Международное Евразийское Движение
Материалы | Портал Навигатор | Вячеслав Щекунских | Идея, которая объединит политиков | 24.10.2003
    24 октября 2003, 19:48
 

Релевантные ссылки:

Лозунг “жить для себя” – легкий путь в черную гибель

Идея, которая объединит политиков

Вячеслав ЩЕКУНСКИХ

Запад есть Запад,
Восток есть Восток -
и им не сойтись никогда...

Р.Киплинг.

В Алматы побывал "человек из телевизора" - Александр Дугин, создатель и лидер партии "Евразия". Нам он известен больше как политический комментатор на Первом канале.

В современной России идеи евразийства не получили пока нормального развития. Сейчас нет таких мыслителей, как Трубецкой или Гумилев. И хотя Дугин называет себя идеологом российского евразийства, такая категоричность, наверное, не вполне серьезна. В этом направлении пока четкой современной теории никто не представил. А уж практика - вообще только в зародыше.

Дугин дал пресс-конференцию, в которой в качестве оппонента лидера российских евразийцев принял участие представитель казахских националистов Азимбай Гали. Гали подверг критике евразийские инициативы Президента Назарбаева, утверждая; что судьба казахского народа лежит в создании национального государства и прямой интеграции в западное сообщество в противовес России. В свою очередь, Александр Дугин последовательно отстаивал необходимость интеграционных процессов на постсоветском пространстве, поддерживая инициативу Президента Казахстана, отмечая плюсы евразийской теории для казахского общества и сохранения казахами национальной идентичности в глобальном мире.

- Предвыборная кампания, которая сейчас проходит в России, показала, что евразийство, несмотря на популярность в политических элитах, мало что говорит на электоральном уровне, - сказал Дугин. - Мы проводили рейтинги и нашей партии, и Евразийской партии Ниязова, которая с нами совсем не близка. Эта тематика еще не дозрела до партийно-электорального процесса, она находится в другой плоскости. И было принято решение придать евразийству более международный характер. Партийный аспект идеи евразийства в России да и в других странах пока в зачаточном состоянии. А в международном плане она более удачна, потому что есть эффект. В Ялте прошло Совещание по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), которое есть выход на этот уровень. И то, что удалось включить Украину в ЕЭП, - вообще огромная удача. У меня по этому поводу прошел ряд статей. Я полагаю, что сейчас гораздо важнее сформировать не столько партии, сколько евразийское движение, так как до него дозрели по крайней мере политические элиты. Об этом мы будем говорить здесь, в Казахстане. Сейчас у нас есть две евразийские структуры по факту. Это ЕврАзЭС-ЕЭП, экономическая интеграция и Договор о коллективной безопасности (ОДКБ), военная. А политико-культурная интеграция оставлена, не случайно на потом. Теперь подходит время и для нее. Вот этим должно заниматься международное евразийское движение. Я думаю, необязательном партии выступать межевразийским объединением. Вполне может быть, что в качестве субъектов будут общественные движения или научные организации вроде университета Гумилева. И здесь надо разрабатывать модели научного и политического сотрудничества. В широком смысле это может быть Евразийская ассамблея. Кстати, в поддержку евразийства высказалось много российских партий. У меня сейчас серия визитов по странам СНГ, где мы обсуждаем с представителями политической элиты евразийское направление. А что касается формы, я думаю, что в каждой стране она будет найдена. Российский опыт не дает позитивного результата от существования партий как партий, потому что людям в Иваново или в Туле глубоко начихать на Казахстан, Украину, Кавказ - они живут своими проблемами, видят только своего председателя колхоза. А когда приезжаешь к ним и рассказываешь про евразийство, они этого не принимают. И у вас так же будет: "Какая евразийская партия, какая Евразия, у нас свои проблемы..."

- При создании партии вы не проводили фокус-группы, не изучали электорат?

- У нас партия имела другое значение - для популяризации в народе идей. Мы рассчитывали на блокирование с другими пропрезидентскими силами. Формат этих пропрезидентских блоков несколько раз менялся, закончилось тем, что "Единая Россия" пошла сама собой, остальных разогнали, раздробили, и прогнали. В пропрезидентской коалиции евразийство могло бы иметь профильное значение, как пряность в сдобе. А сейчас народ не сдобой, а какими-то отрубями кормят - совсем бессмысленные проекта. Конечно, я разочарован форматом кампании: с пропрезидентской точки зрения, она крайне бездарная, пустая, евразийству там места не нашлось. Ничему не нашлось места на самом деле. Проект был такой, что мы выступим в качестве дополнительного компонента высокоинтеллектуального, геополитического евразийского сознания в общем пропрезидентском пространстве. Три месяца партия просуществовала, надо было принимать решения, а "Единая Россия" вышибала все проекты.

- Евразийскую партию создали в противовес вам?

- Вначале да. Была попытка прикрыть такими тезисами ваххабитско-исламистскую организацию Абдул-Вахеда Ниязова. Люди сами не поняли, для чего создали эту организацию, возможно, для того, чтобы прикрыть ваххабизм. Это все равно что прикрыть либерализмом коммунизм. Постепенно эта инициатива выветрилась, и ваххабиты оттуда повылетали. Партию возглавил Павел Бородин, который совсем не ваххабит, предвыборный штаб возглавляет Владимир Бауэр. Скорее, вначале это была искусственная организация псевдоевразийского толка. Она не стала более евразийской, но стала менее ваххабитской.

Я недавно встречался с Бородиным - у них до сих пор не видно большого евразийства. Но по крайней мере мы ушли от прямой конфронтации между двумя партиями на условии признания неконструктивности позиций Ниязова. Сейчас эта ситуация совсем неактуальна. Дело в том, что наши партии соревновались перед выборами. Мы идейные, последовательные евразийцы, а у них огромные финансы. Оказалось, что одно другое погасило. Наш интеллектуализм и их деньги не дали большого эффекта с обеих сторон. Как выяснилось, электорально бороться не за что. Для меня это означает одно - надо подыскивать новый формат.

- Ни у вас, ни у них нет электората?

- Грубо говоря, да. Мы считаем, что у нас недостаточно средств, а у них - мозгов. Но это даже не половина электората. Если даже сложить их средства с нашими мозгами... В России за идеи евразийства мало кто пойдет голосовать. Это больше Кавказ, Татария, Башкирия, малые народы - там все понятно. Но у них еще есть местные царьки, которыми электорат жестко правит, есть большие крупные партии (коммунисты, например), которые аккумулируют недовольных, и "Единая Россия", которая аккумулирует довольных. Плюс еще есть масса клоунов - местных и неместных. Остается такое тихое, спокойное, очень перспективное спасительное евразийство, но это очень маленький сектор. Пока. Поэтому сейчас партийность евразийства продемонстрировала свою относительность, релятивность. Соответственно мы перенесли центр тяжести на международные отношения. А вот на этом уровне все достаточно интересно. Международный бум на евразийство является каким-то странным образом компенсацией локальной вялости. В Турции вышла моя книга "Основы геополитики" с большим предисловием, это бестселлер - турки открывают для себя геополитику. Сейчас закончен перевод этой работы на арабский. В Турции, в арабских странах идет бум геополитики. То же наблюдается в Грузии, Армении. А аргументы у многих русских, как у господина Гали: зачем нам это нужно?.. Здесь боятся империализма, там -народа, который сядет русским на шею. Это традиционная интеллектуальная ограниченность, которая во всех странах сходная, только аргументация разная. Здесь - империализм, там - нахлебники или экономические конкуренты.

- А что такое ваххабизм?

- Игнорирование развития исламской традиции породило фактически рационалистическую ересь. Это религиозно-реформаторская идеология. Она отрицает суфизм, масхабы. Она очень упрощенная, поэтому для современного стандартизированного человека легче впитывается, чем сложная сокровищница исламской культуры, которая представляет собой многомерное явление. Поэтому ваххабизм и получил такую популярность. Тем не менее в Саудовской Аравии это религия принцев и всего народа. Еще его называют салафию - чистый ислам. Но к чистому исламу относятся и талибан, и табли, и часть афганских радикальных движений, основанных на ханафитском масхабе. Талибы - это немного другое. Это ханафитский масхаб, очищенный в стиле братьев-мусульман аль-Афгани - очень близко к ваххабизму, но не ваххабизм. А вот Бен Ладен - это уже ваххабизм. А ваххабизм - это отрицание всех масхабов, учение Мухаммеда аль-Ваххаба из Начты Саудовской Аравии.

- Россия называет террористами и чеченцев. Что выдумаете о ее политике в отношении этого народа?

- Этот народ своим мужественным сопротивлением заслужил право на автономию. Там существует тейповая демократия, которая осталась до сих пор, как в древние времена. И нынешнее решение поставить одного главу тейпа над всеми другими на русских штыках - не выход. Это один из способов, подобных тому, как было разрушено советское здание Евразия, которое могло быть реформировано. В Чечне был задел против Российского государства, чтобы его развалить. Мы видели планы Збигнева Бжезинского - "Великая шахматная доска", где на месте России существует 4-5 суверенных государств. Процесс распада России должен быть кем-то инициирован - нашими противниками, например. При том, что я противник независимости Чечни, я не противник независимости, свободы и возрождения чеченского народа. Это уникальный, древний народ - и такое варварское отношение к нему. Это напоминает отношение американцев к своему автохтонному населению. Это пример не российского, а, скорее, западного по существу империализма со стороны Москвы, который я категорически отрицаю. Все лучшее в нашем прошлом было основано на внимательном и положительном отношении к тем народам, которые входили в состав единого нашего цивилизационного пространства, а не на таком зверстве, которое творится в Чечне. Я, конечно, сторонник территориальной целостности России, но такую методологию решения считаю категорически неприемлемой, поэтому солидарен с СПС, с Чубайсом, Немцовым, которые предлагали вариант, заимствованный у нас, евразицев, о создании в Чечне особой автономной в культурном, религиозном смысле зоны. Кстати, один из теоретиков евразийства - это представитель южной Чечни, Кожахмет Нукаев, который написал книгу о чеченском евразийстве. Он показал, что и воюющие друг с другом стороны могут переходить в сферу диалога. Евразийство - это довольно новая и свежая линия, отнюдь не рудимент ни советского, ни царистского империализма и во многих вопросах она солидарна с нашими либералами.

- Ваш проект - конъюнктура ЕЭП?

- Да, можно так сказать. С другой стороны это результат электоральной подготовки в России, который меня очень разочаровал. Международное евразийское движение - это успешная тема. А партия "Евразия" - это лишь этап пути. Я не знаю, возможно, она пройдет перерегистрацию, трансформируется во что-то другое. Возможно переименование. Если как-то и называться, так это Евразийским союзом, тогда можно не обращать внимания на политическую конъюнктуру. И как партия "Евразийский союз", и как международное движение, выступать на тех уровнях и в тех государствах, где понимают, о чем идет речь, заинтересованы в этом, а не долбить бедных волжан или туляков непонятным для них евразийством. Оставить в покое ивановских ткачих и перейти к тем интеллектуальным группам, военным, бизнесменам, которые прекрасно все понимают и говорят либо "да", либо "нет". Евразийский союз - более адекватный формат. И еще неизвестно, будет ли это партия. Первый этап показал, что блок не проходит - власть совершенно не дозрела до правильной прививки.

- В свое время Назарбаев состоялся как политик международного уровня на евразийстве...

- Это крупнейший политик международного масштаба. Он перерос локальный взгляд. И я считаю, за ним огромное будущее. Евразийская идея в таком формате, который он предлагает, безусловно, имеет все шансы быть принятой и на Западе, и в России, и в Азии. Вообще я полагаю, что мы будем превращаться в лоббирующий орган Нурсултана Назарбаева в России, потому что это очень серьезно. Я вижу миссию Назарбаева планетарной. Это вызывает и доверие, и понимание в большей степени со стороны Путина. Если президент нашей большой страны говорит, что будет следовать за Назарбаевым, как ученик по евразийству, то уж нам, скромной российской партии, сам Бог велел следовать за этим человеком.

"Страна и Мир", 17.10.03 г.



  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1502