Международное Евразийское Движение
Регионы | Ханты-Мансийский АО | Саматов Тагир-хазрат | Об истинных причинах раскола российских мусульман... | 29.04.2003
    29 апреля 2003, 17:06
 
Об истинных причинах раскола российских мусульман...

За последний месяц в России и в мире произошли события, которые в значительной степени повлияли и будут и в дальнейшем влиять на судьбы миллионов мусульман. Завершилась военная агрессия США и Великобритании в Ираке, которая принесла горе и страдания многим простым, ни в чем не повинным иракцам. Нашу страну война также не обошла стороной, коснувшись прежде всего внешнеполитических ориентиров и до предела обнажив внутриконфессиональные отношения в российском исламе. Различное мировосприятие отдельных российских лидеров мусульман кардинально обострило взаимоотношения между ними, оставив простых прихожан один на один с вопросами без ответов. Обо всем этом в интервью председателя РДУМ ХМАО, члена Президиума ЦДУМ России, муфтия Тагир-хазрата Саматова корреспонденту региональной газеты "Магърифат".

- Уважаемый муфтий-хазрат, 14 апреля с.г. Совет муфтиев России в Москве распространил фетву (заключение), изначально не имеющей юридической силы, но в то же время бросающий тень на Верховного муфтия. Такое впечатление, что все московские мусульманские ученики шейх-уль-ислама ждали удобного момента для очернения Талгата Таджуддина, стаей бросившись добивать своего бывшего учителя...

- Давайте начнем разговор на эту весьма для меня неприятную тему с другой стороны. Нашим верующим прихожанам, конечно, необходимо разъяснить глубинную суть разобщенности российских мусульман.

Релевантные ссылки:

Обращение муфтия ХМАО, имамов и лидеров национальных объединений Ханты-Мансийского автономного округа

Начнем прежде всего с истории возникновения Центрального духовного управления мусульман России. Я бы хотел напомнить, что историческим центром российских мусульман является ЦДУМ в Уфе, созданное по просьбе правоверных указом Екатерины II 22 сентября 1788 года. С тех пор, вот уже более двух столетий, деятельность ЦДУМ неразрывно связана с судьбой России, положительно играя свою роль в деле совершенствования государственно-исламских отношений в борьбе за мир и добрососедских взаимоотношений между народами. Никто и никогда до начала 90-х годов прошедшего ХХ века не оспаривал историческую правопреемственность ЦДУМ на мечети и мусульманские приходы России. По-большому счету, государство не создавало нам никаких проблем за это время демократических перемен в стране, мы сами себе их создали.

После распада СССР, когда начался парад суверенитетов, сами собой были созданы региональные ДУМы, преследовавшие одну единственную цель - стать независимыми ни от кого. Почти все лидеры крупнейших из этих управлений, включая Равиля Гайнутдина, Нафигуллу Аширова, Гусмана Исхакова, Аюпа Бибарсова и других являются в прямом смысле родоначальниками современного раскола мусульман в России. И, что совершенно неприемлемо для истинного мусульманина, они все пошли против своего духовного наставника и учителя Верховного муфтия, от которого в свое время получили благословение на служение Исламу. Они начинали свою религиозную деятельность с обучения в духовном медресе в Уфе, были направлены Талгат-хазратом Таджуддином имамами в общины Москвы, Казани, Саратова, Тобольска уже 10 лет длится (начатое учениками Верховного муфтия) разобщение, которое на руку как этим самопровозглашенным "шейхам", так и откровенным противникам нашей религии.

- Скажите, Тагир-хазрат, повлияет ли в какой-то степени на деятельность председателя ЦДУМ заявление Равиля Гайнутдина о том, что Совет муфтиев вывел Верховного муфтия из лона Ислама?

- Не только повлияет, но уже, я думаю, повлияло. Но не в том смысле, на которую рассчитывали сидящие в Москве лидеры так называемого "Совета муфтиев". В юридическом смысле громогласные заявления Равиля Гайнутдина, рассчитанные на желтую прессу как PR-акция, не имеют никакого значения. Судьбу председателя ЦДУМ может решить только съезд наших общин, которые, кстати, полностью не зависимы от этого Совета муфтиев. Так что Верховный муфтий как был в своей должности, так и останется до определенного Уставом ЦДУМ времени.

Повлияли, к великому сожалению, и продолжают влиять слова Гайнутдина на общую ситуацию в российской умме мусульман. Приходится с горечью констатировать, что из-за этих постоянных, нескончаемых нападок и грязи, которую распространяет с экранов ТВ и на страницах столичных газет Совет муфтиев в адрес руководителя одного из крупнейших исламских организаций СНГ страдает общественное сознание мусульман. Кто посчитает, сколько людей отшатнулось от нас из-за узкополитических амбиций таких религиозных деятелей в кавычке как Гайнутдин и Аширов? Стремясь любой ценой опорочить основного лидера российских мусульман, думали ли они о простых россиянах, которые вне зависимости от веры горячо поддержали выступление Верховного муфтия против войны в Ираке? И как они оборачивают слова шейх-уль-ислама, который в своем выступлении на митинге 3 апреля в Уфе ни слова не сказал о вооруженном джихаде и сборе оружия. А что же в это время делал Совет муфтиев? Молчал, будто не их единоверцев - простых иракцев, мусульман, убивали... Ни слова осуждения не прозвучало из уст Гайнутдина в адрес США и Великобритании. А если агрессоры завтра пойдут на Иран и далее к границам нашей Родины, они тоже будут молча поддерживать их? 26 марта с.г. в Москве на совещании по поводу ситуации вокруг Ирака мы приглашали представителей Совета муфтиев, но они отказались придти. И это далеко не первый случай, когда надо было, забыв распри и разногласия, обратиться совместно с заявлением против экстремизма или ваххабизма, но мы не получали от Совета никаких вразумительных ответов. Им выгоден продолжающийся раскол среди мусульман, чтобы можно было ловить рыбу в мутной воде нашего времени.

- Многие из читателей нашей газеты, Тагир-хазрат, спрашивают о том, что означает религиозное звание Таджуддина "шейх-уль-ислам" и за какие заслуги ее присваивают?

- Талгат-хазрату Таджуддину звание шейх-уль-ислам было присвоено на съезде мусульман России в г. Уфе в 1995 году. Это звание передается от своих потомков - шейхов, а Верховный муфтий, как известно, учился у такого великого знатока ислама, шейха Заки-хазрата, а также и у других иманов, которые из поколения в поколение передавали богословские знания - зикр. Поэтому, звание имеет еще и богословское значение и в переводе означает "знаток ислама". Дается такое звание пожизненно. У нас в стране в наше время алима такого уровня, как Талгат-хазрат Таджуддин, нет.

Я считаю, что низменно, будучи учениками шейх-уль-ислама, говорить о том, что он выведен из лона Ислама, и лгать, что он стал пророком, якобы говорит от имени Господа. Ведь то же самое можно говорить и об этих муфтиях из Совета, которые взяли на себя роль Всевышнего, публично объявляя об отлучении из ислама. Даже сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) никогда никого самолично не объявлял отлученным от ислама, всегда подчеркивая, что об этом судит сам Всевышний. Как никто из людей не может заявить другому - войдет он в рай или не войдет. Да мы и не представители других конфессий, где одни земные люди имеют право публично отлучать других земных людей от веры.

ЦДУМ неоднократно мог объявить во всеуслышание, что не признает легитимность Совета муфтиев, что это самовольно созданное в смутные девяностые годы объединение не имеет права выступать от имени мусульман России... Но мы не хотим выносить сор из избы, мы просто работаем во имя Ислама. ЦДУМ объединяет 30 муфтиятов, к нам входят и канонически подчиняются, кроме общин во всех российских субъектах федерации, еще и республиканские мусульманские организации Украины, Белоруссии, Молдовы, а также и трех прибалтийских государств.

Верховный муфтий благословляет нас, региональных муфтиев, на те или иные действия, мы с ним постоянно советуемся, собираемся в Уфе на заседания и съезды. Он может спросить с каждого из нас отчет о работе, указать на ошибки, помочь разрешить какие-то насущные проблемы. А что может Гайнутдин в своем Совете? Ничего... Там каждый самостоятелен в своих поступках и волен делать, что хочет, ехать куда хочет, сотрудничать с кем хочет. Они друг другу не подотчетны. И кроме 3-4 реально существующих мусульманских организаций в регионах там больше нет – остальные только на бумаге.

- В последние год-два с укреплением власти Владимира Путина лично у меня, муфтий-хазрат, появилась было уверенность, что наконец-то собратья по вере - мусульмане обретают единство. Да и шаги Президента тому способствовали, когда он два раза посетил резиденцию Верховного муфтия в Уфе, показав свою благорасположенность к шейх-уль-исламу. Как Вы считаете, Тагир-хазрат, все эти последние скандалы вокруг российских мусульман могут повлиять на авторитет ЦДУМ?

- Нет, если подойти к этому с политической точки зрения (с религиозной - я уже объяснил выше как повлияло на сознание верующих такие скандальные поступки Совета). Авторитет ЦДУМ неоспорим по одной простой причине - у нас очень много полезных, общественно-значимых дел в стране, которые совершались и совершаются ежедневно в приходах разных регионов нашей Отчизны безо всякой помпезности и излишней рекламы. И вследствие этого - весьма устоявшиеся наработанные связи на различных уровнях в вертикали российской властной структуры, вплоть до самой администрации Президента. Взять хотя бы наш Уральский федеральный округ, где мы создали Совет по реализации государственной политики в области свободы совести и религиозных объединений при Полномочном Представителе Президента РФ в УрФО.

Мы строим мечети, и я считаю уровень строительства мусульманских храмов в УрФО самым высоким не только в России, но и по СНГ. Я не говорю о том, какие добрососедские отношения у нас сложились в межконфессиональном общении в округе - это доказывает общепризнанный факт веротерпимости и межэтнического диалога в УрФО. Округ может поспорить с любой частью России по количеству проживающих в нем национальностей и в то же время заявить о себе как о самом спокойном регионе в стране. Здесь все приходы объединены и работают под канонической эгидой ЦДУМ, а Верховного Муфтия Талгат-хазрата Таджуддина у нас знают не на словах, как московских «шейхов». В его неоднократных пасторских визитах его лично теперь знают как прихожане мечетей, так и представители местных властей, вплоть до губернаторов. Никто не будет оспаривать, надеюсь, что весомая часть таких безусловных достижений принадлежит ЦДУМ, его региональным управлениям. И власти это видят, ценят и не на словах, а на деле помогают нам, устанавливая, таким образом, миролюбивую, нацеленную не на один день политику взаимоотношений с традиционными конфессиями, и, в частности, с ЦДУМ России. И мы будем прилагать, Инша-Алла, все усилия, чтобы сохранить исторический духовный центр Ислама в России, который находится в Уфе.

Беседовал Радиф Назыров.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1178