Международное Евразийское Движение
Материалы | Первый канал | Тезисы Александра Дугина для программы «Время» | 14.09.2003
    16 сентября 2003, 13:01
 
Тезисы Александра Дугина для программы Тезисы Александра Дугина для программы

Тезисы Александра Дугина для программы "Время" - воскресенье - Первый канал

1. Продовольственная безопасность России

ДЛЯ СПРАВКИ: По состоянию на 10 сентября в России собрано около 53 млн. тонн зерна в бункерном весе, убрано около 55-57% сельхозплощадей, сообщил журналистам вице-премьер РФ Алексей Гордеев. Он отметил, что "если прогноз оправдается, то это позволит отправить на экспорт 5 млн. тонн зерна, в первую очередь пшеницы". ВОПРОСЫ: Не приведет ли отправка зерна на экспорт к нехватке зерна в России? Сколько остается зерна на посев в следующем году?

Дугин: Сельское хозяйство и производство продовольствия вообще не является в нынешних технологических и экономических условиях аспектом безопасности страны, если страна включена в мировую торговлю. Экономика России полностью зависит от экспорта нефти и газа, а следовательно, на средства полученные от продажи этих ресурсов мы можем закупать столько хлеба и другого продовольствия, сколько необходимо для сохранения продовольственной безопасности.

Сельское хозяйство в постиндустриальном обществе - это элемент культурный, и во всех экономически развитых странах является убыточной, дотационной областью. Сохранение крестьянства и ритуал порождения хлеба является в современных условиях культурной традицией, такой же, как Большой театр, спорт, русский национальный фольклор - всё это важные элементы национальной культуры, которые с точки зрения экономики не имеют целесообразности, но с точки зрения культуры крайне важны для России.

О продовольственной безопасности можно говорить в стране, которая экономически является более-менее автаркийной и замкнутой, каким был СССР или является нынешняя Северная Корея. Но такая продовольственная безопасность является следствием самодостаточной экономики, практически не зависящей от внешнего экспорта.

2. Налаживание коммуникаций с удаленными уголками России

ДЛЯ СПРАВКИ: ФГУП "Почта России" планирует в сентябре этого года начать реализацию проекта по доставке почты и печати грузовыми самолетами в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Первый чартерный самолет с символикой "Почты России" вылетит 16 сентября 2003 года из аэропорта Домодедово по маршруту Москва-Норильск-Якутск-Магадан-Анадырь-Петропавловск-Камчатский-Иркутск-Москва.

ВОПРОСЫ: Характеристика значимости создания общего информационного пространства. Доставка почты и печати в отдаленные уголки России - это должно стать социальным проектом или коммерческим?

Дугин: Это должно стать социальным проектом, т.к. коммерческим быть не может. Налаживание коммуникаций с удалёнными уголками России является стратегически важным вопросом, т.к. от этого зависит информационная интеграция страны.

В то же время газеты и письма являются устаревшими формами коммуникации. Сейчас очень дорогая бумага, услуги по доставке, поэтому в масштабах России бумажные коммуникации являются крайне затратными. В этих условиях решением вопроса коммуникации является прокладка по всей стране оптоволоконных сетей, вплоть до самых удалённых районов крайнего севера - интернет в каждый чум!

Это не может быть коммерческим проектом, т.к. большинство пользователей в России не сможет платить даже и за этот, крайне дешёвый по сравнению с бумажной почтой, вид связи. Поэтому реализацию этой задачи нужно возложить на Михаила Борисовича Ходорковского, который сам собирался заниматься этой проблемой. Мы должны создать евразийскую паутину, информационно скрепляющую нашу необъятную страну.

3. Эмиграция, иммиграция и транзит в России и Европе

ДЛЯ СПРАВКИ: Проблемы, связанные с миграцией, затрагивают сегодня практически все европейские государства. В Европе насчитывается около 56 миллионов человек, которые покинули свои страны по религиозным, политическим или экономическим причинам. В большинстве стран ЕС, за исключением Финляндии, Франции, Ирландии и Нидерландов, приток иммигрантов превышает естественный прирост населения.

ВОПРОСЫ: Какова ситуация с этим в России?

Дугин: Необходимо локализовать миграцию. Для этого необходимо интегрировать СНГ в единый евразийский союз, тогда из внешней миграции это явление превратится во внутреннюю миграцию, внутри единого образования. Миграция в рамках большого пространства должна быть облегчена.

Необходимо курировать миграцию и неформально (формально это сделать невозможно) разделить мигрантов на позитивных и не позитивных - качественный а не количественный подход к миграции, качественный отбор. Например, миграция китайского населения в Сибирь и на Дальний Восток представляет угрозу национальной безопасности России - это негативная миграция. С другой стороны необходимо увеличить потоки мигрантов из центральных регионов России и русскоязычного населения стран ближнего зарубежья на заселение Сибири и Дальнего востока - это миграция позитивная.

4. Who is мистер Ильхам Алиев?

ДЛЯ СПРАВКИ: 18-19 сентября в Ялте состоится очередной саммит Совета глав государств-участников СНГ. На нем должны быть подписаны документы о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Руководство Киргизии собирается вступить в экономический союз Белоруссии, Казахстана, России и Украины на саммите руководителей стран СНГ в Ялте. На саммите СНГ планируется одобрить программу экономической интеграции стран Содружества до 2010 года. Премьер-министр Азербайджана Ильхам Алиев возглавит делегацию своей страны на саммите СНГ, который пройдет в Ялте 18-19 сентября.

ВОПРОСЫ: Каковы шансы Алиева выиграть выборы? Что значит Ильхам Алиев как президент страны?

Дугин: Безусловно, азербайджанское общество является евразийским, традиционным в значительной степени, и поэтому элементы демократии, которые в нём присутствуют сочетаются с элементами традиционных обществ. Поэтому передача власти по наследству в данном случае является нормальным явлением, это черта традиционного общества и ничего страшного в этом нет. Это даёт определённую внутрисоциальную легитимность.

Ильхам Алиев слабый политический деятель. Зато Гейдар Алиев сильный. Власть Гейдара Алиева основана на балансе сил в азербайджанском обществе, который сохранится при передаче власти сыну. При этом сохранится консенсус элит. Элиты заинтересованы в этом и скорее всего поддержат Ильхама Алиева, что делает его шансы стать президентом наиболее высокими.

В Азербайджане идёт геополитическая игра Ирана, Турции, России и Запада. Пассивность общей роли Азербайджана в регионе, плюс слабость Ильхама Алиева как политического деятеля представляет определённую угрозу национальной безопасности России на Кавказе. Ослабление позиций Азербайджана в регионе может стать фактором нестабильности, поскольку в отличие от отца, который понимал баланс геополитических сил, Ильхам Алиев понимает его более просто, т.к. до этого занимался нефтью, экономикой, экономика там простейшая, каких-то специальных знаний для того, чтобы её заниматься не нужно, нужна только власть, и вот это вызывает определённое беспокойство. Вовлечь такого политика в какую-то геополитическую авантюру в регионе достаточно легко.

Единственный способ стратегически обезопасить себя и стабилизировать ситуацию в регионе для Ильхама Алиева - это примкнуть к союзу России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Входящей сейчас в него Киргизии. Это даст фундаментальную гарантию стабильности, которой он будет лишён как слабый политик при передаче власти от отца и его уходе с политической сцены региона.

5. Общественный или частный?

ДЛЯ СПРАВКИ: Почти в 20 городах Евросоюза с 16 по 22 сентября пройдет Неделя общественного транспорта. В рамках Недели 22 сентября в 152 городах Франции пройдет День отказа от пользования личным автотранспортом. Акции будет предшествовать активная рекламная кампания. На улицах крупных городов будут развешены афиши, на телевидении запланирована серия специальных программ, посвященных защите окружающей среды.

ВОПРОСЫ: А Россия развивает общественный транспорт? Не получается ли сейчас так, что все условия стараются создать для владельцев частного транспорта? Может ли частный автомобиль заменить общественный транспорт?

У нас эксцесс приватизации во всём - это явление совершенно негативное. Общественный транспорт совершенно замечательная вещь. Одно дело, когда человек ходит в кино, это социальный акт, другое дело, когда он смотрит домашнее видео - это приватный акт. То же самое с общественным и личным транспортом.

Поездка в общественном транспорте, это акция социализации. Суть общественного транспорта в том, чтобы ехать вместе и чтобы вместе быть свободными от контроля ситуации на дороге. Человек чувствует безопасность и коллективизм. Пользование общественным транспортом это ритуал социализации имеющий положительное значение.

В советское время у нас был эксцесс коллективизации, в следствие чего мы ещё некоторое время как безумные будем уничтожать общественный транспорт, трамваи, троллейбусы и развивать личный транспорт. Когда же мы дойдём до изобилия грязных личных жучков с бабами за рулём, которые постоянно врезаются друг в друга и создают опасную ситуацию для окружающих, то в итоге возникнет некое отрезвление и какие то части города, например в пределах садового кольца, будут отведены только для пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт.

Жизнь в городе - это публичный акт. И пользование общественным транспортом это как некий ритуал ресоциализации.

6. Мемуары как политическое орудие

ДЛЯ СПРАВКИ: В книжных магазинах США появятся мемуары экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт. 3 сентября в рамках 16-й Московской международной книжной выставки-ярмарки президент Украины Леонид Кучма представил российским читателям свою книгу "Украина - не Россия".

ВОПРОСЫ: Зачем политики вообще пишут мемуары? Могут ли мемуары влиять на текущую политику? Умеют ли в России работать с мемуарами?

Дугин: Мемуары - это конвенциональный элемент любой политики. Всегда интересно знать от первого лица о крупных политических событиях, о механизме принятия политических решений. Это проливает свет на логику истории. Мемуары - интересное историческое свидетельство в том случае, если личность сама по себе масштабна.

Пишутся мемуары тогда, когда автор переходит из состояния действующего в состояние бывшего. Мемуары действующего политика менее интересны, потому что жанр мемуаров предполагает дистанцирование автора от самого себя, критический взгляд на события. Действующий же политик пишет программы, манифесты и не может предвзято смотреть на процессы, т.к. сам в них задействован, а значит имеет актуальные интересы. Тот политик, который дошёл до мемуаров издаёт прощальный аккорд, адью… Нет ничего глупее, чем мемуары действующего политика.

Наши политики очень часто объявляют о том, что они уходят, прощаются, издают мемуары, потом оказывается, что они пошутили, они остаются, потом опять уходят и так неоднократно. В этом элемент нерешительности. То, что пишется действующими политиками, нельзя квалифицировать как мемуары. Если действующий политик объявляет о выходе своих мемуаров, то либо он собрался вот-вот уйти, либо он что-то перепутал. Действующий политик может написать книгу на заданную тему, либо политическую хронографию, политический дневник, но как правило в приличных политических обществах об этом не пишут или не издают, а если и публикуют, то только после ухода или посмертно - в этом закон жанра…


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1447