Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Кружевоплетение. Художественное ручное кружево | 24.06.2003
    25 июня 2003, 17:28
 
По материалам сайта Ремёсла.ру

Кружевоплетение.

Художественное ручное кружево.

Ручные кружева - это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства.

На Руси кружевоплетение существовало уже в XIII в. В XVII в. было распространено кружевоплетение из золотых и серебряных нитей. В XIX в. стали применять хлопчатобумажную пряжу. Особенного подъема кружевоплетение достигает в конце XIX в. Ручные кружева в этот период пользовались большим спросом на внутреннем и международном рынках.

В первые годы после установления Советской власти кружевницы объединяются в артели и союзы кружевниц. В городах Вологде, Ельце, Советске открываются профтехшколы. Позднее при союзах кружевниц создаются экспериментальные лаборатории.

В настоящее время лучшие традиции народного кружевоплетения развивают кружевницы Вологодской, Липецкой, Кировской, Рязанской, Ленинградской и Архангельской областей. Советские кружевницы - хранительницы замечательного искусства русского коклюшечного кружева, широко известного и высоко ценимого не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами.

Материалы для производства.

Для изготовления кружев и кружевных изделий используют белые или глянцевые хлопчатобумажные, отбельные и суровые льняные, в небольшом объеме, шелковые, шерстяные, капроновые нитки, пряжу разных номеров. Для нарядных предметов одежды применяют металлические нитки.

Релевантные ссылки:

История Гжели.

Дымковская игрушка

Волховская роспись

Производство изделий.

Кружева вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам - сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка.

По способу плетения различают кружева парные и сцепные. Парные кружева плетут многими парами коклюшек. Для плетения сцепных кружев применяют лишь 6-12 пар коклюшек, а отдельные части выплетаемого кружева сцепляют вязальным крючком. Парным способом изготовляют в основном мерные кружева, а сцепным - кружевные штучные изделия. В парных кружевах обычно преобладают формы геометрического орнамента: ромбы, треугольники, кружки, овалы. Узоры сцепного кружева имеют преимущественно растительный характер. Орнамент в кружевах и кружевных изделиях состоит из отдельных элементов, различных по плотности и выплетаемому рисунку и имеющих свои названия.

Классификация изделий.

Ручные кружева и кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру, узоров и народным промыслам. По назначению кружева и кружевные изделия ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. В первую группу входят: бытовые предметы - скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы и пр.; предметы одежды - блузки, женские платья, туники, пелерины; предметы туалета - галстуки, перчатки различных размеров и форм, косынки, палантины, отделочные изделия для женской, детской одежды и белья - воротнички, вставки, манжеты, оплеты для носовых платков. Декоративные изделия - это различные занавеси, покрывала, дорожки, накидки; сувениры - уникальные тематические панно и занавески, закладки для книг и др.

По материалу ручные кружева различают: хлопчатобумажные (наиболее распространенные) - из белых матовых или глянцевых ниток, льняные - из отбельных и суровых ниток, шелковые (выпускаются в небольшом количестве), шерстяные, капроновые и др. По характеру узоров кружева и кружевные изделия ручной работы бывают с геометрическим, растительным, комбинированным, произвольным орнаментом.

По народным промыслам кружевные изделия можно подразделить на вологодские, елецкие, кировские, михайловские, киришские.

Вологодские кружева.

Вологодская область занимает в Российской Федерации первое место по выпуску кружев. Кружевоплетение на территории Вологодской области известно с давних пор. В XVII в. было распространено плетение кружев из золотых и серебряных нитей. Позднее стали применять хлопчатобумажную пряжу. Во второй половине XIX в. кружевной промысел становится основным источником существования местных жителей. Вологодские мастерицы выплетали и парное, и сцепное кружево. Характер рисунка кружев, выплетаемых в конце XVIII в., аналогичен золотому кружеву XVII в. Узоры сцепного кружева сложились в первой половине XIX в. Возросшая конкуренция и эксплуатация кружевниц скупщиками во второй половине XIX в. отрицательно сказывалась на вологодском кружеве. Изделия этого времени характеризуются однообразием узоров и низким качеством.

После Великой Октябрьской социалистической революции организуются первые объединения кружевниц, позднее создается кустарно-промысловая секция Северсоюза, а затем Вологодский союз кружевниц. С 1968 г. ручное кружевоплетение в Вологодской области сосредоточивается на вологодском кружевном объединении "Снежинка", состоящем из четырех отделений: Усть-кубинского, Сокольского, Кубеноозерского и Грязовецкого. В этих отделениях 45 кружевных участков, расположенных в радиусе 90-120 км от Вологды. Основная масса кружевниц - надомницы.

В качестве сырья вологодские народные умельцы используют хлопчатобумажные и льняные нитки, шелковую и синтетическую пряжу (главным образом лавсановую, штапельную), реже шерстяную пряжу, иногда вышивальные нитки "ирис" (для галстуков и частично для кружев).

Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань. В изделиях, выпускаемых объединением, используется около 400 разнообразных рисунков.

Ассортимент вологодских кружевных изделий включает: предметы одежды и отделочные детали к ним - платья, туники, жилеты, блузки, джемперы, воротнички, вставки, воланы для рукавов, карманы к платьям; предметы туалета - галстуки, пояса, перчатки; головные уборы - шарфы, косынки, шапочки, береты; декоративные изделия - дорожки, скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы, покрывала, накидки; сувениры - панно различных размеров с разнообразной тематикой.

Елецкие кружева.

Кружевной промысел в Орловской губернии (в прошлом г. Елец входил в Орловскую губернию) существует с начала XIX в. Кружевницы изготовляли кружева по заграничным образцам. С середины XIX в. кружевоплетение распространяется во многих окрестных селах и деревнях. В 1919 г. в г. Ельце была открыта контора, которая раздавала надомникам сырье и принимала от них готовую продукцию. Позднее создается Елецкое товарищество кружевниц, а затем Елецкий союз кружевниц. В настоящее время елецкие мастера выплетают кружева на елецком комбинате художественных промыслов в г.Ельце Липецкой области.

Для изготовления изделий мастерицы применяют хлопчатобумажные, льняные и капроновые нитки, а также пряжу из различных искусственных волокон.

Техника плетения елецких кружевных изделий - парный способ, реже - сцепные кружева. Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения.

Елецкие кружева отличаются мелкими формами, воздушностью, четким рисунком. В них много плавных переходов от плотного плетения к ажурному. Орнамент кружевных изделий растительный, реже геометрический. В растительном орнаменте чувствуется влияние заграничных кружев "валансьен", значительно переработанных русскими мастерицами. Рисунки елецких кружев носят названия: круги, звездочка, речка, кораблик, жемчужинка, гречишка.

Кружевницы Ельца выпускают широкий ассортимент мерных кружев, различных по ширине, отделке, орнаменту, и штучные изделия: предметы одежды и отделочные детали к ним - платья, блузки, вставки к платьям, воротники, манжеты, жабо; постельное белье с кружевной отделкой; предметы туалета - галстуки, перчатки; головные уборы - косынки, шарфы; декоративные изделия - салфетки, настольные дорожки, подстаканники; сувениры - панно, закладки для книг и др. Красивые изделия елецких кружевниц пользуются неизменным спросом как в нашей стране, так и за рубежом.

Кировские (вятские) кружева.

Кружевоплетение в Вятской губернии возникло в начале XVIII в. К концу XIX в. плетение кружев становится основным занятием в слободе Кукарке и окрестных деревнях. С 1872 г. кукарские кружева начинают привлекать к себе внимание. С открытием Кукар-ской земской школы кружевниц ручные кружева завоевывают еще большую популярность. В первой половине XX в. вятские кружева пользуются большим - спросом в Америке, Англии, Голландии, Швейцарии.

В 20-х годах XX в. в г.Советске (бывшей слободе Кукарке) кружевницы объединяются в артель. С начала 30-х годов организуются самостоятельные артели в селах Ильинском, Завертном. Сейчас кировские (вятские) кружева производят в городах Кирове и Советске. В Кирове находится Фабрика строчевышитых кружевных изделий имени 8 Марта, в Советске - отделение фабрики. Техника плетения кружев - сцепная.

В кировских кружевах встречаются мотивы, близкие к вологодским и елецким, но здесь они приобретают особый, местный колорит. Для кировских кружевных изделий характерно разнообразие узоров, переходящих из плотного плетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком. Узоры кружев кировских мастериц отличаются легкостью и носят растительный характер, часто цветы и листья имеют остроконечные формы. Ассортимент кировских кружевных изделий сходен с ассортиментом вологодских и елецких изделий.

Михайловские (рязанские) кружева.

Плетение кружев в Рязанской губернии издавна бытовало в крестьянских семьях. В украшениях одежды кружево зачастую сочеталось с ткаными узорами и вышивкой. Особого развития достиг кружевной промысел в 70-х годах XIX в. в г.Михайлове. В 1925 г. в г.Михайлове было организовано небольшое предприятие, впоследствии выросшее в современную Михайловскую фабрику "Труженица".

Кружева Рязанской области значительно отличаются от кружев, изготовляемых в других областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняются они в простой технике численного плетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Кружевам Михайловских мастериц присущи несложные кружевные узоры, которые носят народные названия: бубенцы, мыски и т.п. В богатую расцветку Михайловских кружев, кроме белых и серых, входят красный, синий, желтый и другие цвета. Для Михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой.

В ассортимент кружевных изделий фабрики "Труженица" входят главным образом декоративные изделия: занавеси, подарочные полотенца, небольшие скатерти, салфетки, дорожки. Красочные Михайловские кружева в сочетании с традиционной рязанской вышивкой используют также для отделки женского платья; они придают современному костюму свежесть и оригинальность.

Киришские кружева.

Киришский кружевной промысел был известен еще в XVIII в. Сейчас ручное кружевоплетение в характере старинного киришского кружева сосредоточено в деревне Витка Ленинградской области. Здесь находится киришский цех Ленинградского областного производственного объединения народных художественных промыслов.

Кружева плетут в сцепной технике, которая сохранилась до сего времени. Для нее характерно редкое полотняное переплетение и сетка, сплетенная из отбеленных ниток с добавлением синих и красных. В рисунках кружев преобладают сильно обобщенные формы растительных и геометрических мотивов. Узоры кружев "медвежья лапа", заканчиваясь пятью фестонами, напоминают широко расставленные пальцы.

Ассортимент киришских изделий примерно тот же, что и вологодских: салфетки, дорожки и т.п.

Белорусские кружева.

В Белорусской ССР ручным кружевоплетением занимаются кружевницы Гомельской фабрики художественных изделий. Сырьем для производства кружевных изделий служит главным образом хлопчатобумажная пряжа. Техника плетения кружев - коклюшечная. Ассортимент белорусских ручных кружев представлен дорожками, салфетками различной конструкции, модными деталями для женской одежды - воротничками, манжетами и др.

Армянские кружева.

В давние времена кружевоплетение было широко развито в Армении. Кружево, шитое простой швейной иглой, изготовляли в виде штучных изделий и для отделки одежды. В настоящее время кружевоплетение возрождено в Армении во многих районах. Кружевные изделия выпускают суровыми, белого, серого, голубого, рыжего цветов и др. Отличаются изделия армянских кружевниц особой ритмикой орнамента и композиции, тонкостью, ажурностью, что ставит их на один уровень с прославленными отечественными и зарубежными кружевами.

Ассортимент армянских кружев неширок и представлен в основном салфетками и салфетками-панно.

Привлекательность кружева заключается в его колорите, построенном на сочетании красных, зеленых, синих, серых и черных тонов. И сейчас это кружево не потеряло своей ценности. Его охотно покупают и используют для оформления современной одежды и утилитарно-декоративных изделий: салфеток, скатертей, дорожек.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1347