Международное Евразийское Движение
Выступления Дугина | Третий канал | Программа ''Регион'' | Корпоративная этика | 20.10.2003
    20 октября 2003, 22:28
 

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК И КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА

Александр Дугин на Третьем канале в программе «Регион»

Тема программы: Корпоративная этика – что это такое и как её оценивать?

- Александр Дугин: В современной постиндустриальной, постмодернистской системе индивидуум не включён в корпорацию, но рассматривается как свободный элемент: сегодня приходится работать в одной корпорации, завтра в другой и т.д. Строгих правил, жёсткой идентификации себя с общим делом не существует. Считается, что это более раскрепощает, раскрывает креативные возможности.

- Другими словами, человек теперь не обязан всю жизнь любить один только Mars, Snikers или Coca-col’у?

- Дугин: Подобная приверженность существовала лишь на предшествующем этапе капитализма. Нынешняя же турбокапиталистическая этика не корпоративна в принципе; она предполагает полную индивидуализацию человека, который отождествляет себя лишь с собою.

- Как вы считаете, насколько те правила, что вводятся в компаниях, близки советскому по сознанию человеку?

- Дугин: Не советскому, а евразийскому!

- Хорошо, однако всё же большинство работающих людей застали время СССР. Есть ли разница между тем, что было тогда и теперешней ситуацией?

- Дугин: Несомненно, разница огромна. Я полагаю, что тот и другой корпоративный стиль этики абсолютно чужд нашим людям, ведь изначально у нас была совершенно другая система, где трудовая деятельность воспринималась как подвиг, сам трудовой процесс абсолютизировался.

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК И КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА

Релевантные ссылки:

А.Дугин для НГ "Ex-libris" - "От какой Матрицы мы отказываемся"

- Работа ради работы?

- Дугин: Конечно, ведь в труде есть нечто божественное. Избыток солнечной энергии, жажда излить её – вот что заставляло трудиться.

- А что же теперь?

- Дугин: В западном варианте речь идёт об эксплуатации творческих элементов. Если в социалистической и общинной системах главным был не результат или заработок, но ощущение причастности к литургии труда, то в капиталистической системе речь идёт только об эксплуатации, о вуалировании её наиболее отвратительных сторон. То есть, корпоративная этика – это этика эксплуатации, где для комфорта введены некоторые моральные правила, позволяющие эксплуатировать как можно больше людей.

- То есть, эксплуатация, прикрытая моралью?

- Дугин: Эксплуатация людей во всех сферах: физической как работников, экономической как создателей прибавочной стоимости (которая потом экспроприируется) и моральной. Человека заставляют отдавать частным капиталистическим предприятиям не только физические, но и душевные силы. Это отвратительно, как и всё в капитализме.

СЮЖЕТ

- Давайте разберёмся в плюсах и минусах корпоративной этики. Вот реальный пример текста по корпоративной этике: «Сотрудник должен быть причёсанным и чистым. Рубашку, бельё и носки следует менять каждый день. Пользоваться душем следует два раза в день, а дезодорирующими средствами утром после мытья. Обязательно удаление волос из подмышечных впадин. Голову следует мыть не реже одного раза в три дня, при жирных волосах чаще». Положим, это читает молодой человек, не привыкший мыть голову, но желающий работать. Что же плохого в том, что он станет следить за собою, уходить и приходить вовремя, убирать в конце дня рабочее место! Где появляется собранность, а где начинается насилие над личностью?

- Дугин: В обществе без насилия над личностью не обойтись. Оно есть во всех формах и ответвлениях человеческой жизни. Другое дело, что подобное копирование западных образцов гигиены, внимание к мелочам унизительны для наших людей. Это совершенно не с соответствует российскому представлению о том, где кончается частная, личная жизнь и начинается общественная.

- А если сотрудник воняет?

- Дугин: Можно его уволить, например, но не это главное – лишь бы человек был хороший. Пусть от него воняет, но он создаёт массу полезных вещей, человек творческий – его надо беречь. Многие творческие люди специально не моются. Или вспомним монахов: они творят огромное количество позитивных дел. Думаю, это гораздо важнее, чем какой-то выбритый идиот. Будучи начальником, я взял бы любого человека независимо от его вида и гигиены, если он пассионарный и будет выдавать креативные решения, если он действительно адекватен. И адекватность эта не всегда равнозначна. В одном случае надо, чтобы человек не опаздывал, в другом – он неделями может не появляться на работе, но в итоге сделает что-то такое, чего будет достаточно. Очень важен органичный подход к этим вещам, регламентировать их нельзя.

- Но такой индивидуальный подход – огромный труд!

- Дугин: Он полностью оправдывается, когда человек открывает свои творческие возможности, когда его внутреннее человеческое достоинство, его творческий потенциал реализуется в полной мере. Если же мы всех стандартизируем в этом убогом мондиалистском ключе, то на выходе получим биороботов, киборгов. Мытые, с бритыми подмышками, но абсолютно недееспособные, они будут бегать трусцой, два раза в день принимать душ, но именно на это свою жизненную энергию и израсходуют. Они выбегают себя, вымоют всё человеческое, что у них осталось. Вместо позитивного, достойного, гордого человеческого существа мы получим некую марионетку, двуногий флакон с шампунем. Особое внимание надо уделить аналогам корпоративной этики: общинной и артельной. Русский трудовой цикл противится регулярному, постоянному труду. Мы навалимся всем миром, а затем идём отдыхать. Это специфика сезонных работ русского человека.

- А теперь представьте, что будет, если мы станем работать по сезонам.

- Дугин: Мы и так работаем по сезонам. Ведь, если присмотреться – как много лишнего должен делать современный человек. Во-первых, два раза в день принимать душ, потом скоблить подмышки, использовать дезодоранты, уничтожая озоновый слой. Фактически, он губит гигантское количество энергии впустую. Вымыл голову, высушил – и уже ощущение, что поработал. Лучше бы сидел и копил энергию для полезного, героического, хорошего, доброго.

РЕКЛАМА

- Мне кажется, русский человек сам по себе очень ленив и безответствен, и единственным способом вернуть его к реальности является корпоративная этика с её строгими рамками.

- Дугин: Категорически с этим не согласен! Русский человек не ленивый, просто он очень созерцательный и любит жизнь. Вот идёт он, например, на работу и видит: птичка пролетела, женщина идёт, машина врезалась. Стоит и смотрит. Он интересуется внешним миром, событиями, происходящими в жизни. И если при этом опаздывает, зато приходит совершенно другим – богатым, наполненным впечатлениями.

- А у него в это время сто звонков сорвалось, сделка провалилась…

- Дугин: Вы слишком большое значение придаёте нашему бизнесу. Люди в нашей стране по большей части продают воздух. Настоящим бизнесом занимаются единицы, что-нибудь давно приватизировавшие и теперь защищающие это от других. Остальное – это не бизнес, а дикая потеря времени: люди бесконечно встречаются, что-то обсуждают…

- Это называется СиБурДе – симуляция бурной деятельности.

- Дугин: Да, скорей всего. Поэтому, если на такую «деловую» сделку, которая всё равно окажется либо обманом, либо просто чепухой, человек не поспеет или не ответит на какой-то идиотский звонок – ничего страшного не произойдёт, он только сохранит свою нервную систему и причинит стране меньше вреда. В общем, я полагаю, что нам совершенно не нужны эти жёсткие, драконовские правила. Пусть люди живут своим собственным ритмом.

- А если человек работает в троллейбусном парке и из-за него все люди опоздали на работу?

- Дугин: Придут попозже.

- А если хирург опоздал на операцию?

- Дугин: Хирург должен ночевать в больнице. Есть вещи, которые можно и нужно продумать: пожарный обязан быть рядом с пожаром, доктор должен сидеть с больными. Есть ситуации, где абсолютно нельзя опаздывать, но их немного. Если людям нельзя опаздывать, они этого и не делают, не надо принимать их за идиотов. Наши люди очень тонкие, умные, глубокие, проницательные, философски настроенные существа!

- Представьте, заходите вы к себе на сайт, а важная информация, которую вы ждёте, не появилась.

- Дугин: Ничего страшного.

- Или звоните в магазин узнать, нет ли необходимой вам одежды или продуктов, а сотрудники ещё не пришли – у них птичка пролетела, или любовь случилась.

- Дугин: Ничего, другие продавцы найдутся, или мы последим за развитием романа. Жить надо открыто, мир полон чудесного и удивительного, которое исчезает в этой тупой регламентации совершенно одинаковых людей. Творчество нужно! Человек куда-то опоздал из-за пришедшего не вовремя троллейбуса, зато познакомился с девушкой и жизнь его пошла по-иному. На мой взгляд, из всего надо извлекать позитивную энергию. Тогда мы будем насыщеннее и богаче, а работаться будет легко и эффективно.

- Какою же вы видите корпоративную этику?

- Дугин: Такой, какой была она веками: артельной, общинной, предписывающей работать не за страх, а за совесть. Относиться к подчинённым и начальникам по-человечески. Чем более искренними и душевными людьми мы будем, тем больше у нас будет получаться хороших и добрых дел, тем больших результатов достигнем.

- А если вы схлопочете по морде от начальника за то, что с чем-то не справились, вы будете обращаться в суд?

- Дугин: Я думаю, что с таким отношением всегда можно разобраться, использую те офисные предметы, что под рукой. Может, у начальника горе, он не опохмелился, в итоге – подрался, получил своё. В конце концов, все присядут, обнимутся и скажут что-нибудь хорошее друг другу. Принимать решения нужно, сообщаясь с сердцем. Общинные отношения должны сохраняться в коллективе. Надо быть естественным и жить открытыми человеческими чувствами, организовывать трудовой процесс живым, органичным образом.

- Каким?

- Дугин: Тем, что мы имеем теперь. Главное – не вводить эти чудовищные корпоративные принципы.

СЮЖЕТ

- Вы ведь представляете, какое количество молодых людей приходит после института в такие фирмы?

- Дугин: Если они хотят быть биороботами, работающими на мондиализм – скатертью им дорога. Но я считаю, что русского человека это недостойно.

- Как человек в свои 22-23 может понять, что это его недостойно?

- Дугин: Лично я уже в 14 лет всё хорошо понимал. В 22 года уже можно умирать – это огромный возраст. Не думаю, что к людям надо относиться как к болванам, постоянно их опекать, давать примитивные указания – они должны разбираться сами. У огромного количества людей предложение корпорироваться в эту систему вызывает глубочайшее отторжение – и они абсолютно правы. Пусть идут на нормальную работу.

- А если человека устраивает его профессия, но на предприятии появляется корпоративная этика?

- Дугин: Пусть идёт в другое предприятие. Ведь согласие с унизительным отношением к себе разлагает личность, оно несовместимо с человеческим званием. Люди должны отбивать, отстаивать свою свободу, в том числе и в трудовом вопросе. Можно устроить корпоративную забастовку: придти с небритыми подмышками, опоздав, напиться как следует и т.д.

- Так ведь уволят!

- Дугин: Ну что ж. А может, наоборот, до начальника дойдёт, что нельзя так обращаться с людьми, нельзя использовать чуждые нам культурные клише, уничтожающие нашу идентичность, нашу самость. Ведь этика корпоративная, по сути дела, – диверсия против реальной трудовой этики нашего народа; а именно её надо пестовать, восстанавливать и культивировать.

- А как быть с теми, кто станет использовать свою якобы уникальность, чтобы отлынивать от работы?

- Дугин: Надо понять этих несчастных людей. Часто отлынивать – значит интересоваться чем-то другим. Ведь порою человек попадает на работу не по зову сердца, а по необходимости. Не всегда удаётся найти дело по душе. И нельзя в этом случае относиться к работнику механистически. Мир трудовых отношений – это целая вселенная, здесь нет готовых рецептов. Если человек отлынивает – значит, у него могут найтись внутренние, глубокие причины.

- Итак, вывод: лучше лениться, чем насиловать себя, и через какое-то время вы можете найти именно то, чем хотели заниматься всю жизнь, принося миру пользу.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1495