Международное Евразийское Движение
Регионы | Тувинское горловое пение | А. Хайдып | 15.05.2003
    15 мая 2003, 17:17
 

Релевантные ссылки:

Мы перегнали хваленый Запад!

Тувинское горловое пение

По материалам сайта Информационный центр коренных народов России "Льыоравэтльан"

...Оскус-оол запел. Из его горла вырывались голоса всех птиц Каргыраа-Карангыты-Тайги. Казалось, таежный ветер запутался в вершинах древних кедров. Притихли сороки и вороны, которые кружились над стойбищем. Женщины плакали, а мужчины были как во сне. Тридцать дней - один месяц, шестьдесят дней - два месяца, девяносто дней - три месяца звенел голос Оскус-оола над зеленой тайгой...

Горловое пение тувинцев (хоомей) представляет собой особый вид традиционного мужского двухголосого пения, который, выдержав проверку временем, из глубины веков дошел до наших дней, практически не претерпев изменений.
У тувинцев хоомей носит истинно народный характер и развивается как совершенно самостоятельный жанр народной музыки. Он распространен по всей Туве вне зависимости от родовой и территориальной принадлежности исполнителей, являясь одним из любимых видов народного музицирования. Виртуозное исполнение горлового пения издавна и до сих пор было в большом почете и становилось кульминационным моментом любого народного творчества.

Предположение, что хоомей - одна из национальных традиций тувинского искусства, не исключает существование подобного пения и у других народов. Сходная вокальная техника известна алтайцам, шорцам, теленгитам, хакасам, некоторым народам Арктики.
Сегодня в Туве это искусство развивается в различных стилях - хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр, при этом важно заметить, что продолжают появляться новые разновидности этого пения, развивая и обогащая его существо.
Так что же это такое - тувинское горловое пение?
Это явление невозможно понять, не поняв в целом культуры народа как целостного взаимосвязанного организма. А основами этого организма во многом являются те особые отношения человека с природой, которые исторически сложились здесь. Когда человек не пытается вычленить себя из природы, не противопоставляет себя ей, не стремится быть ее хозяином, а воспринимает себя органичной и весьма скромной ее частью. И этот человек на протяжении всей истории в различных видах своей деятельности пытается найти тот необходимый язык с природой, который помогал бы ему в трудных кочевых условиях.
Можно сказать, что на профессиональном уровне этим языком владеет шаман. Но в принципе каждый тувинец знал его основы, это и помогало ему в жизни.
В плане диалога с природой можно воспринимать и резьбу по камню. Вырезая фигурки животных, зверей, мастер пытается не только запечатлеть красоту, но и найти какой-то дополнительный язык взаимопонимания с живым окружением. Горловое пение продолжает этот ряд традиций национальной культуры.
Достаточно понаблюдать за коренным жителем, живущего в естественных природных условиях и занимающегося традиционным хозяйством, как он запрягает оленя, идет на охоту, курит трубку, пьет чай, разговаривает с соседом по стойбищу. Хоомей - лишь концентрированное проявление этого обыденного медитативного состояния, причем эстетически оформленное.
Своеобразие развития традиции горлового пения в тувинской культуре проявляется в том, что этот архаичный пласт сохранился во всей своей мощи и сегодня, правда, чаще звучит со сцены, нежели традиционно на природе. При этом примечателен такой факт, что горловым пением в Туве увлекаются многие дети. В этом можно видеть символ живой национальной традиции, передающейся от поколения к поколению, обеспечивающей частично утратившуюся сегодня связь и преемственность поколений.

А. Хайдып, тувинец-тоджинец,
(По материалам книги “Мелодии хоомея”)


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1214