Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Татарстанское региональное отделение Партии ''Евразия'' | Константин Васильев | 19.05.03.
    19 мая 2003, 19:20
 

Релевантные ссылки:

А.Дугин - Ошым ошым

М.Мелентьев - Россия в красках: Константин Васильев

Мемориальный музей Константина Васильева

Все сотрудники Музея Константина Васильева в городе Казани вступили в ряды Политической Партии "Евразия". По вопросам вступления в Партию "Евразия" в городе Казани обращайтесь к директору музея Пронину Геннадию Васильевичу - тел.: (8432)34-57-23

Константин Васильев

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе Краснодарского края.

Его отец Алексей Алексеевич родом из Петербурга, участник трёх войн (1-й мировой, гражданской - сражался в Чапаевской дивизии, 2-й мировой - партизан, коммунист), инженер, большой знаток и любитель природы, поклонник литературы.

Мать Клавдия Пармёновна Шишкина - по линии своей матери из саратовских крестьян.

8 августа 1942 года Майкоп был оккупирован фашистами, отец ушёл в партизаны. Но уже в феврале 1943 года город освободили, отец вернулся. В 1946 году семья переехала в Казань, затем в Васильево, в тридцати километрах от города, напротив места, где Свияга впадает в Волгу. Девственные леса, речные просторы... Вместе с отцом Костя ходит на охоту, на рыбалку. Это были, видимо, незабываемые мгновения, когда душа открыта всему чудесному в мире. Он рано начал рисовать. Матушка говорила о нём: "Он родился с карандашом в руках". Родители всерьёз задумались о дальнейшем развитии таланта, данного судьбой их сыну.

Прекрасно сдав экзамены, Константин Васильев становится учеником Московской художественной школы-интерната при институте им. Сурикова Академии художеств СССР. С 1954 по 1957 год он жил и учился в Москве. Эти годы наполнены впечатлениями от изобразительного искусства, музыки, театров. Здесь он прошел своё становление как художник, глубоко воспринявший основы эстетики русского национального искусства. Но уже тогда, в середине 50-х годов, в школе после смены директора стали обучать однообразному стилю, указывали, как писать и что писать. Соцреализм не привлекал Васильева. Он хотел творить не по чьему-то указанию, отстаивал своё право на выбор темы и живописного метода. После очередных каникул в московскую школу Константин не вернулся, продолжил образование в художественном училище Казани.

Казанское художественное училище имеет более чем вековую историю. Здесь учился и преподавал любимый ученик И. Репина Николай Фешин. Талантливого Костю Васильева сразу заметили. Его учителями были П.Т. Сперанский - выдающийся театральный художник Казани, В.К. Тимофеев и Н.М. Сокольский - ученики Н. Фешина, которые продолжали традиции русской реалистической школы живописи, основой которой считались рисунок, колорит и композиция. Это было близко Васильеву. Впоследствии это станет основой и его живописного метода. Он с отличием окончил театрально-декорационное отделение, дипломной работой были эскизы декораций к музыкальной драме Островского на музыку Чайковского "Снегурочка". В это время на операционном столе умер отец - не выдержало сердце. Консгантин тяжело переживал, кроме него в семье были две младшие сестрёнки - Валя (1946 г. р.), Людмила (1949г. р.). Он - старший брат, единственный сын, надежда и опора. Место театрального художника в передвижном театре Мензелинска, куда он был направлен после окончания училища, было занято, и, подписав направление, Константин Васильев вернулся домой, в Васильево. Стал работать учителем рисования и черчения в школе, затем художником-оформителем на заводе, периодически брал заказы в Художественном фонде в Казани. Но свою главную работу он делал дома для себя и для друзей. И всё это время в нём шёл внутренний поиск своего направления в живописи.

В начале 60-х годов К. Васильев много экспериментировал в различных направлениях живописного модернизма, особенно - в сюрреализме и абстрактном экспрессионизме ("Струна", "Колизей" "Атомный взрыв", "Аргонавты", десятки абстрактных композиций). Однако в двадцать четыре года он отказался от формалистических поисков, считая, что беспредметное искусство выражает только самого автора, а художник должен работать для людей. Цель художественного творчества - идеал. Он есть в каждом из нас, это - божественное начало, и его можно пробудить в человеке.

К. Васильев обращается к реалистической манере живописи. Он пишет родные пейзажи: "Сумерки", "Пень", "Часовня", "Лебеди". Иногда на интересную для себя тему делает несколько вариантов. Картины часто построены по принципу театральной декорации: по бокам как бы кулисы, задник. Красота, гармония человека и окружающего мира.

Ещё в раннем детстве К. Васильев зачитывался русскими былинами. Его интересовала история своего народа, а более всего - северные славяне-великороссы, праистория народа, скандинавские сказания. В поисках прочных оснований для своего творчества он обращается к народному искусству: песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к эддической поэзии. С этого момента ведущими в творчестве К. Васильева становятся героическая тема, эпические сказания, тема Великой Отечественной войны ("Маршал Жуков", "Нашествие", "Парад сорок первого года", "Тоска по Родине", "Прощание славянки"), пейзажно-портретная лирика, углублённые философские раздумья. Всенародно любимыми полотнами стали "Ожидание", "Лебеди", "Жница". "У колодца", "Северный орёл", "Человек с филином"...

Большое влияние на мировоззрение художника оказала русская литература, особенно Ф.М. Достоевский. Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Бунин. К. Васильев был большим любителем и знатоком серьёзной музыки, имел большую коллекцию грампластинок классической музыки. Об этом ярко свидетельствует графическая серия портретов композиторов и музыкантов.

При жизни К. Васильева состоялось несколько выставок, где были представлены работы художника. В 1963 году он участвовал в республиканской выставке "Художники-сатирики Казани", которая проходила в Москве, в Центральном выставочном зале в Манеже. С 1968 по 1976 год К. Васильев иногда участвовал в выставках в Зеленодольске и Казани. Особую популярность творчество художника получило после его гибели. За двадцать лет состоялось более полусотни персональных выставок во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании.

В 1988 году Константину Васильеву была посмертно присуждена Премия комсомола Татарии им. Мусы Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне.

В 1996 и 1997 годах открыты два музея и Картинная галерея Константина Васильева.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1228