Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское обозрение № 10 | Леонид Звездин | ''Да, я считаю себя старообрядцем'' | 2003.16.06
    20 июня 2003, 21:53
 
"Евразийское обозрение" №10, 2003

Андрей Езеров:

Корр.: Вы долгое время были секретарём Митрополии РПСЦ на Рогожке и по долгу службы часто сталкивались с Владыкой Митрополитом. Расскажите, пожалуйста, о личности Митрополита Московского и всея Руси Алимпия, что он за человек?

А.Езеров: Замечательный человек владыка Митрополит. Во-первых, он - человек очень простой. Он родился в обычной провинциальной семье, в городе на Волге Лыскове Нижегородской области. Нельзя его назвать деревенским, конечно, уже, потому что немалую часть жизни он прожил в больших городах, в Нижнем Новгороде, в Москве, хотя и в своеобразных условиях, в достаточно не мирских, но человек он очень доступный, немудреный, в хорошем смысле этого слова. Конечно, его отнюдь не назовешь ни интеллектуалом, ни интеллигентным человеком, ему интеллигентности, я прямо скажу, иногда и не хватает, но зато хватает связи с землей, что не заметно у простых людей нынешнего поколения, а у него это заметно, вот такая врожденная почвенность, то есть это человек земли, нашей русской земли.

А во-вторых, владыка Митрополит очень верующий человек, самоуглубленный, молитвенный - не от мира сего - в прямом смысле этого слова. Я думаю, что немного в мире найдётся людей сейчас, которые бы так молились, как он. Возможно, ради таких людей Господь пока милует и наш народ, и нашу землю, и землю вообще, потому что, если кто читал книги Царств, тот помнит ответ Ильи, когда на вопрос - почему же Господь это всё не истребит, ответ ему был такой, что я соблюл в себе семь тысяч праведников, которые не преклонили колен своих пред Ваалом.

Наш владыка Митрополит Алимпий - постник, молитвенник, человек действительно неотмирный. Хотя многие родственники его, кстати, до сих пор живут в Нижнем Новгороде, в Нижегородской области. Некоторых из них я знаю, один из них, например, там даже сапожником работал. То есть обычные простые люди, никто "в лимузинах не ездит", по крайней мере, а если и ездят, то не благодаря владыке, а благодаря каким-то своим усилиям, то есть живут, как все.

Многие простые люди говорят так: вот пока жив владыка Митрополит, отступления в Никонианство не будет, и наша церковь будет стоять и сиять.

Корр.: Насколько реалистично возвращение русского народа в Старую Веру?

А.Езеров: В одном из последних своих интервью владыка Митрополит Алимпий сказал такие замечательные слова, что если русский народ будет каяться, попытается исправить свою жизнь, и частную, и общенациональную, и если будет возвращаться к Старой Вере, тогда Господь за покаяние и веру помилует наш народ. А если этого не будет, тогда страшное то будет время, о котором даже не хочется говорить. И покаяние это заключается не только в декларативных актах. Это должно быть покаяние, которое идёт из глубин, содержится в потаённых пластах духовности. В чём наша беда, и Церкви в целом, что нет возможности сойтись воедино и это подробно обсудить.

Корр.: Какова на сегодняшний день мера единства в старообрядческих толках? Есть ли существенные разногласия?

А.Езеров: В сторону сближения делались конкретные шаги, об этом мы сейчас просто обязаны помнить, но, к сожалению, это стирается из исторической памяти народа. Старообрядчество, конечно, не нужно представлять, как течение, состоящее из огромного количества враждующих согласий. Временами поражает, когда приходится иметь дело с представителями разных согласий в разных уголках страны, то единство, то понимание церковности, и меры воцерковленности среди людей, казалось, совершенно оторванных друг от друга. Это и есть настоящее единство, это выстраданное единство, глубоко осознанное единство, это было и есть, и, безусловно, это будет дальше.

Корр: Возможно ли сближение старообрядцев с никониянской церковью?

А. Езеров: С некоторым постоянством такие симпатизанты появляются среди никониан. У них всегда присутствует некоторый процент людей, которые на каком-то интуитивном уровне приближаются если и не к истинному православию, то, по крайней мере, к исконному православию. Есть такое понятие - христиане без Христа. Точно таким образом можно выразиться в отношении никониан - древлеправославные без древлеправославия. Отчасти таковым можно считать Серафима Роуза, в смысле духовного поиска, древности, истовости. Потом отец Михаил Помазанский, ну и целый ряд других авторов, персоналий, которые внутренне близки старообрядчеству, хотя внешне, казалось бы, это не особенно проявлялось.

Но тем не менее, на основании этого нельзя делать вывод, что мы теперь должны объединяться с никонианами. Если бы это случилось так, то это бы стало окончательным крушением России и страшным поражением русского народа, но по счастью такая широкомасштабная уния пока невозможна, слава Богу. Смысл настоящего объединения в том, что оно должно быть на основе истины и истовости, на основании Старой Веры а если оно сложится как совокупность толерантностей и компромиссов, то, конечно, толку от него будет никакого, да и наоборот, только вред один.

Беседовала Наталья Макеева

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1329