Международное Евразийское Движение
Регионы | СМИ о Евразии | Занимательная зоология | 13.06.2003
    13 июня 2003, 10:41
 

Занимательная зоология

Все попытки рациональных объяснений политических, экономических, общественных процессов в России и в Красноярском крае порождают некую совокупность логик, которая сама по себе лишена даже легкого намека на рациональность. Бредовость политсценариев, экономических анализов и психологических портретов наших политиков есть лишь признак попытки ухватить целостную картину происходящего. Существа с низким порогом тревожности предпочитают прятаться за мантрами мыслительных клише. Не дай Бог, кто <гыгыкнет>: <нерационально, нелогично>. Ведь Петр Петрович из администрации и Сидор Сидорыч из одной крупной фирмы не давали санкции на применение других слов и синтаксических конструкций. Потому назовем логикой лишь то, что входит в список разрешенного. Слишком уж забитое дитя всегда смотрит - как это у взрослых. А потом выясняется - взрослых нет. Дитя подавляет дитя только потому, что в его ведре больше песочка и кусочков ломаной пластмассы.

В этой ситуации самыми приспособленными выглядят политтехнологи. Они нарочито внедряют политический бред в массы. Это встречает понимание у масс. Массы тянутся к целостности. Им свойственна тоска по потерянному раю. Все равно какому - социалистическому, монархическому, хоть первобытному. Журналисты и политобозреватели - слабые звенья этой цепи. Они представляют ценность лишь постольку, поскольку из их одиночных, логичных и доступных статей складывается общая картина полной невменяемости общества и властей. То есть, создается удобная площадка для технологических игр их старших братьев.
Если журналисты и технологи еще участвуют в полезном деле функционирования единой пищевой политической пирамиды (т.е. кто-то пожирает чей-то труд, становится толще, представляя из себя более ценную добычу для более высокоорганизованного хищника). То любая попытка встать над схваткой и этак философски либо поэтически осмыслить происходящее вообще маргинализует такого мыслителя. Не зря в народе <философом> кличут того, кто бесполезен для реального дела. Философа даже съесть нельзя. Он не питателен. Иногда даже ядовит.

Мысль есть действие

Тем не менее, мыслить иногда тоже надо. Ведь кто-то должен подсказать хищнику Сидор Сидорычу чем откармливать тех, кого потом сожрать нужно будет. Сидор Сидорыч и Петр Петрович объяснят загонщикам-технологам куда загонять журналистов. Журналисты объяснят народу. На прошлой неделе в Красноярске появилась новая загадочная порода политических животных под названием <эксперты>. Сами по себе они уже были в природе, но успешнее они функционируют тогда, когда сбиваются в стаи.
Не будем чересчур увлекаться зоологической <логикой> (хотя она ничуть не хуже любой другой - социологической, технологической или военной). Первое заседание Экспертного комитета Красноярского края пока стало лишь неслабой заявкой на восполнение недостающего звена в системе эффективного функционирования властных структур. Запрос на формирование в России экспертного сообщества поступил из администрации президента еще осенью прошлого года. Тогда в Москве и Петербурге началось серьезное бурление жизни на многочисленных экспертных площадках - <Гражданские дебаты> в Александр-хаусе, <Открытый форум> с ведущим Марком Урновым, <Серафимовский клуб>, <Проектный комитет>. Неслучайно на заседание Экспертного комитета Красноярского края прибыл участник большинства этих структур Модест Колеров. Колеров - яркая звезда столичного экспертного сообщества - помог вписаться красноярским экспертам в федеральный контекст.

Критерии

Теперь о критериях. Экспертный комитет будет жить, если удастся убедить власть брать на вооружение его продукцию. Здесь исключен узконаправленный экономический лоббизм. Система такого лоббизма в крае уже сложилась, и для этого существует ряд аналитических центров при ком-то, т.е. ангажированных интеллектуальных центров, где особо умные люди получают зарплату за свой ум. Задача экспертного комитета - общественная экспертиза, создание нейтральной площадки для переговоров, в том числе и между вышеупомянутыми лоббистами. Одиночный эксперт может быть лоббистом. Экспертный комитет - это ярмарка экспертов, где каждый может показать свой интеллектуальный товар лицом. Здесь будут установлены правила торговли и определен рейтинг аналитических структур, степень их адекватности новым правилам.
Экспертное сообщество созревает для создания собственной профессиональной корпорации. Будут попытки эту корпорацию раздробить, поделить по политическому или спонсорскому признакам. Это ослабит сообщество. Превратит его в манипулируемую (кем?!) структурку. На первом заседании прозвучала идея создания профессионального кодекса чести. Но ведь есть еще и прагматические соображения. И как раз они-то и подсказывают - не надо дробиться. Эксперт отличается и от политика, и от журналиста. Он проговаривает неудобные, но настоящие мысли, работает в своем жанре.

Павел Клачков


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1297