Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Народный природный месяцеслов на Руси | Октябрь-''Грязник'' | 06.10.2003
    6 октября 2003, 16:31
 

Релевантные ссылки:

Народный календарь

Народный природный месяцеслов на Руси

Народные названия Октября: первозимье, зазимник, грудень, грязник, листопад, хлебник, свадебник, капустник.

Как в народе сказано: октябрьский дождь - не проедешь, не пройдешь.

"Засиверило - и лист скоро подомрет." И коли лист с дерева начисто опадает, то это холодную зиму предвещает. Лист лицом кверху (т.е. гладкой стороной) ляжет на землю - это предвестие недорода. А когда лист ложится лохматой стороной, вогнутой к земле, как бы заботливо прикрывая землю, то крестьяне знают: не померзнут озимые хлеба зимой. Потому и назван еще октябрь месяцем-листобоем.

Листопадная осенняя лихорадка - это пора зябкая, горькая. Листья на деревьях дрожат - и они мокры. И этот чахлый вид говорит нам об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.
В народе об октябре говорили: "Грязник ни колеса, ни полоза не любит. В Грязник ложка воды ведром грязи становится. Знать осень в октябре по грязи."
Замечали погоду, глядя на цвет листьев: если после первых заморозков листья на осине, клёне, липе не пожелтели и не осыпались, значит дело идёт к устойчивому теплу. Если до половины октября с берёзы не опали листья - снег ляжет поздно.

Календарь, по славянски месячник, месяцеслов, месячило, — это упорядоченный счёт времени, выработанный обществом на основе наблюдений природы и длительного хозяйственного опыта.

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве было определено, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I. Указом от 15 декабря 1699 г. новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский. В связи с этим Россия в XX в. «отстала» от Европы на 13 суток. В 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. И только природный месячник, следующий движению солнца а не политическим переменам, сохранил свой древний уклад и порядок.

Народный природный месяцеслов опирается на смену времен года, а основными его вехами есть дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому времяисчислению начинается тогда, когда, по мнению народа, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские славяне опирались на действительные природные условия той земли на которой они живут. Зима на Руси по этому считается самым длинным временем года. Её начало приходится на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

Народный месячник отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных обрядов и проведения духовных действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народный справочник, рассказывающий об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

Русский народный месячник, возникший в глубокой древности, пропитан познаниями природной славянской веры, согласно которой, всё, что окружает человека, одушевлено благожелательной или злой силой, доставляет радость или печаль. В месячнике наделяются свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Названия праздников нередко включают приложения, не имеющие ничего общего с христианством, праздники могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имеют свои личные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывают белые, красные, черные, зеленые. Также дни могут быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный месяцеслов существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали «заветные, колодовские тетрадки», в которых народные знания, народный опыт записывался. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные месяцесловы, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «3натник» — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда в скирды метать», когда что почитать.

ОКТЯБРЬ - "ГРЯЗНИК "

1 октября (18 сентября) - Арина - журавлиный лет. Если на Арину журавли полетят, то на Покров 14 (1) октября ударит первый мороз, а если их не видно, то до 2 ноября (20 октября) мороза не будет вовсе.

2 октября (19 сентября) - Зосима-заступник пчел. Ставят ульи в омшаник.
За Зосимой - Астафьевы ветры. На Астафья свои приметы: коли дует северный сердитый ветер, то вскоре жди стужу, южак подул - к теплу, западный - к сырости, восточный - к ведру.

7 октября (24 сентября) - Фекла-заревница. Молотят хлеба в натопленных овинах. Из-за неосторожности на Феклу спалили не один овин, оттого она и "заревница".

14 (1) октября- Покров. "На Покров до обеда - осень, а после обеда - зимушка-зима"; "Чини избу до Покрова, не то не будет тепла".
На третьи сутки после Покрова- Ерофей. "С Ерофея и зима шубу надевает". Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили, боялись лешего. Существовало поверье, будто в этот день лешак с лесом расстается. А перед тем как провалиться сквозь землю, бушует там, обтрясывает, обламывает деревья. Зверье и то со страху по норам разбегается.

18 (5) октября- Харитины - первые холстины. В избах начинают ткать холст.
За Харитинами - Денисы позимские. День становится короче ночи, раньше смеркается, позже светает.

20 (7) октября- Сергий. "Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены (22 ноября - 9 ноября по ст. ст. ) зима встанет на ноги".

21 (8) октября- Трифон и Пелагея. "С Трифона и Пелагеи все холоднее".
А через день - Лампеи (Евлампий). В этот день рога месяца показывают в ту сторону, откуда дуть ветрам. Если на Евлам- пия рога месяца на полночь - быть скорой зиме, на полдень - скорой зимы не жди, будет грязь до самой Казанской.

27 (14) октября- Параскева, "грязниха", "порошиха".
Через три дня, "на Осию, колесо расстается с осенью.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1477