Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Новгородская область | Волховская роспись | 11.06.2003
    11 июня 2003, 16:49
 
По материалам сайта Народ

Волховская роспись

Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью.

Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова.

Первыми и наиболее изученными видами произведений являются прялки. Известны два вида прялок, выполненных в этой технике: "золоченки" и "крашенки". "Золоченки" отличаются стилистическим единством декора. На лицевой стороне прялки расположен крупный цветок, обрамленный с трех сторон полосой с именем владелицы. Широкие, круглящиеся мазки лепят форму цветка. Он кажется сочным и выпуклым, несмотря на плоскость мазка. Цветок условен, он не напоминает какие-то конкретные растительные формы. По его сторонам асимметрично расположены крупные листья. Оборотная сторона прялки украшена проще. На красном или темно-синем фоне располагается небольшой цветок, ветка в круге, аналогичные изображения на лицевой стороне.


Релевантные ссылки:
Дымковская игрушка
Художественная ковка и железо древнего мира.
Яркая и гладкая по фактуре живопись, выверенные, отработанные приемы исполнения, броскость облика роднят прялки с городскими живописными вывесками. Благодаря многоцветью, крупным, сочным мотивам росписи "золоченки" нарядны и праздничны. Особо они ценились владелицами из-за надписей с именами.

В той же Спасовщине создавались и несколько иные прядки - так называемые "крашенки", отличающиеся от "золоченок", отсутствием золотого обрамления и надписей. Некоторые "крашенки" выделяются изяществом точеных ножек, формой круто изогнутых сережек, необычностью живописного декора. На них изображены раскидистые кусты с розовыми цветами, вихревые розетки.

Возможно, эти прялки по времени предваряют золоченые: их расписывали, пока не появились и не распространились трафареты для украшения "золоченок". Некоторые "крашенки" формой и приемами росписи повторяют "золоченки", другие отличаются большей живописностью или графичностью решения. Но традиционные приемы композиции характерны для обоих видов прядок.

Новоладожским прялкам близки по конструкции тихвинские расписные прялки с реки Явосьма. Роспись в виде условно изображенных цветов и ветвей, птиц выполнена крупными мазками на коричневом, зеленом или синем фоне. Живописные приемы украшения этих прялок характерны для восточной части области. Лодейнопольские прялки украшены цветами, свободно и равномерно разбросанными по узкой лопасти, перемежающимися бутонами и листьями. Красные розы, желтые и голубые тюльпаны расположены один над другим. Черные и темно-зеленые штрихи тонких листьев заполняют промежутки между цветами, связывая композицию в единое целое. Цепь цветов то тянется по всей высоте прялок, то прерывается посередине косым крестом.

Лодейнопольские и тихвинские резные прялки архаичны и монументальны. В основе их конструкции лежит почти не расчлененная доска. Лопасть резных прялок в верхней и нижней части украшена квадратами, короткие ножки - розетками. Неглубокая резьба, штриховка мелкими врезами подчеркивают плоскость доски.

Еще в середине ХХ века об этих центрах не было точных сведений. Сейчас же самобытные очаги народных росписей дополняют картину развития народного искусства северо-западного региона, а коллекция прялок Государственного Русского музея послужила основой для воссоздания волховской росписи уже не в качестве промысла, а в качестве промышленного производства.

В городе Волхове существовало небольшое производство по изготовлению обычной кухонной утвари из дерева. При организации в 1968 г. Ленинградского объединения народных художественных промыслов на базе этого цеха был создан цех художественной обработки дерева.

В конце 80х начале 90х роспись переживала тяжелые времена. Возникли трудности со сбытом продукции. Становилось всё меньше молодых художников. Постепенно к концу 90х ситуация изменилась. Возрос интерес к историческим корням, традиционной культуре.

Сегодня волховской росписи обучают на различных курсах в городе, а так же в Российском Лицее Традиционной Культуры г. Санкт-Петербурга.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1295