Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское обозрение № 9 | Александр Дугин | Евразийский Путь как Национальная Идея | 2003.31.05
    19 июня 2003, 18:08
 
"Евразийское обозрение" №9, 2003

Александр Дугин

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Что такое Россия? Истоки национальной идентичности Преамбула

На грани тысячелетий

Россия подошла к важной исторической черте. Необходимо окинуть взором пройденный путь, осознать место в настоящем мире, наметить будущие стези. Россия стоит перед множеством новых исторических вызовов. Сегодня, как никогда ранее, необходимо утвердить в новой форме приоритеты, цели, константы исторического пути России и соотнести их с контурами того нового мира, в котором нам предстоит жить в наступившем тысячелетии.

Традиции. Основные направления развития России как Государства, народа, общества

Обращаясь к будущему, мы должны дать взвешенную оценку нашему прошлому. Это прошлое не раз в русской истории переписывалось в угоду той или иной правящей идеологической группе. Сегодня, когда мы вышли из эпохи идеологий, мы обязаны суммировать вехи нашего исторического пути, по возможности, объективно и беспристрастно, по ту сторону идеологических предпочтений, выделяя главное и оставляя в стороне детали. Для этого сегодня есть все предпосылки, все условия. Эта свобода от неприкасаемых догм и общеобязательных клише, быть может, является наиболее позитивным завоеванием молодой российской демократии. У России есть только евразийское будущее.

Нет сомнения, что у России - свой собственный путь. Внешние формы его постоянно меняются, подчас драматически и на прямо противоположные. Но во все эпохи прослеживается общая линия - евразийская направленность, евразийская сущность русской истории. Многое может быть поставлено под вопрос в рассмотрении нашего прошлого, будущего и настоящего. Но Евразийская Идея не подлежит сомнению. Россия есть Евразия, и это предопределяет ее географическое, культурное, цивилизационное, стратегическое и хозяйственное бытие.

Наше будущее должно планироваться и строиться в соответствии с общими вехами нашей истории. Попытки свернуть с этой дороги, отказаться от предназначения чреваты прекращением нашего исторического бытия. У России есть либо евразийское будущее, либо никакого.

Отстаивание особой цивилизационной миссии

Евразийская идентичность России составляет сущность нашей исторической миссии. У России есть свое представление о логике истории, о Правде мира. Поиск этой Правды и утверждение ее есть содержание национального исторического бытия. Эту Правду, верность ей отстаивали наши предки, многие поколения русских людей, россиян, клавших жизнь на алтарь Отечества. Отстаивать эту миссию мы обязаны и в дальнейшем. Это наш исторический завет.

Особый мир, особое геополитическое образование.

Как историческая общность (народ), как уникальный хозяйственный и социальный организм, как особое геополитическое образование - мы представляем собой законченную самостоятельную систему, вписанную в общий планетарный баланс цивилизаций, культур, народов, религий и государств. Утвердить и сохранить наше многомерное своеобразие - наша главная задача.

Преемственность цивилизационной политики

Преемственность политики и стратегии отличает мудрые народы от неразумных, зрелые государства от авантюрных. Самые различные классификации исторических периодов русской истории сходятся в том, что русский народ (будучи молодым относительно большинства европейских этносов), все же выходит из юношеского возраста, а это характеризуется большим вниманием к своей судьбе, более зрелой, взвешенной оценкой своего положения в мире. Мудрое государство думает о своем историческом предназначении, о сочетании традиций и авангардных новаторских путей больше и лучше, чем государства временные и преходящие. Россия явно подошла к необходимости нового глубинного осознания своего "я". Россия и ее вожди не всегда были на высоте геополитической мудрости.

Это стоило нам огромных жертв. К великому сожалению, мы не получили в наследство законченной, ясно сформулированной национальной доктрины. Не так просто различить ее черты, всматриваясь в виражи русской истории. Подчас вожди России, мыслители, идеологи, религиозные деятели, философы, люди культуры выражали свои интуиции относительно нашей судьбы в туманной и противоречивой форме. Сама русская история полна драм и конфликтов, кровавых репрессий и междоусобиц, смутных времен и неожиданных поворотов. Но такова история любого великого народа - она драматична и загадочна, часто парадоксальна. Много раз пытались элиты России уклониться с евразийской стези, но всякий раз логика исторического предназначения снова возвращала страну и народ на круги своя.

Мы просто обязаны не повторять кровавых ошибок наших предков, взяв в новое тысячелетие все лучшее из нашей национальной истории.

В новых условиях лимит на грубые ошибки и резкие отступления от нашей судьбы исчерпан. Фатальность определенных ошибок, неоднократно совершавшихся нашими предками, стала очевидна. Задача наша в том, чтобы более не повторять самых грубых из них. Нам остается принять нашу долю, осознать ее и триумфально утвердить над миром Русскую Евразийскую правду.

Истоки национальной идентичности

Понятие "народ"

- народ как субъект истории

Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счете, субъектом истории. Этот вопрос остается открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является "народ". Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остается постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течении долгих веков и на обширных пространствах и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство - лишь форма, народ - содержание.

Геополитическая идентификация - Евразия как судьба

Геополитически Россия является Евразией, "сердцевинной землей", "географической осью истории". Само месторасположение ("месторазвитие") делает ее цитаделью континентального стратегического пространства. В геополитических терминах это означает, что Россия олицетворяет собой "цивилизацию Суши".

Цивилизация Суши

Цивилизация Суши отличается от цивилизации Моря целым рядом признаков и характерных черт. В истории цивилизации Суши имели место различные формы - от Спарты и Рима до Константинополя и Третьего Рима, Москвы. По мере исторического развития цивилизации Суши тяготели к тому, чтобы приблизиться к географическим очертаниям евразийского материка. (Параллельно тому, как цивилизация Моря постепенно отождествлялась с англосаксонским миром, а в последние десятилетия - с США). Россия самой географией поставлена в центр континентального массива и не имеет иной перспективы кроме как служить осью консолидации всех держав, цивилизаций и культур, имеющих континентальный, сухопутный, евразийский характер. Геополитическая наука противопоставляет цивилизации Суши иную, оппозиционную цивилизацию - цивилизацию Моря, ведущую свою историю от Карфагена, Венеции, Голландии, Великобритании к США и современному Северо-Атлантическому Альянсу. Географическая предопределенность привела к тому, что оплотом цивилизации Моря стал Мировой Остров, США, увенчавший своим "морским могуществом" англосаксонскую миссию Великобритании, чью эстафету США постепенно перехватили.

Тождественность России и континентальной цивилизации Суши в геополитической модели мира делает ее заведомо обреченной на цивилизационное противостояние с геополитическим лагерем морского могущества. Это геополитическое противостояние фрагментарно прослеживается с самых ранних периодов русской истории и достигает своего апогея в романовской России, жесткой соперницы Англии в позиционной борьбе за проливы и Азию, и особенно в "холодной войне" между СССР и США.

География, геополитика предопределяют русскую историю. География - судьба России

- континентальная специфика России

Евразийский характер России предопределяет ее центральное место в континентальном ансамбле. В стратегическом смысле России суждено быть ядром континентального евразийского блока, системы государств, объединенных общей структурой безопасности. Свой континентальный масштаб Россия реализовывала постепенно, расширяя на разных этапах своей истории масштабность подконтрольных центру евразийских территорий. И имперский и советский периоды характеризовались неуклонным ростом пространственного объема русских земель, тяготея к достижению границ самого евразийского континента. За каждым отступлением от этого правила следовал новый пространственный рывок, сопровождавшийся новым, более универсальным осознанием народом своей миссии. Континентальное объединение, складывание вокруг России континентального блока проходило в разные времена под разными знаменами: как присоединение земель к Российскому Государству, как завоевания смежных территорий, как колонизация неосвоенных пространств, как добровольное объединение с дружественными державами, как стратегический союз соседних государств, как общность режимов со сходными идеологическими ориентациями. Но геополитическое содержание оставалось одним и тем же - Россия неуклонно шла к организации континентального блока.

Государственная идентичность России

- иероглиф исторического бытия

Русский народ прошел в своей истории огромный путь. От группы славянских племен к государству Киевской Руси. От княжеской раздробленности к унитарному централизованному Московскому Царству. Далее, от Московской Руси к Российской Империи Романовых, когда область русского влияния расширилась на всю северо-восточную Евразию, на Среднюю Азию и значительную часть Восточной Европы. И наконец, при советском строе в зону русского влияния (в особой специфической форме) была вовлечена треть мирового пространства.

На разных этапах истории Национальная Идея русского народа становится все более и более универсальной, всеобъемлющей, масштабной, восходя от племенного уровня к осознанию себя мировой державой с особой планетарной миссией.

- союз племен и призванный царь

Фундамент русской государственности заложен объединением восточнославянских (и нескольких угорских) племен под началом князя Рюрика. С описания призвания на царство начинаются известные нам древнерусские хроники. Это - первый этап образования русской государственности, представляющей собой добровольный (федеративный) альянс нескольких этнических групп, принявших решение о необходимости социальной консолидации и введения монархического (княжеского) единоначалия для регламентации и упорядочивания племенного бытия. Показательно, что первый аккорд политической истории русских как нации уже демонстрирует осознание необходимости интеграции и политическую волю к ней, выраженную в эпохальном послании к Рюрику. Как бы ни относиться к редакции рассказанного в летописи события, показательно, что этот сюжет является архетипическим для государственнического сознания русских: интеграция и консолидация племен плюс единоначалие воспринимаются как порядкообразующий, глубоко положительный акт политической истории, как закладывание основ всего последующего развития нации. Фактически, это и есть политическое рождение русских как нации.

- Киевское государство-нация (до святого Владимира)

Политическое объединение восточных славян вокруг Рюрика на следующем этапе приводит к созданию первой версии русского централизованного Государства-Нации, Киевской Руси. На этом этапе происходит формирование централистской системы, экономического и фискального контроля, складываются первые подобия классов (знати, купцов и простолюдинов). Киевская Русь в ее дохристианском периоде по принципиальным характеристикам незначительно отличается от современных ей государственных образований Восточной Европы. Крупные города имеют существенную долю независимости. Но наряду с практическим полицентризмом намечаются тенденции к сосредоточению у киевского правителя нитей власти, распространяющейся на все Государство.

- первые признаки национального мессианства и раздробленность

Принятие Православия святым князем Владимиром усиливает русскую Государственность наличием конфессионального единства, сменившего расплывчатую многообразную языческую модель (дифференцированную не только по линии норманнские культы знати и более архаические культы славян простолюдинов, но и на горизонтальном уровне в зависимости от племенного контекста). Русские начинают осознавать себя как православное Царство, как Церковь и как Народ. Высокий образец исторического осознания национальной и религиозной оригинальности русских встречаем у митрополита Киевского Иллариона. В этот период - от святого Владимира до татарского нашествия - Киевская Русь активно впитывает в себя византизм как в религиозном, так и в политическом смысле. Параллельно закладываются первые основания учения об особом мессианском предназначении русских и Русского Государства как "последних", кто принял святое крещение, и которым, по этой причине, суждено стать "первыми" в деле спасения мира.

Постепенно киевский централизм расшатывается княжескими усобицами, феодальным распадом государственности. Налицо кризис государственной идентичности.

- монголо-татарское завоевание

Раздробленное позднекиевское Государство не способно выдержать столкновения с лавинообразно нарождающейся сухопутной строго евразийской кочевой империей Чингисхана и его потомков. Монголо-татарское нашествие разоряет Киевскую Русь, включает ее отдельные разрозненные фрагменты в свою имперскую систему. Сами русские осознают катастрофу как плату за утрату национального единства. За годы тесного контакта с татарами русские перенимают от них централистскую административную модель, агрессивную территориальную интеграционистскую динамику, геополитическую миссию объединения земель Евразии. Народное самосознание делает из многовековой трагедии самый серьезный вывод.

- московский период - евразийская Византия

Ослабление и внутренний распад татарской империи позволяет русским восстановить свою независимость. Начинается новый этап русской Государственности, Московская Русь. Параллельно отвоевыванию независимости происходит падение Константинополя, и Православная Русь остается последним православным царством, сохранившим от византийской реальности Церковь и Веру и обладающим политической самостоятельностью, мощной царской властью. Московское Царство основано на жестком административном централизме, сочетающем византийские политические механизмы с татарской организацией, на имперском принципе включения в свою орбиту влияния все возрастающего числа территорий, на новом витке осознания русскими уникальной миссии Государства и народа, которые становятся носителями исторического предназначения. Царьград падает. Москва стоит и укрепляется. рождается концепция Москвы-Третьего Рима. Государственность и Царская власть в сочетании с избранничеством благочестивого народа, преданного древней непорченой Вере, создают в окончательной форме русскую мессианскую идею. Предшествующие периоды истории осознаются как преддверие Московского Царства. Последующие этапы будут восприниматься как развитие (или искажение) самого триумфального периода, когда складывается представление о Святой Руси, особой богоизбранной стране и о русском народе как о богоносце.

- романовская Россия

Мировоззренческий синтез Московской Руси, пик расцвета национальной государственнической идеологии русских во всем ее богословском и эсхатологическом объеме сменяется секуляризированной светской моделью после драматических событий раскола. Государственная идея меняет свое оформление от Святой Московской Руси к светской Санкт-Петербургской России. Но основной импульс государственности в целом сохраняется, проникновение в глубь Евразии идет полным ходом. Россия в обратном направлении проделывает путь Чингисхана и интегрирует под своим началом гигантские территориальные ансамбли. Единовластие и централизм поддерживают в нации политическое единство, хотя официальное самосознание русских отныне формулируется в европейских терминах, утрачивая специфичность московского духовно-политического синтеза.

- революция и СССР

Ослабление и внутренний идеологический кризис романовского режима требует новой формулировки государственной и национальной идеи. Это место занимают русские марксисты, которые совместно с другими социалистическими и народническими партиями свергают монархию и постепенно устанавливают однопартийную диктатуру. Несмотря на то, что марксизм в теории отвергает государство, религию и нацию, большевики (путем колоссальных жертв) превращают Россию в огромное мощное Государство, утверждающее свой идеологический и политический суверенитет перед лицом враждебного западного противника. Универсализм московского государства религиозного Спасения через романовскую светскую державу трансформируется в Советский Союз, государство нового типа, формально основанное на марксистских догматах, а на практике на новом этапе реализующее, пусть с исключениями и эксцессами,изначальную русскую мечту о Государстве Правды, спасительном единстве, универсальной миссии народа.

- актуальный кризис государственной идеи

Период советской государственности закончился приблизительно так же, как и другие циклы русской истории: отчуждение, чрезмерная бюрократизация, утрата жизненного стимула и идеологической энергетики привели к распаду, разложению исторической воли. Содержательная мобилизационная сторона Советской Государственности перестала быть очевидной. Старые формулировки перестали действовать. Настоящий кризис государственности усугубляется еще и тем, что альтернативные западные цивилизационные структуры предчувствуют свой кажущийся близким окончательный триумф и оказывают на современную растерянную Россию серьезное давление, стремясь максимально использовать кризис государственной идентичности для того, чтобы навсегда упразднить геополитические предпосылки для ее грядущего возрождения на новом качественно более высоком уровне, что предопределено самой исторической логикой циклического развития государственного самосознания.

- логика нового витка

Рассмотрение развития русской государственной идеи в череде циклов (каждый из которых заканчивается катастрофой, чтобы очистить место для нового еще более универсального витка) убеждает, что всякий раз, когда Россия преодолевает кризис национального и государственного самосознания, новая формулировка ее государственной идеи становится еще более универсальной и масштабной, нежели предыдущая. Вероятно, та же закономерность повторится и в будущем, когда народ преодолеет кризисный период, связанный с распадом советской государственности. Это наблюдение прекрасно гармонирует с геополитическим подходом, утверждающим неизбежность нового евразийского великоконтинентального этапа русской истории, когда традиционное для русских расширение масштабов исторической миссии своего государства дойдет до самых последних пределов. Иными словами, следующий по логике вещей этап государственного утверждения России должен стать эпохой создания геополитического Евразийского Государства планетарного объема. Но такой исход не гарантирован. Несмотря на то, что он предполагается узором исторических циклов, его реализация зависит от воли, мужества и ума тех, кому вверена судьба России в столь сложный для нее переломный момент.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1324