Международное Евразийское Движение
Аналитика | Яна Белянина | Что такое коммунистический PR? | 17.10.2003
    16 октября 2003, 16:16
 

Релевантные ссылки:

Дугин на Kprf.ru

Что такое коммунистический PR?

Яна Белянина
Эксперт портала "Евразия"

Необходимо отметить давно сложившиеся странные отношения КПРФ и СМИ.

СМИ давно уже не замалчивают КПРФ, резкий антагонизм между медиа-холдингами олигархов Гусинского и Березовского и коммунистами в прошлом. Но именно тогда компартией была выработана беспроигрышная схема этих взаимоотношений.

КПРФ умышленно ограждают себя от взаимодействия со средствами массовой информации. PR - стратегия в отношениях с прессой практически отсутствует.

Узнать мнения лидеров по тому или иному вопросу, а также получить информацию о деятельности партии журналистам удается только на пресс-конференциях и митингах, организованных самими коммунистами. Демонстрируя данный способ общения, представители КПРФ в очередной раз проявляют свою негибкость. Современные PR технологии не коим образом ими не применяются. И коммунисты в этом сильно проигрывают. Товарищ Зюганов боится внимания так называемой «враждебной прессы», подозревая в нем какую-то провокацию. Хотя эта самая «враждебная пресса» испокон веков проявляла большое внимание к оппозиционным силам. При умело разработанной схеме общения уже давно можно было бы завоевать информационное поле.

На сегодня журналисты не могут добиться от КПРФ ничего, кроме лобовой пропаганды, которая в лучшем случае утомляет, а в худшем – раздражает непартийного зрителя, слушателя и читателя. Таким образом, партия приближается к серьезному кризису именно из-за нежелания говорить с современным обывателем на понятном ему языке.

Действия КПРФ сдерживает номенклатурное мышление, порождающее одинаковое поведение и привычки. К примеру, в «красных газетах» - «Советской России», «Правде» - Геннадия Зюганова представляют абсолютно безальтернативным лидером патриотической оппозиции. О деятельности других лидеров лево-патриотического толка, к примеру, РКРП, «Трудовой России», как правило, замалчивается. Свою закрытость на информационном пространстве Компартия продемонстрировала даже по отношению к «Форуму лево-патриотической прессы», который проходил в Москве в начале июня. Казалось бы, вон она возможность – объединить всех идейных журналистов и направить их деятельность в нужное русло, особенно в период предвыборной гонки. Однако, как ни странно, на Форум не явились представители ни «Советской России», ни газет «Правда» и «Завтра». Редакторы этих изданий слепо повелись на «ценные указания сверху» - лучше затаиться, чем проявлять активность. Неслучайно многие журналисты в последнее время стали называть подобное поведение КПРФ – позицией страуса.

«Информационная блокада» - единственное, чем удается оправдаться представителям Компартии перед общественностью за свою неактивность и безликость. «Блокада» стала неплохой козырной картой. Общественность поверила в то, что «великие дела» коммунистов целенаправленно замалчиваются. Не случайно «ограничения» на общение с лидерами КПРФ через телевизор в итоге превратили партию в вожделенный плод российской политики. Коммунистам нужно отдать должное, что они все-таки сумели зацепиться хотя бы за этот стихийно появившийся PR ход. Однако миф об «информационной блокаде» тоже начинает постепенно развеиваться. Причем виноваты в этом сами партийные лидеры. На очередном Пленуме, в июне 2003 года, идея дала сбой и пошла вспять. Испугавшись повышенного внимания со стороны прессы, представители КПРФ решили действовать по старинке, продемонстрировав вновь свою страусиную позицию. Заблокированными на этот раз оказались сами журналисты. Их, как опасных хищников, держали за решетками здания «НИИ садоводничества и огородничества», где проходил пленум. Доступ к участникам мероприятия был строго дозированным. Репортеров не пускали даже в буфет, опасаясь, что особо прыткие из них затаятся за какой-либо перегородкой и узнают что-нибудь лишнее. Неслучайно на следующий день в прессе появились довольно едкие публикации о том, что «информационную блокаду» порождают сами коммунисты. Особо разъярившиеся труженики пера стали уже в открытую писать, что компартия просто юродствует и прибедняется, при ее деньгах давно можно было купить эфирное время даже на государственных каналах. Было бы желание.

Из всего вышеизложенного можно сделать парадоксальный вывод: Коммунисты не занимаются своими предвыборными кампаниями, за них это делают все остальные. Им практически не нужны предвыборные штабы, им мало нужны газеты, можно сказать, что им вообще в принципе ничего не нужно для относительного успеха на выборах. Им гораздо важнее правильно выбрать и выстроить для себя главные моменты общего позиционирования, определить намерения, а не произвести действия. Информационные технологии предполагают собой работу с «коллективным бессознательным», а КПРФ и есть само по себе неоформленное выражение «коллективного бессознательного». Народ фактически «домысливает» КПРФ и Геннадия Зюганова.

И дальнейшее развитие КПРФ и устойчивость симпатий к ней основана на несколько парадоксальном ходе: Путин – (уклончиво) «да!», политика Путина – (радикально) «нет!». Такая позиция при всей ее парадоксальности адекватна и оптимальна для нашего электората и для среднего россиянина. С одной стороны Г. Зюганов начинает чуть ли не любое свое выступление с того, что “я был у Президента и если бы кто-то не вошел в кабинет, то мы бы уже были у власти”. С другой стороны лейтмотив его речей: “кругом воры, кругом Чубайс”. Если один из этих элементов выпадет из этой двойственной формулы, то Зюганова (как респектабельной и важной оппозиционной фигуры) в российской политике не будет. Вся сущность стратегии КПРФ сводится (и изначально сводилась) к балансу между радикальной оппозиционностью лозунгов (позволяющей концентрировать протестный электорат) и персональным конформизмом вождей КПРФ, перепродающих власти устойчивое недовольство масс.

Если власть начинает нападать на КПРФ, это лишь повышает шансы КПРФ на электоральный успех. КПРФ не представляет собой альтернативы нынешнему строю или политическому режиму. КПРФ не есть партия, ориентированная на власть или даже на соучастие во власти. Это политико-коммерческое предприятие по дэмпинговому сбыту широкого социального протеста.

PR стратегия в общепонимаемом значении этого слова у Компартии отсутствует, однако намётки коммунистического PR начали проявляться с момента активных контактов представителей компартии с российскими олигархами – Березовским и Ходорковским.

Пока скромное желание цивилизованного общения со СМИ у коммунистов появилось перед парламентскими каникулами. Компартия вложилась в проведение пресс-конференций. Геннадий Зюганов начал довольно прямо заявлять, зачем он идет во власть, больший упор делая на социальную сферу. Началась целенаправленная раскрутка разработанных коммунистами программ по образованию, инвалидам, малоимущим и т.д.

О реальном PR КПРФ заговорили с начала субсидирования компартии со стороны НК ЮКОС и появлении в ней «кузнеца пиаровских побед» ЮКОСа Ильи Пономарёва на должности Руководителя Информационно-технологического Центра ЦК КПРФ.

Илья Пономарев (род в 1975 г.)

С1995 года исполнительный директор российско-американской компании International Network Connections (INC), занимавшейся системной интеграцией для крупных российских предприятий. Тогда же начинает работать с НК «Юкос», где отстраивает крупнейшую на тот момент в России распределённую вычислительную сеть во всех региональных подразделениях холдинга. С 1996 г. - директор по развитию бизнеса в странах СНГ в международной корпорации Schlumberger, мирового лидера в области оказания услуг нефтяным компаниям - бурения, работы на месторождениях, геологоразведочных работах. По линии Schlumberger продолжает тесно сотрудничать с ЮКОСом. Согласно условиям соглашения, целый ряд ведущих менеджеров корпорации занял руководящие посты в российской фирме. Возглавляет в ЮКОСе направление информационных технологий в области добычи. Разрабатывает десятилетнюю стратегию развития холдинга. В 1999 г. организует дочерную компанию НК ЮКОС - Сибирскую Интернет Компанию (Сибинтек).
В 2000 г. организует компанию ARRAVA IMC, использующей те технологические и управленческие наработки, которые были сделаны за время работы над Сибинтеком, призванную стать "заводиком по созданию высокотехнологичных бизнесов».
В 2002 г. совместно с группой аналитиков разработал проект, направленный на обновление Коммунистической Партии через реализацию программы комплексной информатизации ее структур, и использование новых технологий в ходе предвыборной кампании 2003-2004 годов. С июня 2002 года решением Пленума ЦК КПРФ возглавил Информационно-технологический Центр ЦК КПРФ.

На своей новой стезе пассионарий Пономарёв заговорил о «красном» менеджменте, о новых по сути революционных для КПРФ подходах.

Первой технологической акцией Пономарёва было быстрое создание и раскрутка политического сайта компартии - kprf.ru ( первый в топе сайтов политических партий). По причине закрытости головных структур компартии сайт активно посещается и используется журналистским сообществом. kprf.ru регулярно обновляется и самостоятельно организует информационные поводы. Взгляды на дальнейшее технологическое обновление компартии со стороны его организаторов далеки от ортодоксальных.

Вот, что пишет Пономарёв о гипотетическом альянсе компартии и «Яблока»: «Если бы не ряд расхождений в вопросах внешней политики и не активная поддержка действующего президента, Григория Алексеевича легко можно было принять в современную компартию, где он украсил бы собой нашу команду молодых прогрессивных экономистов; а вот в СПС он вряд ли задержался бы надолго. «Правое дело российских левых»

Пономарёв предлагает брать пример с СПС, которые с помощью самых передовых PR-технологий выполнил важную роль "санитара леса", не дав экстремистским группам завоевать симпатии молодых. Предполагается использовать основы предвыборной тактики Союза Правых Сил.

В целом подобного рода взгляда не имеют своих корней в КПРФ, а отражают позицию главы НК ЮКОС: эволюция компартии в сторону социал-демократии, использование китайского опыта и т.д.

Сам Пономарёв, пришедший в КПРФ извне, по-своему видит конечную цель использования политических технологий для раскрутки КПРФ:
«Однако именно благодаря этому у нас появился шанс перейти к общепринятой политической системе, когда левые в лице КПРФ наконец будут восприняты обществом как защитники базовых гражданских свобод, и как сила, направленная на развитие общества».

Не трудно заметить, что в КПРФ существует два типа подходов к информационным технологиям. Изначальный информационно-технологический метод работы компартии предполагает собой фактически беспроигрышную игру с «коллективным бессознательным» российского народа. Второй «прогрессивный» метод, ориентируется на смену менеджмента в КПРФ и появление в руководстве партии молодых лиц. Кризис «страусиной» технологической тактики КПРФ, подразумеваемая усталость и старение руководства компартии могут привести к поистине революционным изменениям в КПРФ, во всём российском обществе.

Обсудить на форуме Арктогеи


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1492