Международное Евразийское Движение
Регионы | Волгоградское Евразийское движение | Международная конференция, посвящённая 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко | Доклад Котрунова О.Г. | 29.04.2003
    29 апреля 2003, 15:56
 

Релевантные ссылки:

Православная педагогика в XXI веке

Православное воспитание в среде русского старообрядчества: история и современность.

ГИХСБПН

Начиная разговор о православном воспитании в России, хотелось бы остановиться на том историческом контексте, в котором существовало и развивалось Православие на Руси вообще, и православная педагогика, в частности.

Русская Православная Церковь возникла до разделения Церкви Христовой в XI веке на Восточную и Западную. Русь получила вероучение, догматы, книги, песнопения, церковное устроение от тогда еще единой Церкви. Русские, приняв Православие во всей его полноте от древней Церкви, сохраняли вероучение в неприкосновенной чистоте и не поврежденности до конца XVII-го века. Именно та Русь называлась Святой Русью а Москва - Третьим Римом, именно та Русь стала земной колыбелью таких почитаемых святых как преп. Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген. Во второй половине XVII века патриарх Московский и всея Руси Никон (1605 - 1681 гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым начали церковную реформу. Реформу, которая была, в последствии на Поместном Соборе РПЦ 1971 года названа "поспешной и необдуманной"...

Тексты многих богослужебных книг, переведенных, в том числе, и святыми Кириллом и Мефодием, были неоправданно искажены. В древние Православные обряды были внесены принципиальные изменения.

Именно тогда единая Русская Православная Церковь раскололась на приверженцев никоновских реформ и на православных христиан, оставшихся верными древнему благочестию. На соборах 1666 - 1667 гг. на Православные догматы и обряды были наложены клятвы и проклятия. Законопослушные православные христиане, приверженцы древнего благочестия стали подвергаться жесточайшим гонениям и притеснениям. Святая Русь раскололась, самые верные и стойкие представители русского духа были вынуждены уйти в бега. В течение 180 лет древлеправославные христиане, не имея своих епископов, были вынуждены, согласно Церковным канонам, принимать в сущем сане правильно (погружательно) крещенных священнослужителей, переходящих из новообрядческой церкви. Восстановить церковную иерархию удалось лишь в 1846 году путем канонически верного присоединения к Церкви Христовой греческого митрополита Амвросия (1791-1863). Это событие произошло в селении Белая Криница (Украина), входившем в то время в состав Австрии. С середины XIX века по настоящее время в Православной Церкви Христовой, берущей свое начало от Исуса Христа и Его апостолов, трехчинная иерархия более не прерывалась. Гонения же со стороны светских и духовных властей на православных христиан длились более 250-ти лет. Раскол является великой трагедией для Русской Церкви и Российского государства. Преодоление последствий раскола XVII века является, на наш взгляд, важнейшей исторической задачей Русской Церкви. Снятие клятв со старообрядцев, произошедшее на Поместном Соборе РПЦ МП в 1971 году, доказывает полную правоту ревнителей древнего благочестия, в чем можно также убедиться, ознакомившись с научными работами проф. Н.Каптерева, Е.Голубинского, С.Зеньковского, Ф.Мельникова, Б.Кутузова и других историков Церкви. Надеемся, что с Божьей помощью, ситуация в этом вопросе будет и дальше улучшаться. Со своей стороны мы готовы всячески содействовать богоугодному делу восстановления целостности Православной Церкви Христовой.

Не учитывать все выше перечисленные исторические реалии при рассмотрении вопросов православной педагогики в среде русского староверия было бы недопустимой ошибкой.

Выполняя образовательные и воспитательные функции, старообрядческая педагогика всегда исходила из приоритета абсолютных истин подлинного Православия, хранителем которого является русское старообрядчество.

Основополагающими, базисными источниками воспитания и образования в среде староверов всегда были и остаются книги Святого Писания (Ветхий Завет и Новый Завет) и Священное Предание. Являясь Православной традицией в полном объеме, старообрядчество считает, что земная жизнь человека, а в еще большей степени будущая жизнь его души, зависит от того, как человек решит для себя проблему отношения к Богу. Человек создан по образу и подобию Божию, а это значит, что в нем кроме чисто человеческих слабостей, страстей и низменных потребностей, которые он приобрел после падения, содержатся свойства, характерные для Божества, именно те, которыми обладал Христос, воплотившись в человека и уподобившись ему во всём кроме греха. Духовная жизнь человека протекает в глубине его сердца, и высшим благом для души является Царствие Божие - состояние, когда в сердце вселяется и "сотворяет в нем обитель" Святой Дух. Христианский взгляд на человека, с одной стороны, как на высшее творение, а с другой - как на существо падшее, есть истинное отражение реальности. Такая позиция позволяет мобилизовать человека на борьбу с грехом, предоставляет ему потенциальную возможность подчинить стремления падшей душевно - телесной природы высшим интересам Духа. Путь восхождения в царство Небесное - это борьба с грехом, внутреннее преображение. Св. Афанасий Александрийский пишет: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". И теперь человек, имея перед своими глазами Евангелие и живой облик Христа, с Его не придуманным божественным учением, не вправе заявить, что он не знает как угодить Богу. "Прииди и виждь" и делай как Он. Именно такое, Православное понимание смысла человеческого существования позволяет определить те задачи, которые пытается решать воспитание в среде старообрядчества. Такой целью является подлинное воцерковление и дальнейшая помощь в обеспечении выполнения Божьей воли для каждого человека. Сохранение и продолжение древнейших традиций Веры Христовой, рачительное сбережение для всех поколений русских людей, людей всего мира Света Истины и Спасения. Именно такие высокие и ответственные задачи выполняли и продолжают выполнять сегодня педагоги-старообрядцы.

Неоспорима и важна роль русского старообрядчества в поддержании чистоты догматического, обрядового, нравственного, литургического, языкового наследия Русской Церкви. Старообрядчество отличает трепетное и любовное отношение к творениям православных отцов-подвижников. Книги Иоанна Лествичника, творения св. Иоанна Златоустаго, св. Исаака Сирина, св. Ефрема, аввы Дорофея и многих других дают превосходнейшее руководство "пути ко спасению" и являются важнейшими духовно-нравственными ориентирами в воспитательной работе.

Традиционная культура староверов в немалой степени была основана на концепции богоугодного труда и почитания грамотности и старой книги как источника преемственной передачи истин древнего благочестия. Поэтому староверие создало не только свою, хорошо всем известную, предпринимательскую этику , но и свою образовательную систему, как необходимую и обязательную часть старообрядческого быта. Система обучения грамоте среди старообрядцев на протяжении веков копировала традиционную древнерусскую систему, сочетавшую домашнее образование с обучением силами "мастеров" и "мастериц" грамоте, моральные и профессиональные требования к которым, были очень высоки. В последнем случае формировалась группа учеников смешанного состава - мальчики и девочки вместе. В программу обычно включались разделы: изучение азбуки, Часовника, Псалтыря, библейской истории. В процессе обучения "мастер" или "мастерица" разъясняли трудные для понимания места в текстах, преподавали догматы и положения веры Христовой. Сильной стороной такой школы является индивидуальный подход к каждому учащемуся.

В нынешних условиях данная образовательная система, не претерпев принципиальных изменений, действует в воскресных приходских школах, существующих при старообрядческих храмах. На сегодняшний день приоритетными направлениями в обучении являются: изучение славянского языка, церковного знаменного пения, основ литургии, истории Церкви и книг Святого Писания. Указанная система образования неплохо зарекомендовала себя, доказательством чему служат некоторые статистические данные, приведенные доцентом Чувашского государственного педагогического университета В.В.Тимофеевым. В целом, процент грамотных среди русского сельского населения во второй половине XIX века составлял 13,3 %. При этом, среди староверов процент грамотных составлял 27,5%, а среди новообрядцев он был в 3 раза ниже - 9%.

Уровень образованности старообрядчества определяется и тем большим количеством известных апологетов - начетчиков, которыми исторически славятся староверы. Начетчик - это человек, главной обязанностью коего является христианское образование, он сам должен быть весьма начитан, во-первых, в Священном Писании и Предании Святоцерковном, а во-вторых - в светских знаниях и культуре, как св. верховный апостол Павел, св. Иустин Философ, блаженный Климент Александрийский, великие каппадокийцы, преподобный Максим Грек, выговские отцы и многие другие. Начетчики обязаны были быть сильны в христианском и внешнем знании, но не ради "самосовершенствования", а ради служения Церкви Христовой. Известны случаи, когда с опытными и умелыми начетчиками-старообрядцами опасались спорить официальные миссионеры господствующего исповедания. Можно вспомнить таких великих начетчиков как братья Денисовы, Андрей Борисов, Семен Семенович, Иларион (Кабанов) Ксенос, Андрей Коновалов, Василий Зеленков, Арсений - епископ Уральский, митрополит Иннокентий (Усов), Фёдор Мельников и другие.

Следует сказать, что глубокое овладение сокровищами русской традиционной и православной духовной культуры в сочетании с грамотностью и тягой к просвещению, активное воплощение в жизнь своего религиозного идеала в значительной мере способствовали высокому жизненному уровню старообрядцев, успешности их деловой активности.

Современность ставит перед православной педагогикой новые задачи и вопросы, решить которые зачастую непросто. Во все времена земной путь человека был немыслим без соблазнов и искушений, но особенно они умножились в наши дни. Если старшее поколение в какой-то мере защищено своим жизненным и духовным опытом, то молодых людей может смущать настойчивая пропаганда откровенно антихристианских ценностей, настырность и респектабельность всевозможных сект. Трудно переоценить ту ответственность, которая ложится на христиан-педагогов именно в таких непростых условиях. Достойный профессиональный уровень, компетентность, высокие моральные качества, преданность своему делу и любовь к Богу - вот те качества, обладая которыми, православный наставник может соответствовать той важнейшей богоугодной задаче, которая перед ним поставлена. Ведь как важно, чтобы вера укоренилась в сердце ученика, чтобы не поверхностно воспринималось то, что учитель-христианин дает ребенку. Как этого достичь? Пытаясь найти на этот и многие другие вопросы удовлетворительные ответы, старообрядческие педагоги уже в течение двух лет проводят встречи - семинары. Встречи учителей приходских воскресных школ и воспитателей летних христианских детских лагерей по традиции проходят в Москве на Рогожском поселке, где располагается Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во встречах участвуют посланники приходов Москвы, Киева, Казани, Костромы, Барнаула, Ржева, Ижевска, Екатеринбурга, Перми, Саратова, Владимира. Здесь происходит живой обмен опытом, оказание методической помощи христианам, трудящимся на ниве старообрядческого православного обучения и воспитания. Много сделано, но многое еще предстоит сделать православным педагогам-старообрядцам.

Видный вклад в проведение семинаров вносит Людмила Киселева-Доброхвалова, церковный педагог из города Ржева. Она является автором интересной методики - "Живое общение на уроке", ею разработаны программы и целые циклы уроков для приходского религиозного обучения. Кроме того, Людмила Александровна вела на радио г.Ржева цикл религиозных бесед для взрослых об основах христианской веры. В частности, она отмечает: "Зачастую мы слышим: "Первым делом нужно возрождать духовность". Но многие, даже иные верующие часто не различают душевное и духовное. Внутри тела человеческого - душа, внешняя душевная оболочка, живущая, говорящая… но есть еще более сокровенная глубина внутри души - место для принятия Духа Божьего. Даже очень высокие переживания, такие, как сочувствие чужому горю, восторг от природы, ощущение, что всё прекрасно, гармонично и сотворено Богом, - это только душевные переживания. Духовность - это непосредственная встреча с Богом. Иногда, почему-то к духовности приравнивают живопись, театр, музыку - душевные, но не духовные вещи. Нам думается, что если православный наставник хочет, чтобы глубины души открылись навстречу Богу, то сначала должна быть вспахана и возделана предыдущая оболочка, душевная, а она как раз бывает особенно черства… Каждый педагог знает, что успешное движение вперед - это движение от простого к сложному. В движении к Богу путь тот же - от душевного к духовному. Сегодня беда православного воспитания в том, что мы пытаемся перескочить через необходимую, очень важную ступень, дать высокодуховную информацию людям, не развитым душевно. Может быть, стоит пересмотреть запрет на добротную светскую литературу, музыку, живопись, и не потому, что они сами по себе спасительны - вовсе нет. Они нужны лишь как предыдущая ступень. Ведь греховность не в мирском происхождении, греховность предмета, на мой взгляд, определяется тем, насколько он содействует или противодействует спасению человека, шаг ли это вверх, к Богу, или вниз". Как нам кажется, достойные внимания и очень интересные замечания, высказывает уважаемый педагог из Ржева.

Вспоминаются слова св. Иоанна Златоуста: "Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец или ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди". Низкий поклон всем труженикам на ниве православного воспитания и образования!

В конце хотелось бы еще раз отменить, что сплотить расколотый, разрозненный, потерявшийся народ, вернуть его к полноте домостроительного душеспасительного бытия, к высокой нравственности и исполнению исторического предначертания возможно, только высветив все темные узлы национальной истории, вынеся беспристрастный и справедливый вердикт. Сколько бы страданий и разочарований ни было позади, мы снова и снова вместе должны утверждать верность Церкви Христовой, Православию, нашему горнему Отечеству, и стремиться преобразить нищету внешнего падения в духовное сокровище непреходящего высокого расцвета. В выполнении этой благородной миссии огромная доля ответственности лежит и на православных педагогах-христианах.

Спаси вас Христос!

Котрунов Олег Григорьевич, заместитель Председателя Совета ВРО ПП "Евразия", прихожанин старообрядческого храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы г.Волгограда, РПСЦ
(тел.(8442) 44-58-47).


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1177