Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское обозрение № 9 | Древлехранилище | 2003.31.05
    19 июня 2003, 15:56
 
"Евразийское обозрение" №9, 2003

ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ

Собрание старопечатных и рукописных книг

Древлехранилище Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета (ЛАИ) располагает крупнейшей в российской провинции коллекцией старопечатных книг и рукописей. Оно насчитывает более 5,5 тысяч единиц хранения конца XV - XX веков.

Особенность хранилища заключается в том, что оно сформировалось в последние 25 лет в результате регулярных археографических экспедиций университета на территории уральского региона, поэтому фонды ЛАИ отражают современное состояние древнерусской книжно-рукописной традиции огромного региона распростершегося от Северного Урала до Казахстана, от самаро-саратовского Поволжья до Тюмени. Наряду с этим они позволяют проследить исторические процессы протекавшие в социально-политической и духовной жизни данной территории, являясь тем самым ценными источниками по истории России.

Русская книжно-рукописная традиция формировалась в течение многих веков на основе византийской книжности, пришедшей на Русь с принятием христианства.

Книги Священного Писания и Священного Предания, памятники церковного права и литература, определяющая содержание и порядок богослужебного обряда, произведения житийного жанра и др. составили фундамент древнерусского круга чтения. Русские книжники дополнили его своими оригинальными сочинениями и множеством тематических сборников, созданных на основе как канонических, так и апокрифических христианских книг.

В середине XVI в. на Русь пришло книгопечатание. Но это событие не прервало рукописной традиции, как это случилось в Европе. Одной из особенностей русской книжной культуры стало одновременное взаимопроникающее и взаимодополняющее существование как печатной, так и рукописной книги.

Причиной тому была государственная монополия на книгоиздание, существовавшая в России до конца XVIII в. Сильнейший толчок и определенную специфику развитию древнерусской книжной традиции дал раскол русской церкви середины XVII в. Старообрядцы, оказавшиеся в оппозиции и к официальной церкви, и к государству развернули активную полемику со своими оппонентами, в ходе которой происходило оформление их идеологии. По новому были прочитаны и истолкованы многие сочинения раннехристианских писателей, создан огромнейший пласт оригинальной литературы. В начале XVIII в. было налажено старообрядческое книгопечатание, сначала за пределами России, позднее - нелегально в стране. На Урал книжность пришла вместе с русской колонизацией в XVI в. В XVIII в. Урал стал одним из крупнейших центров старообрядчества, что усилило приток книг в этот район, а также стимулировало их переписку и сочинительство.

Все особенности древнерусской книжно-рукописной традиции нашли отражение в коллекциях ЛАИ УрГУ. Учительные сборники и служебная литература, оригинальные полемические и эсхатологические сочинения старообрядцев, образцы позднего русского летописания, памятники историко-демографического и естественно-научного характера, певческие рукописи, зафиксировавшие оригинальные древние способы записи музыкальных текстов входят в состав коллекций.

Фонд дает возможность проследить всю историю развития восточно-русского кириллического книгопечатания, от его истоков до начала XX в., а также отражает основные этапы развития западно-русского книгопечатания. Древнерусская книжно-рукописная традиция как живой элемент культуры дошла до наших дней благодаря усилиям старообрядцев. С этой социальной группой и работают археографические экспедиции.

Именно старообрядчество как среда бытования памятников кириллической письменности является объектом изучения полевой археографии. Поэтому наличие в составе коллекций Древлехранилища ЛАИ УрГУ наряду с памятниками литературы архивных документов (материалов поместных старообрядческих соборов, переписки видных деятелей старообрядческого движения XX в., фотографий конца XIX - начала ХХ вв.), является не случайным. Старообрядчество представляет собой сложное общественно-религиозное движение, делящееся на согласия и толки в зависимости от обрядовой практики.

Особенности этой практики наложили определенный отпечаток и на круг используемой ими литературы.

Территорию, на которой работает Уральская археографическая экспедиция, населяют представители большинства старообрядческих согласий.

Примерное размещение старообрядцев показано на прилагаемой карте. Один значок, соответствует определенному согласию и означает отдельных его приверженцев, два - группы сторонников, три значка - функционирование соответствующего объединения и регулярное отправление культа. Информация эта не является исчерпывающей, особенно по Пермской области и Поволжью. Кроме того, ситуация в отдельных районах может достаточно быстро меняться, а постоянно отслеживать ее на большой территории достаточно сложно. В связи с процессами урбанизации в областных, республиканских центрах и крупных городах появились старообрядцы практически всех согласий, имеющихся в округе. Иногда условные значки, обозначающие эти согласия, помещены в круг, обозначающий город, иногда - размещены вокруг него. Поповщина на Урале представлена белокриницким или "австрийским" согласием и беглопоповцами.

"Австрийцы" ведут историю своей иерархии с 1846 г. - времени присоединения к староверию греческого митрополита Амвросия в Белокриницком монастыре на территории Буковины (тогда - Австрия). На Урале белокриницкие появились уже в 1850-е гг., а к началу XX столетия Екатеринбург был признанным центром "австрийцев" не только Пермско-Тобольской епархии, но и всей России.

Средний Урал был родиной таких известных в согласии людей, как архиепископ Московский Савватий (1882-1898), епископы Геннадий (1856-1881), Константин (1862-1881), Антоний (1894-1918), Иоанникий (1919-1930). Перед революцией в крае насчитывалось несколько тысяч последователей белокриницкого согласия, объединенных в десятки общин. В настоящее время численность "австрийцев" по сравнению с другими согласиями невелика. Центр местной епархии находится в г. Самаре (бывший Куйбышев).

Беглопоповщина первоначально достаточно широко распространенная на Урале (преимущественно в заводских центрах - Невьянске, Нижнем Тагиле и в самом Екатеринбурге), к 1830-м гг., в виду отсутствия у старообрядцев беглых попов трансформировалась в "стариковщину" (часовенное согласие).

Беглопоповская церковь возродилась в 1923 г. приняв обновленческого архиепископа Николая (Позднева). После этого термин "беглопоповщина" утратил прежний смыл и применяется по традиции. Самоназвание согласия - Древлеправославная церковь (ДПЦ). С 1963 г. духовным центром ДПЦ являлся г. Новозыбков (Брянская обл.). На Среднем Урале в настоящее время существует незначительное количество членов ДПЦ, которыми с 1977 г. руководит местный епископ Леонтий (Кречетов).

Беспоповское направление в старообрядчестве представлено часовенными, поморцами, федосеевцами, филипповцами, спасовцами, бегунами, сидяками, самокрестами и др.

Часовенное согласие (стариковщина) окончательно оформилось в первой трети XIX в., когда старообрядцы-поповцы, длительное время не имели возможность получить священство и стали, фактически, беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто приходит к ним из других согласий. Центрами часовенных в пределах Урала считаются храм и скит в д. Захарове (близ Лысьвы, Пермской области), г. Невьянск, пос. Большая Лая (Свердловской обл.). Поморское согласие (Древлеправославная Поморская Церковь) ведет свое родословие от отцов Соловецкого монастыря и Выговского общежительства на Севере России. На Урале первые поморцы появились уже в начале XVIII в., и хотя их число традиционно было невелико, они играли большую роль в местном старообрядческом движении.

Филипповцы и федосеевцы разошлись с поморцами, главным образом из-за отношения к проблеме бессвященнословного брака. Наиболее радикальные филипповцы до сих пор последовательно соблюдают небрачие, отказываясь от совместных молений со "староженами" и "новоженами". Представители этих согласий в настоящее врем живут в Кировской области.

Спасово согласие (нетовцы) отличаются от прочих беспоповцев тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других толков. Название согласия происходит от того, что его последователи "надеются на одного Спаса" (спастись можно только через Исусову молитву и покаяние Богу наедине).

Бегунское согласие возникло на основе истинно-православных христианских странствующих (ИПХС). Эта организация по-прежнему остается законспирированной, ее сторонников выявить обычными методами полевой археографии, практически, невозможно.

Только в силу случайных обстоятельств удалось обнаружить на территории Свердловской области три предела - низовые ячейки ИПХС и установить с ними контакт. Предел включает 1-2 "кельи", в которых обитают собственно "странствующие", порвавшие с "миром", и связанных с ними "благодетелей", оказывающих им поддержку.

К числу оригинальных местных течений старообрядчества принадлежат сидяки. Это смешанная в этническом отношении (мордовско-русская), но одноязычно русская группа старообрядцев, от слова "сидеть", в центральной Башкирии. Это потомки переселенцев начала века из Мордовии.

Староверие они, вероятно, принесли с собой. На новом месте среди них, во многом в результате репрессий конца 1920 - 1980-х гг., не оказалось достаточного количества людей, знакомых с отправлением культа. Поэтому они отказались от богослужения и ограничили свои собрания чтением нравоучительной литературы (Толкового Евангелия, Иоанна Златоуста, Прологов и проч.); при котором во время службы разрешается сидеть, отсюда и прозвище.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1316