Международное Евразийское Движение
Аналитика | Две Башни Павловский VS Дугин | 30.10.2003
    30 октября 2003, 13:56
 

Две башни

Не так давно Глебом Павловским в экспертное сообщество был вброшен любопытный документ под длинным названием "О негативных последствиях "летнего наступления" оппозиционного курсу Президента РФ меньшинства". Обсуждению этого документа было посвящено специальное заседания клуба "Гражданские дебаты", состоявшееся 4 сентября в Пресс-центре газеты "Известия".

Под этим замысловатым названием скрываются крайне агрессивные - на грани фола - нападки на группу высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов, принадлежащих к т.н. питерской группировке и чрезвычайно близких лично к Президенту. В документе Павловского они прямо названы. Речь идет о двух заместителях главы Администрации Президента В.Иванове и И.Сечине, заместителе директора ФСБ Ю.Заостровцеве, о известном "православном" банкире С.Пугачеве, главе Роснефти Богданчикове, главном прокуроре В.Устинове и некоторых других высоких лицах. Павловский называет их политической "группой" и инкриминирует им по сути не больше не меньше как подготовку "идеологического переворота".

Павловский описывает идеологию этой группы так: резко выраженная патриотическая идея, лево-социальный уклон в экономике, приоритетная ориентация на Русское Православие, проект национализации природной ренты, упразднение олигархии, консолидация среднего бизнеса, упор на силовиков и силовые методы, отказ от прозападной ориентации. По его мнению, эти идеологические установки несовместимы с "демократией" и исповедуются "меньшинством" (он забывает добавить "меньшинством правящей элиты").

Доказательства серьезности этого "идеологического заговора" Павловский видит в использовании юридического преследования крупного российского бизнеса (дело ЮКОСа), в поддержке этой "группой" "Народной партии" Райкова с "лево-националистической" идеологией, оказание силового давления в выборной ситуации в Башкирии, Чечне, Москве.

Текст записки Г.Павловского называет "группу С.Пугачева - И.Сечина - В.Иванова" "чиновниками-диссидентами" и явно апеллирует к Президенту с призывом сорвать "идеологическую контрреволюцию". Статус Г.Павловского позволяет рассматривать его выступление как симптом того, что борьба кремлевских фракций ("кремлевских башен", как выражаются политтехнологи) накануне выборов предельно обострилась.

Показательно, что, называя "врагов", Павловский не называет друзей, расплывчато апеллируя к самому Президенту, якобы придерживающемуся прямо противоположной идеологии. Это интересный момент: если отвергаемая идеология "кремлевских заговорщиков" Павловским описана предельно конкретно, то о "позитивной идеологии" большинства чиновников он не говорит ничего. Однако легко методом симметрии ее определить. Это призыв к интеграции РФ в западный мир, принятие глобализма, сближение с США, ограничение национальной суверенности в пользу транснациональных структур "мирового правительства", признание неотвратимости однополярного мира, либерализм, легитимация статус-кво результатов приватизации, сохранение системы олигархии и т.д.

Из всего текста записки создается полное впечатление deja vu предвыборного периода 1996 года: снова лозунг "демократия в опасности" (прямо протранслированный М.Урновым на заседании "Гражданских дебатов"), снова "красно-коричневая" угроза - и снова идущая из Кремля. Интересно, однако, другое: как руководство Администрации Президента, проживающее в "другой башне", нежели "разоблаченная" Павловским "группа", могло пойти на такие крайние меры накануне выборов? Впрочем, почти полное блокирование освящения этого инцидента широкими СМИ - в первую очередь, метровыми телеканалами - дает понять, что вся история не более чем "разведка боем", а не объявление настоящей войны в верхах. Ведь в противном случае шуму было бы не меньше, чем в отношении записки Белковского-Дискина "об угрозе олигархии". Та записка получила ход, эта, кажется, нет.

Однако важно иное: обнаружение в этой полуавантюристической истории с "новым заговором" идеологической закономерности. Формула правления Путина состоит из двух довольно противоречивых составляющих - державно-патриотической и либерально-западнической. Им соответствует два крыла его ближайшего окружения - "две башни". Одна "башня" - лево-патриотическая, популистская, православно-чекистская. Вторая - либеральная, олигархическая, проамериканская, "демократическая". Патриотическая "башня" усиливается всякий раз, когда дело доходит до обращения к народу, к массам, то есть, в первую очередь, в выборный период. Так как избиратель наш в своей массе "державно-патриотический", любящий "социальную справедливость" и ненавидящий олигархов, то "электоральный Путин" смещает баланс в сторону именно этой "идеологии". Именно за этот комплекс идей и слоганов, а также крутых действий и жестких фраз его, не будем забывать, и выбрали Президентом. Эта идеология в политической элите разделяется, действительно, меньшинством, зато в народе пропорции обратные.

Другое дело, что в межвыборный период, когда на первый план выходят международные проблемы и договоренности, либерально-западническая составляющая оказывается более важной. И баланс весов "международного Путина" смещается к другой "башне", акценты соответственно смещаются. Именно из-за внешнего международного фактора Путин и не поменял ключевых деятелей своей команды, принадлежащих к "семейному" клану, чего от него многие ожидали. У этой либерально-западнической группы (выражающей интересы большинства политического истеблишмента, но меньшинства избирателей) есть своя функция.

Накануне выборов в Думу и особенно президентских баланс вполне логично смещается к державникам, которые делают простой, но крепкий пиар, потрясая мышцами. В Чечне проявиться уже невозможно, значит, удар обрушится на внутреннего врага. Можно стараться как-то влиять на выбор жертвы (козла отпущения), на модель силового демарша, на тяжесть наказания, на коррекцию основных идеологических постулатов, на пиар "обысков и захватов", в конце концов, но совершенно непродуктивно, на мой взгляд, выступать жестко против этой идеологии. В электоральный период разоблачаемая Павловским идеология является не просто "контрреволюционным заговором", но, напротив, залогом выборного успеха самого Президента и лояльных ему политических сил. Прагматическую неизбежность и полезность державно-патриотической идеи с ярко выраженной левой и одновременно традиционалистски-религиозной составляющей должны принять все пропрезидентские силы. Тем же, кто неразрывно связан с либеральным западничеством, на данный момент явно следует притихнуть и подождать пару лет (впрочем, их положение усугубляется также исторической серьезностью выборов 2008 года). А лучше всего либо договориться с "патриотической башней", либо ринуться в патриотизм самостоятельно.

В целом впечатление от истории с запиской Павловского таково: это, скорее всего, "faux pas" либерального крыла Администрации Президента, которое постараются поскорее замять. Да и бедному ЮКОСу от этого не легче, если не наоборот.

"О негативных последствиях "летнего наступления" оппозиционного курсу Президента РФ меньшинства"
Аналитическая записка Глеба Павловского 2 сентября 2003

1. Летнее наступление

В течение лета 2003 года политическая активность так называемой "группы С.Пугачева-И.Сечина-В.Иванова" (далее - Группа) перешла на качественно новый уровень. От осуществления отдельных операций преимущественно в экономической сфере, Группа перешла к активным действиям по "переустройству" российской экономики и политики, включая президентский уровень.

Экономический базис группы, первоначально включавший Межпромбанк, Роснефть и, отчасти, Газпром, начал быстро укрепляться за счет втягивания в орбиту Группы представителей среднего бизнеса в транспортном, банковском, нефтяном, угольном и других секторах экономики. Возникновение нового "центра силы", оппозиционного "олигархам" объективно привело к консолидации вокруг него значительной группы "обиженных" предпринимателей из числа наиболее политически активного среднего бизнеса.

Продолжил расширяться и круг сторонников Группы. К традиционно поддерживавшим группу В.Устинову Г.Букаеву, Ю.Заостровцеву, начали "подтягиваться" П.Бородин и другие. Группе удалось более активнее чем раньше использовать поддержку руководства РПЦ и силовых структур, включая ФСБ. Создается миф о тождестве Группы - и руководства силовых структур от МВД и армии до ФСБ и Прокуратуры. Очевидно, что такого тождества нет, а сделана заявка на политический контроль.

Политически, Группе удалось активно вмешаться в ход подготовки к избирательной кампании 2003 года, в том числе за счет выдвижения "своих" политических структур ("Народная партия"), стать ключевым игроком в ряде наиболее важных региональных избирательных кампаний (Башкирия, Чечня, Москва), во многом изменить расстановку сил в бизнес-элите (разоблачение "заговора олигархов" и "дело ЮКОСа").

Идеологическим манифестом Группы стал доклад о "заговоре олигархов" (С.Белковский, И.Дискин). Базовая идея С.Пугачева о построении государственно-ориентированного капитализма на базе переработанной и упрощенной для массового потребления православной идеологии, дополнилась более актуальным для 2003 года революционным призывом к смене всех элит - в экономике, региональной и федеральной политике.

Следует отметить, что все серьезные перемены, произошедшие в российском политическом ландшафте в течение лета и всей первой половины 2003 года, связаны с началом широкомасштабного наступления, предпринятого Группой. В результате, к концу лета 2003 года Группа превратилась в одного из ключевых игроков российского политики, действующего агрессивно, как в бизнесе, так и в политике, и пытающегося по-своему отредактировать Конституцию и политический курс Президента.

2. Цели и задачи

Очевидно, что основной задачей политической Группы является существенная коррекция политического и экономического курса развития страны, осуществляемого Президентом и Правительством. Эта коррекция связана:

Во-первых: с формированием нового типа бизнеса, заданного "делом ЮКОСа": полностью лояльного новым хозяевам, определяющим кадровую и экономическую политику. Неповиновение будет подавляться за счет силового воздействия. Сам бизнес может оставаться частным, но роль государства в управлении им должна быть высокой.

Во-вторых: с созданием сильных государственных монополий или холдингов с государственным участием в большинстве привлекательных секторов экономики.

В-третьих: с решением задачи роста экономики через перераспределение ресурсов и собственности в топливно-сырьевом и других секторах секторе экономики, введением "ресурсной ренты", созданием государственных монополий (в том числе возврате госмонополии на выпуск вино-водочной продукции) и ужесточением контроля за функционированием бизнеса. В-четвертых: с резким усилением силового компонента власти, превращением "силовиков" в главную и, по сути, единственную опору Президента. Активизацией силового вмешательства в политику, начиная от выборов всех ровней и заканчивая контролем частной жизни.

В-пятых: с формированием новой "лево-популисткой" идеологической платформы власти, опирающейся на упрощенное и превращенное в идеологию православие, ориентацию на "массы бюджетников" и антиолигархически настроенный средний и малый бизнес. Образец такой идеологии просматривается в программах ряда политических партий, поддержанных группой, в первую очередь - Народной партии.

Внутренний мотив необходимости такой коррекции государственной политики, на которой настаивает Группа, заключается в представлении ее лидеров о слабости Президента. "Слабость" Путина, его "непоследовательность", "недостаточная решительность", постепенное "превращение в Горбачева" - постоянно повторяемый рефрен в публичных выступлениях идеологических сторонников Группы. В первую очередь за слабость выдается мифическое нежелание Президента "порвать с Семьей", отказаться от "связей с олигархами" и "дать свобод национальному бизнесу", под чем обычно понимаются собственные коммерческие связи и интересы Группы.

Очевидно, что если Президент будет и далее уклоняться от поддержки действий Группы в отношении пересмотра экономических и политических ориентиров, тема "слабости Путина" и его личных связей с "Семьей" и олигархами может превратиться в стержень PR кампании Группы.

3. Угрозы власти

Реализация Группой ее целей и задач в ходе политического наступления летом 2003 превращает ее в системного оппонента действующей власти и Президенту. Действия Группы по силовому "выталкиванию" из бизнеса конкурентов, объявляемых "олигархами", а по сути - передел крупного бизнеса, наряду с попытками оседлать избирательный процесс и начать контролировать власть в регионах под флагом "укрепления слабого Президента" выводят действия Группы за грань приемлемой борьбы мнений. Речь идет о формировании параллельного центра власти с перетеканием к нему части полномочий и государственных функций, с последующим превращением данного центра в основной. Коррекция политики Президента имеет продолжением классический вариант "ползучего переворота".

В этой связи для власти формируются несколько зон угроз:

Первая, реализующаяся в полной мере уже сейчас, заключается в нарастании хаоса в политической организации общества. Рост конфликта внутри верхушки власти, раскол Администрации Президента на два лагеря приводит к разбалансированию процессов согласования и появлению большой группы структур, играющих на противоречиях во власти в интересах личной выгоды. Эта тенденция отчетливо заметна практически на всех значимых региональных выборах, в первую очередь в Санкт-Петербурге, Чеченской республике, Башкирии, Москве. На федеральных выборах в Государственную Думу она выражается в стремлении затруднить, и по возможности обрушить избирательную стратегию партии "Единая Россия". Повсюду в регионах ощутима тенденция к активизации кадров и структур прокуратуры для вмешательству в споры экономических субъектов, вынуждаемых обращаться за "силовой поддержкой" к Группе.

Вторая заключается в нарастании тенденций передела собственности в пользу участников и сторонников Группы, прикрывающихся флагом государственных интересов. Фактически, на место разрушенной олигархической системы приходит новая "силовая" олигархия, состоящая из членов Группы и их ставленников, ориентированная на использование государственных рычагов и административного ресурса для достижения своих целей. Реализация такого передела в пользу "новых олигархов" приведет к повторению в худшем виде олигархической системы, в итоге окажет разрушительное воздействие на государственные кадры, поведет к сворачиванию темпов экономического роста.

Третья заключается в постепенной трансформации роли Президента. Возникающий в ходе реализации стратегии Группы силовой механизм передела собственности будет нуждаться в постоянной поддержке Президента, посягая на его ресурс доверия и поддержки масс. Таким образом, Президент утратит свободу маневра и станет заложником политики Группы, не только в части устранения ее конкурентов, но и практически по всем другим вопросам, от смены региональных элит до незаконного использования силовых структур в политических целях.

Четвертая, носящая перспективный характер, связана с политическим эхом кампании в широких кругах малого и среднего бизнеса, стимулируемого заказной пропагандой Группы на примерах "дела ЮКОСа" к обвальному пересмотру распределения имуществ в свою пользу. Речь идет попросту о возбуждении части среднего класса России к классовому противопоставлению другим группам, к ревизии института собственности. Определенная политическая незрелость российского среднего бизнеса зачастую толкает его в сторону поддержки радикальных политических сил, в первую очередь - национал-экстремистов. Очевидно, что Группа, основной целью участников которой является превращение в новых олигархов-поводырей Президента, не в состоянии будет справиться с разбуженной ею антисистемной энергией. Однако, будет стремиться ее использовать в "антиолигархической" борьбе. Это приведет к нарастанию крайних позиций в политике накануне президентских выборов, возникновению лозунгов "коренной реформы государства" на экстремистский, неконституционный манер.

4. Выводы

В конце лета 2003 года действующая власть столкнулась с новой системной оппозицией, фактически создавшей параллельный центр власти и пытающейся провести коррекцию курса Президента изнутри, опираясь на поддержку части силовых структур государства под флагом поддержки и усиления "слабого" Президента. Основной целью новой системной оппозиции является проведение передела собственности в свою пользу и осуществление массовой смены элит на федеральном и региональном уровнях. Дополнительной целью является формирование новой государственной идеологии, которая могла бы помогать "новой олигархии" удерживать власть. Роль Президента в случае успеха данной стратегии будет сведена к вынужденной поддержке действий "новой олигархии", заложником которой он оказывается.

Предельно опасны и попытки Группы сделать Генеральную прокуратуру участницей политических игр. При недостаточности ресурса нового "кремлевского меньшинства" для получения поддержки в стране, в результате ее "атаки на капитал" можно прогнозировать нарастание раскола в обществе, вызванного переделом имуществ и разрушением политического баланса. Это - прямая дискредитация власти, ее демократической конституционной легитимности.

При успехе Группы, под угрозой окажется весь прежде заявленный в Послании Президента к Федеральному собранию курс - выдвинутая В.Путиным программа роста ВВП и, на его основе, преодоления нищеты и укрепления единства и безопасности России; вся вообще линия на мирную консолидацию общества. Страна снова вернется ко времени нестабильности, которым был отмечен конец 90-х годов.

Нельзя не отметить главного внутреннего противоречия Группы, склеенной из двух противоположных идеологических позиций: государственно-бюрократической - и коммерциализированной, корыстно-частной. Именно попытка смешать эти несовместимые мотивировки (идущая, вполне вероятно, от финансовых спонсоров Группы) и привела к описанным политическим извращениям. В отношении спектра своих обычных рабочих задач И.Сечин, как куратор документооборота и канцелярии Президента, и В.Иванов, как куратор кадровой политики, всегда отстаивали кадровую прозрачность команды В.Путина и решений Администрации, отсеивая сомнительные кадровые предложения и лоббистские бумаги. Перерождение Группы и состояло в том, что, начав формироваться В.Ивановым и И.Сечиным как структура обеспечения команды Президента, она в дальнейшем вышла за рамки компетенции и этики государственной службы. Попав под контроль финансовых спекулянтов, Группа превратилась в приватизированную бизнесом Пугачева-Веремеенко-Богданчикова, управляемую извне часть вертикали власти. В Администрации Президента тем самым возникло окно перехвата рычагов государственного управления, расширяющаяся зона новых олигархических амбиций, удобная для авантюристов, прикрывающихся именем Президента.

В этом смысле, простым выходом из сложившейся ситуации кажется возвращение ответственных сотрудников Администрации к выполнению своих прямых обязанностей, при дистанцировании от сомнительных связей и олигархического прожектерства.

Подготовлено Г.Павловским, 29.08.03

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1510