Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | Столичная Вечерняя газета | Ваххабиты и маргиналы опять низлагают ортодокса | 19.04.03
    21 апреля 2003, 21:45
 
Пресс-центр партии "Евразия" - press-center@evrazia.org

Опубликовано в Столичной Вечерней газете

Александр Дугин

Ваххабиты и маргиналы опять низлагают ортодокса

В российском исламе существует два основных центра – в Уфе (Центральное духовное управление мусульман Талгата Таджуддина) и на Кавказе (Совет муфтиев Северного Кавказа – Магомеда Албогачиева). Центр в Уфе объединяет мусульман татар и башкир, кавказские мусульмане менее централизованы, их главы представлены в Совете муфтиев Северного Кавказа.

В начале 90-х из традиционных центров выделились несколько раскольничьих структур, не удовлетворенных лояльностью этих центров в отношении российских властей. На Кавказе крайней формой стал чеченский сепаратизм. В России среди татаро-башкир выделились: татарстанское направление с муфтием Гусманом Ицхаковым, подчиненное лично Шаймиеву (поскольку верховный муфтий Талгат Таджуддин отказался от предложения Шаймиева переносить ЦДУМ в Казань); сибирско-азиатское направление во главе с самозваным «муфтием» – ваххабитом Нафигуллой Ашировым; отколовшийся от своего учителя Таджуддина московский муфтий Равиль Гайнутдин и множество более мелких радикальных ваххабитских организаций, связанных с зарубежными центрами распространения радикального ислама (преимущественно в Саудовской Аравии).

Релевантные ссылки:

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин на "прямой линии" в газете "Известия"

Все раскольники конфликтуют с ЦДУМ Талгата Таджуддина, который сохраняет лояльность России независимо от политической конъюнктуры, прививая российским мусульманам навыки гражданственности и верности традициям. За это раскольные муфтияты постоянно то «отлучают» Таджуддина от «ислама» (хотя такой процедуры в этой религии нет), то «лишают» звания верховного муфтия, то обвиняют в «заигрывании с властью». Но факт остается фактом: никакие демарши отколовшихся миноритарных структур не могут поколебать позиций ЦДУМ и верховного муфтия Талгата Таджуддин, как расколы внутри православия не способны поколебать духовного владычества патриарха Алексия II.

Более того, последовательность Талгата Таджуддина в отстаивании своей позиции, сочетающей традиционный ислам с интересами российской государственности, гарантирует именно ему победу в этих перипетиях и финальную консолидацию российских мусульман вокруг единственной адекватной общефедеральной структуры – ЦДУМ.

Что же касается объявления Талгатом Таджуддином «джихада» США в ответ на агрессию против Ирака, то эта позиция эмоционально отвечает настроениям не только подавляющего числа российских мусульман, но и остальных россиян. Нечто подобное ощущали в дни американской агрессии все мы. Вместе с тем разъяснение, данное ЦДУМ по этому поводу, уточняло, что речь идет о «великом джихаде» («джихад-уль-кабир»), который ведется верующими в своей душе и с помощью молитв, т. е. по сути о «моральном осуждении» действий США, что совпадает с официальной позицией российского руководства, но только выражено на языке, свойственном исламской теологии. Раскольники же, ранее рукоплескавшие взрывам Будд талибами, сегодня «возмутились» действиями Таджуддина. Они «возмущались» уже неоднократно, но никакого эффекта это не возымело, так как большинство российских мусульман следуют традиционному исламу и лояльны структурам ЦДУМ, опасаясь новых и часто еретических, радикальных исламских сект, своего рода религиозного «новодела» с его амбициозными, кичливыми и враждующими между собой лидерами.

14 апреля разношерстные и малопредставительные мусульманские организации снова «отлучили» Таджуддина и призвали своих сторонников «не совершать с ним намаза». Обычно сдержанный и наиболее дипломатичный из всех остальных мулла московской мечети на проспекте Мира Равиль Гайнутдин, известный своим радикальным выпадом против кукол, ведущих передачу «Спокойной ночи, малыши!», на этот раз, к сожалению, поддержал хор откровенных маргиналов и подписал воззвание с требованием низложения верховного муфтия, которого раскольники , кстати, давно уже таковым не признают. Следовательно, остается совершенно непонятным, кто и от чего отлучил главу Центрального духовного управления мусульман?

В самой структуре ислама четкой конфессиональной иерархии нет. В российской политической практике признается только ЦДУМ. По богословским вопросам - таким как "джихад" - в исламской умме ведутся многовековые споры, и точки зрения отстаиваются подчас полярные. Государственным статусом собравшиеся в Москве антитаджуддиновские группировки, естественно, тоже не обладают. Так что, несмотря на суровый тон самозваных "прокуроров", никакой серьезной подоплеки под этим нет. Пиар как пиар, жаль только, его сценой становятся такие деликатные вещи как религиозные конфессии.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1160