Международное Евразийское Движение
Евразийское Обозрение | №10 | 20.06.2003
    20 июня 2003, 22:07
 

Евразийское Обозрение №10

Содержание

Александр Дугин: СТАРООБРЯДЧЕСТВО И ЕДИНОВЕРИЕ

Тема Единоверия очень важна, несмотря на весьма сложное отношение к ней со стороны самих староверов, традиционно считающих это уловкой Московской Патриархии против них. На самом деле история Единоверчества, напротив, представляет собой стратегическую линию привития Старой Веры (подлинного Православия к древу синодальной Церкви).

Дмитрий Фурцев: КРИТИКА ТЕЗИСА О ПРОГРЕССЕ

Мы сегодня слишком пропитаны светским воспитанием, чтобы адекватно понимать вопросы религии. Прогресс мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. И отношение к древности у нас соответствующее. Древнее ассоциируется с неразвитым, примитивным. Естественно, что такой подход к религии, к истории Русской Церкви даёт очень искаженную картину. Всё современное воспринимается как «прогрессивное», всё древнее - как нечто «устаревшее», «преодолённое», «неадекватное» и т.д.

Антип Лестовкин: АРХИПАСТЫРЬ

Вообще Архиереев можно условно разделить на три большие группы: молитвенников, политиков и интеллектуалов. Нередко у архиерея (епископа) есть черты присущие каждой из этих групп, но какая-то из них, всё равно несколько преобладает над другими. Политики, люди деятельные, толковые, но, как правило, жёсткие, “себе на уме”, а нередко и склонные к некоторому цинизму. “Молитвенники” очень часто бывают, не смотря на всю свою духовность, в качестве епископов (“надзирателей”, буквально, с греческого) довольно неорганизованны, нередко склонны подпадать под влияние окружения, камарильи, фаворитов. Интеллектуалы бывают разные: иногда они ближе к политикам и поражают своей холодностью, иногда чёрствостью, а нередко и невниманием к людям и обязанностям. Не часто всё это находится в неком относительно приемлемом, не говоря уж гармоничном, сочетании.

Леонид Звездин: "Я считаю себя старообрядцем"

Да, я считаю себя старообрядцем, поэтому и к самому старообрядчеству как главному оплоту сохранения православия в его изначальной, неизменной форме отношусь очень хорошо. Старообрядчество на сегодня, это и есть истинная Церковь, именно та Церковь, о которой в книге пастора Ермы сказано, что Церковь старее, чем мир - она там изображена символически в образе древней седовласой женщины - ангела в образе женщины, которая на вопрос апостола Ермия ответила - я старее, чем мир, старее всего, что имеет место быть. Вот таковой мы свою Церковь признаем. И именно в старообрядчестве сохраняется и исконная русская традиция.

Интервью с Езеровым Андреем Викторовичем

Замечательный человек владыка Митрополит. Во-первых, он - человек очень простой. Он родился в обычной провинциальной семье, в городе на Волге Лыскове Нижегородской области. Нельзя его назвать деревенским, конечно, уже, потому что немалую часть жизни он прожил в больших городах, в Нижнем Новгороде, в Москве, хотя и в своеобразных условиях, в достаточно не мирских, но человек он очень доступный, немудреный, в хорошем смысле этого слова. Конечно, его отнюдь не назовешь ни интеллектуалом, ни интеллигентным человеком, ему интеллигентности, я прямо скажу, иногда и не хватает, но зато хватает связи с землей, что не заметно у простых людей нынешнего поколения, а у него это заметно, вот такая врожденная почвенность, то есть это человек земли, нашей русской земли.

«ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ»

Последние 1000 лет русские исповедуют Православную веру. Наш народ сформировался духовно именно в лоне Православной Церкви, воспринял миссию христианской Веры. Вначале, с X века по XV век, Русь была частью Византийской эйкумены, входила в состав восточно-христианского мира с центром в Константинополе (Царьграде). После отказа от признания Флорентийской Унии, заключённой греками с Ватиканом, и последовавшего вскоре за этим падением Царьграда, Русь сама стала центром всемирного Православия, взяв на себя роль главнейшей Православной державы, православного Царства. Так продолжалось весь Московский период, в середине которого было установлено на Руси Патриаршество. Никоновские реформы, печальные события церковного собора 1666-67 г. и последующий раскол пошатнули стройное здание Русской Церкви. Но и в дальнейшие эпохи, даже во времена открытых гонений на Церковь в советский период, русские оставались глубоко православным народом.

Староверы! Ревнители древлего благочестия!

У нас за плечами около трёх с половиной столетий гонений, преследований, пыток, казней, гарей, тюрем, ссылок. Самое страшное, что терпели мы это не от чужаков, а от своих. От тех, кто оставил веру отцов, смутился, отступил, поддался новинам. Невидимый, но очень глубокий ров отделяет нас, старообрядцев, от остальных русских людей, от приверженцев нового обряда.

СОЛИДАРНОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ

Партия «Евразия» является политической, социальной и интеллектуальной платформой для диалога, взаимодействия и выработки совместной стратегии традиционных конфессий. Важнейшая задача евразийства в этой области - предотвращать в зародыше любые межконфессиональные трения, настаивать на солидарности, братской любви и мире между верующими различных традиционных конфессий.

ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДЕ РУССКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Начиная разговор о православном воспитании в России, хотелось бы остановиться на том историческом контексте, в котором существовало и развивалось Православие на Руси вообще, и православная педагогика, в частности. Русская Православная Церковь возникла до разделения Церкви Христовой в XI веке на Восточную и Западную, поэтому Русь получила вероучение, догматы, книги, песнопения, церковное устроение от тогда ещё единой Церкви. Русские, приняв Православие во всей его полноте от древней Церкви, сохраняли вероучение в неприкосновенной чистоте и не поврежденности до конца XVII-го века

Олег Котрунов: Православное воспитание в среде русского старообрядчества: история и современность

Русская Православная Церковь возникла до разделения Церкви Христовой в XI веке на Восточную и Западную, поэтому Русь получила вероучение, догматы, книги, песнопения, церковное устроение от тогда ещё единой Церкви. Русские, приняв Православие во всей его полноте от древней Церкви, сохраняли вероучение в неприкосновенной чистоте и не поврежденности до конца XVII-го века. Именно та Русь называлась Святой Русью, а Москва - Третьим Римом. Именно та Русь стала земной колыбелью таких почитаемых святых как преп. Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген.

Владыка Аполлинарий: "МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ БОЛЕТЬ ЗА СВОЁ ГОСУДАРСТВО…"

Исторически сложилось, что Православие всегда являлось центрирующим звеном в становлении и развитии России, сплачивая народы и присоединяя к себе новые территории. При этом оно довольно-таки спокойно уживалось, да и уживается с другими конфессиями - православных нельзя упрекнуть в религиозной нетерпимости. Поэтому я считаю, что государство времён Российской империи нельзя было назвать слабым. Форма правления - монархия, можно было апеллировать к власти - Царю-Батюшке. Народ православный, большинство русских. Говоря в общем, направление развития было верным.

Россию развалили искусственно. Хотя некоторые и говорят о существовавшем пророчестве развала, но ещё раз повторю - это было сделано искусственно, для удовлетворения чьего-то самолюбия и амбиций. Но на амбициях далеко не проедешь. А для народа подобные "удовлетворения" - зло. Мы были общностью, жили общими интересами. Я говорю не только про время да октября 1917 года, но даже и после. Мы были великими по многим параметрам, например - количественному, и к мнению Российского государства не то что прислушивались - его уважали.

ОБЗОР СТАРОВЕРИЯ

Современное старообрядчество количественно сузилось, умалилось. Так, например, до революции по разным оценкам среди великорусского населения Империи староверов было от десяти процентов до едва ли ни трети. Если взять “средние” оценки, то всё равно получилось бы от пятой части до четверти всех великороссов. При том нельзя забывать, что Старую Веру использовали почти все уральские и терские казаки, до трети донцов, часть других казаков, все некрасовцы…Сейчас староверов насчитывают всего от миллиона до четырёх (по самым оптимистичным подсчётам), хотя порой, в ряде случаев люди уже не считающие себя древлеправославными христианами (например, в Поморье), пока ещё помнят о Старой Вере своих предков…


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1333