думать о старообрядцах. Эти скромные, как настоящие герои, люди сохранили для нас кусочек Древней Руси. Причем не музейный, а живой, дышащий... И все это несмотря на столетия самых жесточайших пыток и гонений. Это настолько наше, глубинное, родное, эти подрушники, эти лестовки в руках старушек, эти маленькие кафтаны и сарафанчики на смирно стоящих детках... Это как душа... И им никто не помогает, внешней поддержки нет, паства небольшая и на нее не проживешь. Я считаю, что возрождение старообрядчества должно стать приоритетной программой Государства. Для РПЦ сейчас много сделано и делается. И это замечательно. Теперь пора вспомнить и о самых сирых и слабых, но самых глубоких, прекрасных и нежных людях Святой Руси.

Что же касается других конфессий, то я полагаю, что Государство обязано сейчас помочь российским мусульманам, особенно тем, которые с достоинством и честью отказываются от саудовских и других подачек. Это в первую очередь ЦДУМ. А то у нас получается, что финансируемые из-за рубежа мусульмане чувствуют себя припеваючи, да еще и легко скупают высокопоставленных чиновников, а те, кто по настоящему верен России, лоялен власти, бедствует. Потом циники еще и говорят, "но это же слабые структуры". Правильно "слабые", потому что не принимают ваххабитских подачек, сохраняют достоинство. Им конечно надо помогать.

У протестантов, кажется, экономических проблем нет, у них финансирование из-за рубежа. Здесь следует только отделять лояльные России структуры - такие, например, как Евангелическая Церковь Ингрии, от различных течений, типа Мизури синода, которые оказывают вредное атлантистское антигосударственное влияние, типа ваххабизма, только в иной форме. Иудеи, кажется, обеспечены нормально, но и здесь почему бы Государству не поддержать лояльных традиционалистов... И наконец, буддистов тоже следует освободить от налогов и способствовать развитию этой традиционной конфессии. А вот нетрадиционные религии и культы следует очень внимательно отслеживать, и точно оценивать характер их деятельности и качество их влияния.

Считаете ли Вы, что необходим закон, который поставил бы РПЦ МП в особое, привилегированное положение? Или она должна пользоваться такими же правами, как остальные конфессии?

Я думаю, что необходим закон, отделяющий статус традиционных конфессий от нетрадиционных. В число традиционных обязательно будут включены МП РПЦ, староверы, мусульмане, иудеи, буддисты, часть протестантов и католиков. Остальные будут нетрадиционными, за исключением некоторых этнических культов, которые также можно (и наверное, нужно) сохранить. МП РПЦ и так в привилегированном положении по факту. И это прекрасно, надо такое положение укреплять и развивать.

Согласны ли Вы с запретом священнослужителям избираться в парламент?

Это Церкви виднее. Кстати, такое решение не распространяется на старообрядческий клир. В принципе, наш парламент настолько отвратителен, что находиться в нем, что "на сонмище нечестивых", так что не то что священнику, просто благопристойному верующему там делать особенно нечего.

Не могли бы вы рассказать ещё про ваши актуальные отношения с Гейдаром Джемалем, которого вы называли другом и учителем. Поддерживаете ли вы отношения с ним сейчас, и если нет, то в чём причина этого? Она политическая, идеологическая, личная, другое?

Я считаю Гейдара Джемаля крупнейшим мыслителем мирового масштаба. Это грандиозный персонаж в метафизике и философии. Ничего сопоставимого с ним нет и в помине. Возможно и не было. Я считаю, что он обладает сверхчеловеческим интеллектом. Я преклонялся перед ним и преклоняюсь.

Отношения с ним последние годы не поддерживаю, так как религиозно-политически он исповедует идеи, которые для меня неприемлимы про целому ряду факторов. В некотором смысле многое из того, что я написал, является прямой или косвенной полемикой с Джемалем (метафизической, религиозной, геополитической). Я с ним расхожусь по многим принципиальным позициям, но для меня это творческое расхождение, оно питает мой дух, так что я многократно благодарен Гейдару Джемалю и за прямую инспирацию в юности, и за обратную инспирацию в зрелости.

Возможно Гейдар Джемаль слишком велик для нашего плоского мира.

Геннадий Зюганов недавно выпустил в свет книгу "Святая Русь и Кащеево Царство", в которой (и на презентации которой) в очередной раз подчеркнул ориентацию КПРФ на союз и сотрудничество с православием. Ваши комментарии?

Операционную систему национал-большевистского профиля Зюганову в мозг заложил я в начале 90-х, и отладил Проханов. Эта система по определению сочетает в себе "консерватизм" и "большевизм". Консервативная Революция в общем. Наберите в яндексе это сочетание и угадайте с трех раз с какой фамилией оно будет сочетаться. Правильно с моей.Но Зюганов как добротный хард-вэр продолжает рециклировать эту плодотворную мысль в том виде, в каком она была заложена. В каком-то смысле нынешний национал-большевизм Зюганова (а про Святую Русь и Кащея-либерала и есть "национал-большевизм") это Windows93. Все в этой модели добротно, но XP как-то поприятнее для пользователя. В сотрудничестве КПРФ с Православием нет вообще ничего удивительного, если бы мы внимательно следили за Зюгановым образца начала 90-х, то мы бы и там все это в полдной мере заметили. КПРФ - национал-большевистская лево-евразийская партия, которая ни по каким критериям не подпадает ни под мерки марксизма, ни ленинизма. И так было с самого начала.

Другое дело, что этой системе требуется апгрейд. Потому что Тириар и тем более Филип Девинтер (if you grasp what I mean) это отлично, но рефлексия КР и НБ, не говоря уже о Радикальном Центре на этом не остановилась.

Чему удивляться в предсказуемой и довольно несамостоятельной работе Зюганова? Все это по сто раз проговорено в "Дне", и в гораздо более скверном исполнении в "Завтра".

Зюганову срочно нужен апгрейд. Не в сторону национализма, его и так предостаточно, не в сторону религиозности (и ее хватает), не в сторону марксистской ортодоксии (ее больше нет, доигрались), но в сторону нового (модернизированного, интеллектуализированного) издания той же национал-большевистской идеологии. Снова угадайте с трех раз, кто бы это мог эффективно осуществить?

Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве со скандально известным радикальным ортодоксом и каббалистом Авигдором Эскиным. Что объединяет евразийца-старовера и мессиански настроенного иудея?

Почему Эскин скандален? Суд доказал, что он не собирался и тем более не метал свиную голову в мечеть Аль-Аксу, это все придумал Шин-Бет. Вообще человек просидел 2 с половиной года в Израиле за сионизм, антиамериканизм и русофилию. Удивительный случай. Я считаю Эскина замечательным человеком, крупным религиозным мыслителем, искренним другом России и врагом атлантизма и глобализма. Он в своих трудах совершает великую вещь: он примиряет русских патриотов и даже националистов с патриотами еврейскими. Кого ненавидит русский патриот? "Евреев", которые ведут мир к атеизму, материализму, расовому смешению, глобализму, кокаколонизации и американскому "новому мировому порядку", к оплевыванию всего традиционного и национального, всего духовного и нравственного, к воспеванию ценностей "золотого тельца", лжи, спектакля, цинизма, обмана, безнравственности и воровства. Авигдор Эскин, сионист, говорит: вы ненавидите таких людей ("евреев") с такими взглядами? Считаете их "антихристами" и "недолюдьми"? И правильно делает: мы, настоящие евреи, утверждает Эскин, ненавидим эту падаль не меньше, чем вы. Они вообще "не евреи", но "эрев рав", народы "великого смешения", которые примешались к настоящим евреям со времен бегства из египетского плена. Это они воздвигли золотого тельца в пустыни, это из-за них Израиль отправился в четвертое изгнание (галут), это из-за них произошел Холокост. Ссылаясь на Виленского гаона, Авигдор Эскин восклицает: в конце времен настоящие евреи должны вступить в брань с ордами народов "великого смешения", т.е. с глобалистами, либералами и западниками, одолеть их. А если сами евреи не одолеют этих выродков, маскирующихся под настоящих евреев, то первый (страдающий) машиах - бен Юсеф - погибнет. Вот оно как! Глобализм общий враг для всех авараамических традиций - для православных это антихрист, для мусульман - даджал, для иудеев-традиционалистов (таких как Эскин) - эрев рав. Это и сближает.

Сближает еще и другое - глубина веры, стремление постичь корни духовности, любовь к России (Авигдор вырос здесь), пассионарность, нонконформность, радикализм, преданность свободе и истине.

Какое из направлений иудаизма (ортодоксы, консерваторы, реформисты, хасиды и т.д.) вы, как философ-традиционалист, метафизик, богослов, считаете легитимным?

Что же касается легитимности тех или иных духовных течений в иудаизме, то я судить не берусь. Я исповедую иную веру, я православный человек, и для меня, честно сказать, иудаизм со всеми его теологическими версиями за кадром. Но абстрагируясь от своей конфессии, я полагаю, что наиболее интересны с типологической точки зрения традиционалисты и эзотерики (каббалисты). Крайне интересное явление хасидизм, причем не столько любавический, сколько миноритарные сегодня ветви последователей рабби Нахмана из Бреслова - т.н. бресловский хасидизм.

С эстетико-философской и типологической точки зрения меня фасцинирует саббатаизм (Саббатаи Цеви) и (в меньшей степени) франкизм. Совершенно удивительный персонаж был Барухиа Руссо, призывавший нарушать запреты на поедание "почечного жира"... Святость через грех... Что-то очень хлыстовское в этом есть...

Но это уже из разряда гетеродоксального эзотеризма, но потрясающе интересное мистическое явление... Одно понятие "священного вероотступничества" (holy apostasy) чего стоит!

Беседовал Алексей Белов


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1523