Международное Евразийское Движение
Выступления | Дугин | VI Всемирный Собор | РПЦ в пространстве Евразии | 11.12.2001
    18 августа 2002, 22:27
 


Тезисы выступления Председателя ОПОД «Евразия» А. Г. Дугина на VI Всемирном Русском Народном Соборе

Приветствие

Глубокоуважаемый г-н Президент, Ваше Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси, досточтимые архипастыри, высокие гости, делегаты и участники VI-го Всемирного Русского Народного Собора!

Позвольте приветствовать всех вас от имени Общероссийского Политического Общественного Движения «Евразия» и выразить вам искреннюю благодарность за организацию и участие в важном, насущном и историческом деле – организация Cобора в этом святом для каждого русского человека месте.



То, что происходит сегодня, я глубоко убежден, будет иметь далеко идущие последствия. Цвет нации собрался сегодня в этих стенах, и быть может впервые с такой отчетливостью, пронзительностью и силой, с болью и надеждой поставлен вопрос о судьбе нашего русского народа. Народа, который сегодня снова находится на перепутье, снова колеблется на пороге важнейшего выбора, всматривается в глубины нашей истории, нащупывает нити, соединяющие нас с нашим великим прошлым, обращает взгляд в будущее, совещаясь и раздумывая: к какой цели идти, какую стезю избрать?

При всем различии взглядов, я убежден, что каждому из нас по сердцу слова нашего Президента: «Россия может быть либо великой, либо никакой!» Мы великороссы. Мы стали народом под сенью Великой Мечты и Великой Цели, и не мыслим себя иными.

За величие история требует высокую цену. Но сколько раз мы доказывали, что иной судьбы нам не надо. И сегодня все повторяется вновь. Мы собираемся духом, силой, умом, совещаемся, советуемся друг с другом, чтобы двигаться дальше, чтобы и впредь созидать и творить нашу особую, ни на кого не похожую священную русскую судьбу.

Всегда в сложные времена русский народ за советом и словом спасения обращался к Православной Церкви. Мы стали народом, тем, кем мы есть, благодаря Православию, под сенью Православия, внутри Православия. Как бы далеко мы не отходили от Веры Отцов, есть что-то такое, что сильнее всех исторических обстоятельств. И эта тайная сила заставляет нас вновь и вновь возвращаться к Матери-Церкви, к христианской вере, как духовной оси нашего общенародного, державного бытия. Поэтому символично, что сегодня высокий Собор окормляет сам глава Русской Православной Церкви, святейший Патриарх Алексий и высокопреосвященнейший владыка митрополит Кирилл. Этим мы словно хотим сказать: и прошлое и будущее немыслимы для нас без святого Креста Господня, без веры в Господа нашего Исуса Христа Сына Божия.

Опрос ВЦИОМ

Позвольте мне привести следующий пример.

Совсем недавно 13 ноября 2001 года Всесоюзный Центр Изучения Общественного Мнения опубликовал результаты масштабного опроса о том, какой именно страной, принадлежащей к какой цивилизации, считает большинство россиян нашу Родину. Результат получился следующим (зачитываю дословно):

«По мнению 71% опрошенных россиян, Россия принадлежит к особой – «евроазиатской», или православной, – цивилизации, поэтому ей не подходит западный путь развития. Только 13% считают Россию частью западной цивилизации.»

На мой взгляд, эта краткая формулировка заключает в себе информацию исторического, судьбоносного значения.

Православие как цивилизация

Сразу хочу обратить ваше внимание на следующее выражение «евроазиатская» или «православная» цивилизация. Эти понятия как синонимы при проведении массового статического опроса использованы далеко не случайно. Я думаю, что такая формулировка появилась спонтанно, может быть даже неосознанно. Но ее точность и ее глубочайший смысл очевидны.

Само выражение «православная цивилизация» очень много говорит нам. Цивилизация – понятие значительно более широкое, нежели религия. Религия подчас имеет сугубо личное измерение. Так, каждый человек волен сам выбирать свой путь ко спасению души, и в этом вопросе не может быть принуждения или насилия. Принадлежность к цивилизации, напротив, делом выбора не является. Цивилизация через множество путей – язык, культуру, этику, обычаи, символы, привычки, жесты, тексты, высказанные и подразумеваемые нормативы поведения – формирует личность сызмальства, закладывая основы взрослой жизни, конструируя самые первичные культурные реакции, порою наличествующие на бессознательном уровне.
Религия предполагает сознательный выбор, цивилизация – пронизывает нас помимо нашей воли, мы являемся ее продуктами не зависимо от того хотим мы того или нет.

Поэтому когда вопрос заходит о «православной цивилизации» мы должны сосредоточить свое внимание не столько на сознательных христианах, воцерковленных чадах Церкви, но на том культурном типе, который исторически сформировался и постепенно утвердился на Руси. Русский народ и есть зримый результат, воплощение «православной цивилизации». Все наши отличия от других народов (равно как и общее) – результат этого цивилизационного воздействия.

Русский характер как результат влияния православной нравственности

При этом не суть важно отдаем ли мы сами себе отчет, откуда взялись такие специфически русские черты как созерцательность, небрежение дольними практическими делами, великодушие, открытость, доброта, общинность, сострадание к обездоленным, неприязнь к жесткой эгоцентрической конкуренции, жертвенность, любовь к Отчизне, смешение личного и социального, духовного и материального, интуитивность и эмоциональность оценок, приоритет правды, нравственности над законом и правом, удивительно проникновенное восприятие земли, почвы, чувство цельности, неприязнь к дробности мира, консерватиз (но вместе с тем любовь к крайностям) и многое другое. Каждый русский человек – шире каждый, кто испытал на себе воздействие русской цивилизации – обязательно в той или иной степени наделен этими чертами. И эти культурные черты суть ничто иное как православное учение, вошедшее в быт, в плоть и кровь поколений, это христианская нравственность, высокие идеалы Нового Завета, впитавшиеся в самую основу русской души.

Если пристально вглядеться в историю Руси и историю Русского Православия, можно проследить, каким образом богословские, догматические споры между Восточной Церковью и отпавшим от Вселенского Православия Римом еще со времен Византии (когда сама Русь была языческой и еще не познавшей Христовой истины) предопредели тот комплекс духовных, культурных, нравственных и даже бытовых установок, которые мы воспринимаем сегодня как естественные проявления русского характера. Загадочность русской души таится в таинственных судьбах Вселенского Православия, и поэтому разгадать ее методами чистого рассудка, действительно, не возможно.

Православие для нас, русских, – наша матрица, цоколь нашего исторического бытия.

Что такое западная цивилизация?

Вернемся теперь к уже упомянутому опросу ВЦИОМа. Евроазиатско-православной цивилизации в нем противопоставляется «цивилизация западная». И это тоже не случайно. Формирование западной системы ценностей – в Европе, а позднее в США – шло по совершенно иной траектории, нежели судьбы русской, шире, евразийской цивилизации. Начиная с католичества через схоластику Средневековья и позднейший триумф рационализма, пути Запада вели в совершенно противоположном, в отличии от нашего, направлении. Для западного человека характерны: оттачивание практического рассудка, деловитость, индивидуализм, прагматизм, четкое юридическое сознание, строго разделение частного и общественного, духовного и светского, дискретность оценок, рациональность, преобладание частных интересов над общественными, пристрастие к точным вербальным определениям, ориентация на разумную середину, взвешенность суждений, пренебрежение к созерцательности, слепая вера в прогресс, прагматическое отношение к природе и людям, технический склад ума и т.д.

Христианский Запад был взращен на рациональной латыни, с точными техническими терминами, христианский Восток – унаследовал сложную, парадоксальную, онтологическую лексику древних греков – народа философов и созерцателей. В Средние века это был догматический спор, потом – окончательный разрыв между двумя ветвями христианства. Но и в Новое Время, когда и Запад и Восток вышли из тех религиозных форм, которые их породили, цивилизационный результат оказался не менее разительным: стремительная секуляризация Запада породила индивидуалистический либерал-капитализм, секуляризация христианского Востока дала обратный результат – экстремальные формы общинности, социализм.

Переход к секулярным формам не снимает цивилизационным противоречий

Но казавшиеся еще вчера незыблемыми установки материалистических атеистических идеологий сегодня на глазах рушатся, и мы, как на Востоке, так и на Западе, вновь возвращаемся к тем истокам, благодаря которым мы есть те, кто мы есть, к тем изначальным кодам, которые лежат в основе наших цивилизаций. Правда заключается в том, что эти коды глубоко различны, и напряженные отношения между Востоком и Западом имеют не случайную природу, и более, чем тысячелетнюю историю.

В секулярной ли, в догматически религиозной ли формах, но наши цивилизации являются разными, существенно и глубинно отличными друг от друга. Поэтому говорить о едином «христианском мире», включающем все номинально христианские конфессии, могут только невежественные люди. Между «евроазиатско-православной» цивилизацией и «западной цивилизацией», действительно, существует противоречие, альтернативность, исторически сложившееся сложнейшее «или-или».

Такое положение прекрасно подтверждается законами геополитики – науки, развитию которой в современной России я отдал много лет моей жизни. Геополитика утверждает, что между определенными типами государств и культур существуют более глубинные противоречия, нежели исторические претензии, различия социально-политических или экономических систем, конфессиональные разногласия, территориальные требования и т.д. Причем эти противоречия проявляются на самых разных этапах истории – как в религиозно-конфессиональных, так и в светских формах. Ярким подтверждением этому на современном этапе является и то, что после отказа от идеологического противостояния с Западом со стороны России и одностороннего роспуска Варшавского договора (а затем и ликвидации СССР), блок НАТО никуда не исчез, и продолжает свое планомерное распространение на Восток. Идеологические расхождения с новой демократической России отсутствуют, а геополитические противоречия никуда исчезли... Потому что они не могут исчезнуть в принципе.

То же самое мы наблюдаем и на примере пост-христианских обществ Запада и Востока. Большинство людей и на Востоке и на Западе уже не могут правильно произнести свой Символ Веры, даже не подозревая о той существенной богословской нагрузке, которая заложена в добавлении католиками Filioque, однако ощущение цивилизационной и духовной чужеродности остается при этом не менее острым.

Не конфликт цивилизаций, но диалог культур

Утверждая и признавая этот фундаментальный дуализм христанской и пост-христианской цивилизации, мы должны, перед своими предками и потомками, перед всем человечеством, взять на себя ответственность за то, чтобы это безусловное различие цивилизаций не перешло в «конфликт цивилизаций», но развивалось в режиме их диалога. Идя навстречу всем мирным и созидательным инициативам, исходящим с Запада, мы должны твердо блюсти свою собственную цивилизационную идентичность, в уникальности которой (как показывает тот же опрос), убеждено подавляющее большинство россиян. Более того, мы должны углублять ее, укрепляя в творческом диалоге и с Западом и с нехристианским, неправославным Востоком наше собственное цивилизацинное, русское, евразийское «я».

Сторонники западничества, абсолютизирующие его исторический опыт и призывающие немедленно и безотлагательно «идти в Европу», строить по либерально-демократическому образцу «гражданское общество» (безжалостно уничтожая при этом нашу цивилизационную самобытность) демагогически пугают нас тем, что если мы, русские, будем настаивать на «особом пути», «особом цивилизационном выборе», на верности нашим традициям и нашим корням, это, якобы, приведет к мировому конфликту, вызовет насилие и кровь. Это ложь. Трагическим конфликтом чревато пренебрежение к цивилизационным устоям, игнорирование мнения 71% россиян, евразийцев, русских людей. Неоднократно пытались загнать нас «в Запад» силой, и исторический опыт России показывает, что ничего из этого не получилось. И не получится. Гордое, свободное, достойное, осмысленное утверждение нашей цивилизационной самобытности, спокойное осознание своей силы, вера в свое величие – это и есть гарант мира и согласия, возможности вести открытый, доброжелательный и взвешенный диалог с другими цивилизациями. Величие России не источник проблем и угроз, а залог нашей безопасности, чтобы не говорили вечные клеветники России.

Евразийство как сущностно православное явление

Иногда мы, евразийцы, слышим от нашего духовенства упрек: отождествляя Православие с религией Евразии, мы, якобы умаляем его Вселенский смысл, а тезис о «православной» и тем более о «евразийской» цивилизации растворяет будто бы ясность и цельность православного церковного вероучения. На это можно ответить, что евразийство ни в коем случае не посягает на сферу догматики, полностью оставаясь под окормлением Русской Православной Церкви и ревностно исповедуя православную веру. Просто мы подчеркиваем – нисколько не претендуя на истину в последней инстанции – тот удивительный факт, что история и география демонстрируют нам удивительную преемственность Восточного христианства и особенно Русского Православия в его культурно-социальном, этическом, психологическом и политическом планах с цивилизационным вектором, характерным для Востока и его традиций, и напротив, множество противоречий с основными векторами развития цивилизации Запада. И это замечание отнюдь не противоречит Вселенскому измерению Православной Церкви, открывающей двери спасения всему человечеству, независимо от рас и культур. Но Восток, Евразия – это понятие не чисто географическое, но духовное. На Востоке расположен рай, в эту сторону обращены алтари наших храмов. Каждый, кто принимает Православие, обращается к этому вечному невечернему Востоку, вступает на путь духовной истины. Становясь членом Русской Православной Церкви каждый становится хотя бы немного русским.

Евразийство – это мировоззренческое и социально-политическое учение, разработанное горячими русскими патриотами, глубоко православными людьми, наследниками славянофилов, Достоевского, Константина Леонтьева и Данилевского. Это мировоззрение глубоко консервативное по духу, но открытое к диалогу с современностью, призванное не размыть нашу идентичность, но укрепить и развить ее, сделать ее активной, самосознательной, даже наступательной, если угодно.

Будучи православным в своем ядре, оно открыто для других народов России, шире Евразии, для других традиционных конфессий, приверженцы которых сохраняют верность русской цивилизации, российской государственности, константам нашей культуры, нашего исторического пути. Именно таким было и остается истинное евразийство – от православных патриотов князя Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Н. Н. Алексеева, Владимира Ильина, через великого русского историка Льва Гумилева до нашего движения «Евразия». Без Русской Православной Церкви Евразии, с нашей точки зрения, просто не может быть. Ее место в Евразии – центрально.

Евразийское большинство

Итак, опрос ВЦИОМ, с которого я начал свой доклад, говорит нам очень много. В нем абсолютно верно отмечено конечное тождество православного и евразийского отношения к особости русской цивилизации.

Кроме того, оптимизм – в том числе и в электоральном смысле – внушает высокий процент тех, кто признает евразийскую уникальность России (равно как и мизерность доли тех, кто наивно полагает, что мы, русский народ, русское Государство – всего лишь недоделанный, недоразвитый, неудавшийся пародийный Запад).

Счастливы будут те правители России, которые признают и согласятся с тем, что у нас есть свой особый путь, своя особая судьба, и еще более счастливы будем мы, русские люди, евразийцы, если будем иметь таких правителей.

Благодарю за внимание. Спаси Христос!

Другие материалы по VI Всемирному Русскому Народному Собору:

Соборное слово >>

Выступление Президента РФ В. В. Путина >>

Выступление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II >>

Выступление Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла >>

Выступление Верховного муфтия России, шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина >>

Выступление А. Г. Дугина на секции «Глобализация» VI Всемирного Русского Народного Собора >>

Выступление А. Г. Дугина на секции «Церковь, Государство, Нация» VI Всемирного Русского Народного Собора >>

Выступление чтеца Дмитрия Фурцева (храм Михаила Архангела, Михайловская Слобода) на секции «Церковь, Государство, Нация» VI Всемирного Русского Народного Собора >>


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/149