Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийский форум, Москва, гостиница «Россия» | Выступление старообрядческого Епископа курского Аполлинария | 02.10.2003
    3 октября 2003, 03:26
 

В случае полной победы евразийства снова наступит конец истории

Выступление старообрядческого Епископа курского Аполлинария на Евразийском форуме, Москва, гостиница “Россия”

Уважаемый председатель, уважаемые участники евразийского форума!

Только что мы выслушали серьёзный содержательный доклад Александра Гельевича Дугина. В дополнение я хотел бы заострить ваше внимание на значении старообрядчества как новой электоральной силы в обществе.

Так как здесь собралась очень разнообразная аудитория, считаю нелишним кратко пояснить смысл старообрядчества, или, что более правильно, древлеправославия. Ибо к нему принадлежит та часть православного российского населения, которая, отвергнув известную церковную реформу XVII века, продолжает двигаться по пути, указанному ещё византийскими проповедниками во времена крещения Руси. Исторически сложившееся оппозиционное положение старообрядцев к официально-синодальной, патриаршей Церкви обусловило их весьма напряжённые отношения с государственной властью, которая представлялась им системой угнетения и насилия. Однако это нисколько не влияло на их высокий патриотический дух. Доказательством тому служит множество примеров участия старообрядцев в защите государственных интересов: военные кампании VIII-XIX веков против Турции, а также Персии. Поддержка экономической мощи государства, оказанная ими в конце XIX - начале XX веков - поистине уникальное явление.

Из сказанного видно, что старообрядчество имеет особый взгляд на различные политические направления. Воспитанные в строгих морально-нравственных правилах, старообрядцы очень осторожно относятся к политике. Если же говорить о евразийстве, то основные его идеи очень близки им. Конечно, они не применяют специальных терминов для обозначения этих идей, но главный смысл им понятен. Это и антиглобализм, и интеграция, известная старообрядцам ещё под видом идеи Москвы - Третьего Рима. Живут старообрядцы в разных регионах России, чаще на окраинах бывшей царской империи, куда они вынуждены были бежать, спасаясь от преследования государства: в Курской области, в Сибири, в Прибалтике. Несмотря на это, в старообрядческом обществе сохраняется целостная нравственная, познавательная платформа. Это географически разнородная, но духовно единая система.

Релевантные ссылки:

Выступление Александра Дугина на Евразийском форуме: "Евразийская идея в качественном пространстве"

Итоги Евразийского форума в гостинице "Россия"

А потому идеи евразийства для старообрядцев, живущих, в Вологде, Ростове, Сибири, Краснодарском крае, - всюду одинаково близки. Мне думается, что старообрядчество может быть той силой, которая поддержит евразийские представления и евразийство как политическую партию на выборах. Возможно, количественно это не очень много. Однако я совершенно согласен с Александром Гельевичем: не в количестве дело - хотя с точки зрения выборов это имеет определённое значение - но в качестве.

Я упоминал уже про неизменную настороженность старообрядцев в отношении политической деятельности, что стало особенно заметно в последние десять лет, ибо за этот срок обнажились все самые неприятные качества политики, как таковой. Здесь мы видим и коррупцию, и обман и самые разные пороки человеческие, что, конечно, служит не в её пользу. С другой стороны, мы знаем, что по мере демократизации общества у старообрядцев всегда повышалась политическая активность. В начале ХХ века, к примеру, когда в 1905 году вышел царский указ о веротерпимости, старообрядцы сразу же начали действовать не только в экономическом, но и в политическом направлении. Была создана старообрядческая партия, участвовавшая в выборах в Государственную думу. Таким образом, в царском парламенте официально, хотя и в единственном числе, был представитель от старообрядчества.

Идеи евразийства, как я уже сказал, во многом перекликаются с основными идеями старообрядцев. Общество, в котором мы сегодня живём - поликонфессионально, и старообрядцы, составляющие часть этого общества - люди совершенно толерантные, совершенно терпимые к другим религиозным направлениям и конфессиям. Безусловно, в вопросе защиты основ Православия они абсолютно бескомпромиссны, но в отношении мусульманства, протестантизма, католицизма, иудаизма и буддизма проявляют религиозную терпимость. Кроме того, старообрядцы стараются поддерживать добрососедские отношения с православной патриаршей Церковью.

Возвращаясь к докладу Александра Гельевича, хочу сделать ещё несколько ремарок. Полагаю, что в случае полной победы евразийства снова наступит конец истории. Подобно твёрдости старообрядцев в защите основ Православия, евразийцы должны быть тверды в защите собственных основ. В этой борьбе вершится история. Другими словами, я выступаю за поддержку надёжного, достойного, равноправного существование всех направлений. Евразийская партия Дугина, пожалуй, единственная политическая партия, которая не боится официально выразить своё отношение к конфессиональным вопросам. В программах всех остальных партий, как мне известно, нет ни одного пункта касательно религии, что совершенно неправильно. Ведь сегодня появляется всё больше людей религиозных. Пусть они принадлежат к разным направлениям, но ни в коем случае нельзя обходить стороной их разнообразные интересы. Получается же, что учитывает их одна-единственная партия.

Мне очень приятно сознавать, что нынешние проповедники евразийства, сохраняя преемственность с патриархами этого учения, жившими в XIX - начале XX веков, дополняют его новыми идеями в соответствии с требованиями времени. Доказательством тому служит замечательная книга Александра Дугина “Основы евразийства”, которая здесь представлена, а также то обстоятельство, что среди приверженцев партии множество молодых людей, которых так же очень радостно видеть и среди прихожан нашей церкви, ибо за ними будущее. В заключение хочу пожелать вам плодотворной работы не только здесь, на форуме, но также и на местах, ведь без пропаганды идей, без живого, а не формального донесения их до умов и сердец людских любое движение обречено на жалкое существование. Всего вам доброго. Благодарю.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1474