Международное Евразийское Движение
Интервью с директором музея Константина Васильева в г. Казане Прониным Г.В. о евразийстве. | 16.06.2003
    17 июня 2003, 13:03
 

Интервью с директором музея им. Константина Васильева в г. Казани Прониным Г.В. о евразийстве.

Вопрос: Как Вы познакомились с идеями евразийства? Какое впечатление они произвели на Вас?

Ответ:С идеями евразийства я познакомился благодаря журналу "Элементы", который я увидел будучи в Москве у моего друга - философа и иконописца, автора уникальной книги "Мировоззрение" - Дионисия Гарсиа. Тут же я побежал по книжным магазинам и киоскам и скупил все имеющиеся номера этого журнала. Это было, кажется, в 1993 году. Конечно, я знал до этого о евразийских теориях Льва Гумилева, но они не показались мне тогда заслуживающими большого внимания. Журнал "Элементы" как будто пробудил меня и дал мне новое дыхание в мутном воздухе Перестройки. Вот она объединяющая идея новой России и других евразийских стран, ориентирующихся больше на духовность, традицию и культуру, чем на бизнес, комфорт и удовольствия. И это не зависит от национальности и вероисповедания. Спасение от деградации человечества нужно казалось бы всем, но потеря веры, Традиции, духовная и человеческая слабость на Западе ведет к гибели. Только Евразия сегодня имеет силу и веру для спасения человечества. На этом фоне все межнациональные и межконфессиональные разногласия кажутся детской игрой.


Релевантные ссылки:
Константин Васильев
А.Дугин - Ошым ошым
М.Мелентьев - Россия в красках: Константин Васильев
Но чтобы идеи евразийсва стали понятными и захватывающими понадобился талант Александра Дугина, который по сути дела создал новую евразийскую доктрину, соединив взгляды старых российских евразийцев с глубокой философской концепцией Р.Генона, с современной геополитикой, мифологией и сакральной наукой. Для многих людей эта доктрина может показаться слишком сложной и небезопасной. Но что поделаешь, если это единственный путь к спасению человечества.

Для меня как директора казанского музея Константина Васильева это означает прежде всего спасение русской культуры и духовности. Ведь и само творчество К.Васильева сложно и небезопасно. Как говорят иностранцы, посещающие наш музей, на Западе такую выставку скорее всего бы запретили из-за протестов "демократов", просто потому что западному обывателю опасны любые идеологии и сильные стремления. Национальное там допускают только в фольклоре, религиозное только в той дозе, которая уравновешивается другими религиями, чтобы никого не обидеть. Романтические устремления разрешаются только в фильмах и старых книгах, но никак не в сегодняшней жизни. Все это и есть закат Европы, а более - Америки.

Вопрос:Насколько творческие идеи Константина Васильева можно считать евразийскими? Был ли знаком Васильев с евразийством?

Ответ:С современным евразийством Константин Васильев знаком, конечно, быть не мог. Ведь он ушел из жизни в 1976 году, в самый пик застойного времени. Тогда мы знали только Льва Гумилева, но этого было явно не достаточно. Принимали душой славянофилов, но не опасались и западников. А вот Устрялова, Савицкого и Н.Трубецкова практически не знали. Хотя считали, что знали много, так как читали запрещенные тогда книги, а некоторые из нашей компании даже писали статьи в подпольный патриотический журнал "Вече". Другие, как, например, я сам находился тогда под властью идеи социализма, что не мешало КГБ относить меня в одну компанию с правыми.

Тем не менее, несмотря на отсутствие в то время теории неоевразийства, сам дух творчества К.Васильева вполне соответствует духу современного евразийства. В чем это выражается?

В первую очередь в патриотическом духе творчества К.Васильева. Причем патриотизм этот у К.Васильева не просто русский, а именно евразийский, потому что Константину было важно, что проповедует данный человек, а не его национальность или вероисповедание. Сам К.Васильев во всем был чисто русский: и в воспитании, и в образовании (он учился в московской художественной школе-интернате при институте им. Сурикова Академии художеств; эта школа находилась в Лаврушенском переулке, как раз напротив Третьяковской галереи), и в творчестве, и в быту. Но он с одинаковой степенью уважительности относился к высоким проявлениям других культур и духовности. Он изучал индийскую философию, китайскую живопись и калиграфию, японские хокку и танки, европейское искусство античности, Возрождения, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и т.д., в том числе сделал иллюстрации для двух татарских книг: к сказке Габдуллы Тукая "Шурале" и к сборнику рассказов Рустема Кутуя "Иду за облаками".

Второе, что роднит К.Васильева с евразийством, это безусловное предпочтение высшего, сакрального перед низшим, профаническим. По своему характеру Константин был аристократом. Внешне он был прост и доступен для общения, но только для людей ему интересных, творческих. От остальных он просто уходил, ибо не мог позволить себе тратить время попусту. Своим присутствием он возвышал все вокруг себя: и людей, и события, и саму жизнь. Он выдержал все испытания жизни с героической улыбкой, и научил нас также несмотря ни на что делать свое дело.

Творчество К.Васильева - не просто живопись. Всеми своими картинами он показывает, что в нашем мире достойно жизни, в чем ее истинная красота и трагедия, ради чего стоит совершать подвиги и не жалеть об утратах. К.Васильев поднимает нас на уровень сверхчеловека, ответственного за всех людей и жизнь на земле. Его творчество не для слабых, не для западных обывателей, способных рисковать только деньгами. Здесь дух евразийства.

Вопрос: Что необходимо сделать в Татарстане для пропаганды евразийства?

Ответ:В Татарстане сегодня происходят сложные исторические процессы национальной идентификации, государственного самоопределения и религиозной борьбы. "Татаро-монголы" выясняют отношения с "татаро-булгарами" (которые, впрочем, не считают себя татарами), казанские татары воюют с башкирами и не знают, что делать с неожиданно вышедшей на поверхность проблемой кряшен (крещеных татар).

Первоначальная борьба перестроечных времен за государственный суверенитет в пределах Республики Татарстан, теперь сменила направление на 120 градусов, почти в обратную сторону, а именно за объединение теперь уже всех татар России от Балтики до Тихого океана в один татарский народ. И в то же время упорное желание многих казанских идеологов перейти на латиницу объективно разваливает такое единство татар России.

В религиозной сфере также сплошная неопределенность. Раздробленность духовных управлений мусульман и муфтиятов. Взаимные обвинения в ваххабизме. Хотя на самом деле никакого ваххабизма в Татарстане не чувствуется.

В сложном положении оказался Институт истории Татарстана. Хорошие намерения идеологов этого института по национальному и культурному возрождению татар оказались не соответствующими действительным чаяниям татарского народа, который по природе своей и по интуиции всегда был евразийским народом, несмотря на то, что не знал этого слова - евразийство. При всей формальной разнице во внутренних духовных и культурных традициях, татары и русские (и другие национальности нашего региона) нашли какой-то общий знаменатель, который позволяет не просто терпеть друг друга, а еще и радоваться богатству и разнообразию жизни, всматриваться друг в друга и объединяться когда надо на борьбу за наши именно евразийские, то есть духовные ценности. Простые люди, особенно деревенские крестьяне всегда были в душе евразийцами. Но Институт истории Татарстана озабочен больше единством всех татар России, чем единством всех народов России перед опасностью полной деградации человечества в однополярном по образцу Америки мире.

Что же нужно делать в Татарстане в таких вот сложных исторических условиях? Терпеливо разъяснять. Вести пропаганду. Дискутировать. Другого пути нет. Время все равно заставит власти и ученых на деле, а не только на словах, принять сторону народа, евразийскую правду. Это в Татарстане.

А вот в Москве надо понять, что наша страна многонациональна, что есть мощные этносы, которые требуют к себе соответствующего уважения, в том числе и представительства во власти. Татары - вторая по численности населения нация в России, а, например, в правительстве России или в госдуме татар совсем мало. Или, например, на официальных государственных церемониях почему-то рядом с президентом России оказывается всегда только православный патриарх. Для нашей многонациональной и, по крайней мере, четырехконфессиональной страны необходимо, чтобы рядом с президентом России всегда в таких случаях стояли четыре духовных лидера нашего народа: христианский, мусульманский, иудаистский и буддийский.

Тогда и в Татарстане и в других национальных регионах появится доверие к центру и созреет почва для повсеместного признания евразийства как надежной основы российского патриотизма.

Все сотрудники Музея Константина Васильева в городе Казани вступили в ряды Политической Партии "Евразия". По вопросам вступления в Партию "Евразия" в городе Казани обращайтесь к директору музея Пронину Геннадию Васильевичу - тел.: (8432)34-57-23


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1306