Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | Агентство ''Товарищъ'' | 27.05.2003
    28 мая 2003, 18:45
 
Александр Дугин:
«Необходимо родить мыслящее «левое» существо с телом и органами»

Опубликовано в информационном агентстве "Товарищъ"

(полная версия)

Корр: Какова сейчас в России ситуация с левым движением?

А.Дугин: Сегодня необходимо по-новому отнестись к проблеме левого движения. Дело в том, что в России сложилась довольно печальная ситуация, когда левые отождествляются с прошлым, с чем-то казённым, бюрократическим, с партконференциями, где огромные мордатые свинцовые дядьки с пузом и отсутствием мозгов, жадные и неповоротливые что-то бубнят себе под нос усыпляя слушателей.

Во всём мире современный образ левых совершенно другой – это длинные сальные волосы, очки с переломанной дужкой, потёртая чёрная куртка, неопрятность, перхоть на плечах и грязный свитер с немножко разорванным рукавом, с которого свисают нитки. Т.е. левые на Западе – это некий продукт недооформленной промежуточной мысли. Критическое сознание, прыщи, недовольство буржуазной цивилизацией – совершенно другой имидж.

Релевантные ссылки:

А.Дугин - Четыре партийных проекта для Путина

Корр: В чем заключается новшество и суть агентства «Товарищъ»? Можно ли в данном случае говорить о попытке выработки нового образа левых патриотов?

А.Дугин: Слово «товарищ» применяется, скорее, к левым радикалам, мыслителям, которые подвергают социальной критике совокупность феноменов нового капитализма. Которые внимательно рефлектируют над рекламой, стратегиями буржуазии по утверждению своего господства, вскрывают происки капитала и его новых аватар в социально-политическом медийном и экономическом пространстве. Т.е. для нашей страны такой новый левый образ мало знаком.

И вот сегодня старый бюрократический левый стиль в России постепенно сходит с арены, а общемировой левый стиль начинает давать о себе знать, происходит мутация самого понятия левых, и, на мой взгляд, агентство «Товарищ» призвано отражать эту мутацию. Если оно будет состоять сплошь из малоосмысленного чиновничества a-la КПРФ, безмозглого по сути, исторически уже всё вконец провалившего, тогда в этом проекте, конечно, чего-то нового ожидать вряд ли стоит.

С другой стороны, если только одних засаленных и прыщавых архаровцев туда запустить, то получится что-то типа «Радека» или каких-нибудь недоумков из «Студзащиты», с больной кожей. Агентство «Товарищъ» должно показать переходную формулу от одного образа левых к другому, придать этому некую консистентность, некий стиль и по возможности сгладить оба родовых порока российских левых. Старые левые – очень тупые, а новые левые – очень маргинальные, неопрятные и совершенно лишенные связей с реальностями современной жизни.

Корр: Каковы составные части этого проекта, какие политические силы в него войдут?

А.Дугин: Я надеюсь, что этот проект «Товарищъ» будет технологичен и мобилен, он будет действительно соединять в себе некий элемент истеблишмента, который свойственен крылу КПРФ, и одновременно рефлексию новых левых радикалов, социальную критику. Если удастся примирить между собой эти два начала, то этот портал может стать очень серьёзным и эффективным инструментом возрождения левой мысли и левой традиции в России. Тем более, что КПРФ за годы довольно успешного существования фактически не издала ни одного интеллектуального проекта, где бы обсуждались, например, темы «марксизм today», современный марксизм, современная эволюция левой мысли. Нет никакого мониторинга развития капитализма, не выдвигаются тезисы относительно истории существования левого социалистического этапа в России.

Я считаю, что агентство «Товарищъ» способно быть таким возмещением, восполнением этой фундаментальной ниши. Это должен быть сводный интегрирующий модуль всей левой российской мысли с выходом на мировой контекст. В этом качестве пресс-агентство «Товарищъ» должно выполнять функцию синтеза, объединяя всё. Опасно будет подходить к этому вопросу с групповщиной, вкусовщиной, надо брать всех – самых страшных и одиозных, тех, кто вызывает сомнение. Не надо сторониться ни серьёзных опытных политиков, ни маргиналов. «Пусть расцветает сто цветов» – и Мао, и Троцкий, и Ленин, и Сталин и европейские левые.

Корр: Вы описали образ западного левака, а каким должен быть образ леворадикала в России?

А.Дугин: Пока крайне существующий левый тип у нас – это действительно дурная пародия на западный аналог. Необходимо выработать собственный стиль. Сам западный стиль является переросшим продуктом, ремейком, ремиксом шестидесятничества, революции ‘68 года. Он мало эволюционировал и это, по сути, стагнирующий образ. А у нас, поскольку не было этой революции, не было такого исторического периода, происходит копирование западных образов – с чего-то, что нам вообще чуждо. Если мы начинаем копировать наших первых большевиков – как это пытается делать Анпилов – одевает на голову кастрюлю, носит с собой баян, в сопровождении каких-то молодцов то ли в ермолках, то ли в тельняшках, то всё это уже начинает напоминать своеобразную болезнь, шизофрению в будёновке, – это уже немножко из другой оперы...

Корр: Но у нас должен быть свой собственный стиль.

А.Дугин: Конечно, его пока у нас нет, но нужно его создавать, вырабатывать… Можно, например, возродить категорию разночинцев – кителя, пенсне, как ходили студенты-бомбисты – именно российский левый стиль – длинное пальто, фуражка, бомба в кармане, окровавленный от чахотки платок, еврейская истеричная припадочная барышня с маузером – вот это было бы более актуально, чем бабки с кастрюлями на голове. Хотя здесь тоже стоит напрячь усилия, поскольку прямой ремикс начала двадцатого века тоже навряд ли будет адекватен.

Я полагаю, что левому стилю в России предстоит ещё родиться. Пока мы видим только монстров, выкидышей, абортонов левого стиля, либо гнусные пародии на то, что происходит на Западе.

Корр: Тогда что следует сделать для его появления, кто составит леворадикальное крыло?

А.Дугин: Для этого надо быть левым, в первую очередь. Надо понимать, что такое социальная критика, что такое капитализм, какова логика разоблачения его хитроумных стратегий. И тогда, на основании этого, глаза приобретут определённый блеск, жесты своеобразно исказятся, произойдут изменения в психике человека…

Я знаю одного очень хорошего и показательного израильского левого – это Изя Шамир. Вот это настоящий левый. Действительно, он искажён левой мыслью, он бросок, это человек огонь, разоблачающий Zionist Occupation Government. Пишет абсолютно адекватные вещи, и мне кажется, что надо брать пример с Изи Шамира, и всем ему подражать, потому что он органичный левый – с одной стороны русский, но одновременно и европейский, и израильский…

Корр: Если КПРФ – это номенклатурная партия, она выродилась, то что должно произойти с ней, что бы она стала отвечать запросам левых в России? Есть ли у неё шанс на перерождение, модернизацию?

А.Дугин: Я полагаю, что КПРФ сейчас отвечает определенным электоральным запросам нашего общества, и именно левым, тем, которые отстаивают социальную справедливость. КПРФ отстаивает определённую традицию, но это одновременно и плюс и минус. С одной стороны, есть запрос на эту партию, есть традиция этой партии, есть определённая преемственность этой партии. С другой стороны, полностью отсутствует стилистическое развитие, брутальная интеллектуальная стагнация, выраженная в физиогномическом ряде её лидеров. Поэтому на этот вопрос у меня нет готового ответа, я не вижу пока тенденции по повышению степени осмысленности в рядах КПРФ.

Но в то же время, можно сказать, что вне КПРФ завязи серьезного левого проекта пока тоже нет. Поэтому мы, для того чтобы оставаться в рамках реальности, не впадать в мелкое сектантство, мракобесие, должны всё-таки учитывать КПРФ, как существующую лево мэйнстримную силу, как союзную, как важную вещь, но и ожидать её эволюции, способствовать этому, одновременно не исключая возможности развития автономных проектов.

Корр: Что должно сделать руководство КПРФ для её эволюции?

А.Дугин: С одной стороны, КПРФ это некое тело, но без мозгов, тело без органов, или органы без тела. Всему этому надо дать какую-то интеллектуальную присадку. Добавить мозг, добавить рефлексии. Причём, если нахождение тела понятно – это Дума, буфет, столовая, где жрут, где дают бабки, это понятно где их искать, это тело – вот оно, то самого отдельного мозга не видно. И дай Бог, чтобы агентство «Товарищъ» притянуло к себе мозг, потому что его надо собирать по крупицам – кусочек извилины, гиппокамп, волокна мозолистого тела. Дай Бог, если это всё благополучно сложится и родится новое живое «левое» существо, мыслящее существо с телом и органами.

Беседовал Юрий Родионов

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1251