Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Вепрь как символ | 28.05.2003
    28 мая 2003, 13:49
 
По материалам словаря символов Simbolorum

Вепрь как символ

Символический смысл вепря, как и большинства животных, противоречив. С одной стороны, он является воплощением бесстрашия, безрассудного стремления к самоубийству. С другой стороны, он символизирует безнравственность. Как враждебная сила, вепрь превосходит дракона или первобытное чудовище, но уступает льву. Склонный к нападению зверь, упрямо пробирающийся сквозь заросли, является воплощением неустрашимой стайной воинственности.

Значение вепря как символа несгибаемой воинственности и дикости предопределило использование его названия при образовании многих имен собственных и топонимов. В геральдике он обозначает:

"находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом"

(Бёклер, 1688)

Релевантные ссылки:

Гороскоп ариев: год Вепря

"Вепрь-пионер" и "Вепрь-супер"

Котлеты из вепря

Вепрь в мифах народов мира

У германцев вепрь связан с богиней Фрейей и ее братом Фрейром, который странствует верхом на вепре Гуллинбурсти ("золотая щетинка"). В кельтских и галльских легендах вепрь всегда воплощает выдающиеся позитивные качества.
Поистине священным животным считался вепрь у кельтов именно в качестве символа воинской мужественности и силы. Изображения вепря украшали шлемы и щиты. Кабаньим мясом наделялись мертвые на дорогу в потусторонний мир для поддержания сил. Каменные (Эфиньё) и бронзовые (Нёви-ан-Сюлья, Франция) фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого зверя-символа в раннюю эпоху в Западной Европе.

Ратники часто носят шлемы в форме кабаньей головы, а в Греции микенского периода шлемы покрывались плотно примкнутыми друг к другу кабаньими клыками. В мифах Древней Греции кабан был объектом опасной охоты для Геракла, убийцей Адониса и Аттиса, и вместе с тем - атрибутом богини Деметры и героической Аталанты, а в Древнем Риме - бога войны Марса.

В индуизме вепрь был одним из образов, в которые воплощался Вишну. В германской христианской иконографии вепрь, по случайному совпадению произношений, фигурирует в составе символов Христовых вследствие ошибочного истолкования происхождения германского слова Eber (вепрь) от древнееврейского Ибри - якобы родоначальника евреев (ибрим). В основном же вепрь символизирует необузданную дикость и властность бесовских сил, например жестоких тиранов. Положительное символическое понимание вепря присутствует в ситуациях, когда кроткий отшельник в лесу предоставляет ему защиту от охотников, поэтому вепрь является атрибутом святых Колумбана и Эмилиана.

В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака - "головы вепря" на шлеме воина. Этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. iotfurr, "вепрь", "князь", "бог").

В древнехеттских текстах вепрь (кабан или свинья тростников) упоминается в качестве одного из "животных бога" (siunas huitar). В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в вепря. Охота на кабанов предстает как занятие богов в японской мифологии. В индоиранской мифологии распространен сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана. В мифологии балтийских славян огромный вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра. У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращенном богами за грехи в вепря.

Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя (Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мун-дуруку, Ооимбре у каяпо), в других - мужчины, не приносящие своим женам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1249