Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское обозрение № 10 | Евразийский Путь как Национальная Идея | 2003.16.06
    20 июня 2003, 21:59
 
"Евразийское обозрение" №10, 2003

Выдержка из книги

«ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ»

Москва, 2002, партия «Евразия»
Религиозная идентичность России

- православие

Последние 1000 лет русские исповедуют Православную веру. Наш народ сформировался духовно именно в лоне Православной Церкви, воспринял миссию христианской Веры. Вначале, с X века по XV век, Русь была частью Византийской эйкумены, входила в состав восточно-христианского мира с центром в Константинополе (Царьграде). После отказа от признания Флорентийской Унии, заключённой греками с Ватиканом, и последовавшего вскоре за этим падением Царьграда, Русь сама стала центром всемирного Православия, взяв на себя роль главнейшей Православной державы, православного Царства. Так продолжалось весь Московский период, в середине которого было установлено на Руси Патриаршество. Никоновские реформы, печальные события церковного собора 1666-67 г. и последующий раскол пошатнули стройное здание Русской Церкви. Но и в дальнейшие эпохи, даже во времена открытых гонений на Церковь в советский период, русские оставались глубоко православным народом.

Православная Вера глубоко проникла в национальную психологию русских, сформировала особый культурный тип, который пережил и периоды охлаждения и формализации Церкви в века романовского правления, и даже атеистические гонения. Устойчивость и постоянство "православной психологии", не исчезнувшей за период скрытой или явной секуляризации, облегчили возврат в Церковь на современном этапе. В этом состоит залог общероссийского возрождения в лоне Православия и в грядущие периоды.

Православная идентичность русских затрагивает не только конфессиональную область, но и более широкий культурный тип византизма, который привился на Руси параллельно её воцерковлению. Сам стиль русского религиозного сознания до сих пор сохраняет в себе черты "византизма", во многом утраченные и греками, и православными балканскими народами, много веков пребывавшими под турецким мусульманским владычеством.

Русский Путь Альтенратива "новому мировому порядку"

- обнаружение вселенской миссии Православной Церкви

На религиозном уровне Евразийский Проект предполагает сохранение и “огласительное” развитие духа Традиции, новое обращение к религиозным истокам человечества. В таком “возвращении к истокам” заключается расширительно понятая религиозная миссия России.

Осевой формой Традиции в Евразийском Проекте является Православие, Восточная Церковь, как носительница аутентичного христианского духа, сохраняющего всеохватывающий масштаб христианской традиции. Миссия Православия не является узкоэтнической, ограниченной каким-то конкретным регионом или историческим периодом. Эта миссия является вселенской. Русские традиционно ясно отдавали себе отчёт в мессианском характере своей Веры, осознанно или интуитивно следовали вселенской тяге ко всеобщему утверждению Спасения, Добра и Справедливости. Для православного сознания “новый мировой порядок” отождествляется с “приходом антихриста”. По этой причине противодействие ему, утверждение глобальной религиозной, этической и мировоззренческой альтернативы, представляется не просто социальным, но религиозным долгом христианина. Острота эсхатологической идентификации “нового мирового порядка” с “князем мира сего” делает Православие осевой реальностью глобального религиозного сопротивления в мировом масштабе, так как в других традиционных религиях эсхатологический аспект выражен не столь ярко и акцентировано.

Православие становится религиозным геополитическим полюсом Евразийского Проекта. Но такое центральное место ни в коем случае не означает умаления ценности других традиционных евразийских конфессий.

- союз традиционных религий

Евразийские конфессии, будучи догматически различными и не сводимыми к общей схеме, имеют ряд черт, их сближающих. Это касается не столько догматической стороны, сколько психологического типа восточной религиозности - боле созерцательной, нежели деятельной, и более парадоксальной, нежели рационалистической, связанной более с вечным аспектом вещей, нежели с историческим процессом. Эти общие психологические черты дают основания для союза традиционных евразийских конфессий без того, чтобы смешивать их вероисповедные принципы или миссионерски навязывать неприемлемые другим богословские тезисы. Союз традиционных религий Евразии должен представлять собой геополитическое, культурное соглашение, основанное на соблюдении суверенных прав конфессиональной свободы каждого народа и каждого человека.

- христианство, ислам, буддизм, индуизм, даосизм, архаические культы

В Евразии доминируют христианство (Православие), ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и некоторые локальные архаические культы. Евразийский союз религий должен быть основан на:

- культурной и геополитической координации этих конфессий в вопросе проповеди;

- совместном урегулировании возможных межконфессиональных конфликтов;

- развитии общего евразийского стиля религиозного традиционализма,

базирующегося на уважении прав других евразийских вероисповеданий.

Вырождению религиозного элемента на Западе до уровня практического материалистического атеизма, экстравагантным искусственных культам (часто тоталитарным) и “расистским” моделям католико-протестантского фундаментализма, основанного на открытой ненависти к евразийским религиям), Евразия должна противопоставить новый традиционализм, всеобщий солидарный возврат к религиозным корням.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1330