Международное Евразийское Движение
Регионы | Свердловская область | Фестиваль ''Слава Сказке'' | 27.03.2003
    26 марта 2003, 13:41
 

Релевантные ссылки:

Уйванушка - Тенек Ыйвандай (культурно-этнические процессы в Сибири)

ФЕСТИВАЛЬ "СЛАВА СКАЗКЕ"

Валерий Инюшин

(посвященный мифологическим аспектам в современном искусстве)

Суть проекта

В настоящее время российское современное искусство во многом следует в фарватере двух основных тенденций: мощное влияние Запада и наследие русского авангарда первой трети XX века. Такая позиция не самым лучшим образом сказывается на творческом климате и порождает множество проблем. Российские деятели искусств видят себя на обочине мирового культурного процесса и чувствуют оторванность как от собственных культурных корней, так и от главных центров событий подобных Нью-Йорку, Лондону, Венеции, Барселоне и т.д. Очевидно, что эти художественные центры привлекают мировую культурную элиту либо наличием постоянного, в том числе и коммерческого интереса к их творчеству, либо художественными мероприятиями международного масштаба, либо и тем и другим.

Чтобы сформировать аналогичную атмосферу в России, требуется прорыв в данном направлении. Им могла бы стать действительно оригинальная культурная акция, соответствующая мировому уровню реализации с организационной и финансовой точки зрения.

Сейчас мировой культурный процесс охвачен идеей синтеза искусств. Обращаясь к опыту Человечества, теоретики и практики синтетического искусства обнаруживают, что в наиболее полном объеме оно присутствует в народной культуре, тесно связанной с традиционной духовностью и мифологией. Не случайно многие удачные художественные проекты, так или иначе, связаны с воссозданием утерянной мифологической гармонии.

Например, датский режиссер Ларс фон Триер в кино постоянно обращается к идее жертвенности, иллюстрируя ее при помощи киносказки; великолепный сербский писатель Милорад Павич в своих текстах пытается создать новые литературные формы мифа. Современная инструментальная и электронная музыка все чаще обращается к фольклору. Можно даже предложить термин в той или иной мере, отражающий суть происходящего – «неомифологизм», то есть, желание реконструировать мифотворческую реальность на новом историческом витке.

Однако ни в одной стране мира не существует крупномасштабного мероприятия целиком и полностью посвященного современному (в том числе синтетическому) искусству и его связи с традиционной культурой. Организация и реализация акции на тему «Мифологические аспекты в современном искусстве» могла бы стать тем прорывом, которого так жаждет российская творческая элита. В данном случае суть проекта состоит в том, чтобы показать связь времен с точки зрения культурно-исторического процесса через призму актуального искусства.

Данная акция должна объединить музыкантов, художников, литераторов, философов, культурологов и т.д., чье творчество тесным образом связано с традиционной культурой. Это может проявляться как на уровне использования образов и сюжетов, взятых из мифологии в произведениях авторов, так и на уровне исследований, посвященных различным аспектам народной культуры. Естественно, что в этой акции должны принимать участие и непосредственные носители традиционной культуры: фольклорные коллективы, народные мастера, хранители традиционной духовности и т.д.

В процессе проведения акции планируется организация всевозможных конференций, выставок и семинаров. Кульминацией же должен стать международный Фестиваль под названием «Слава Сказке», в котором произведения искусства будут представлены посредством оригинальных программ, скорее отражающих мифологические, но не жанровые аспекты. То есть участие произведений искусства в той или иной программе будет зависеть не от их жанровой принадлежности, а от того, в какие именно мифологические темы они раскрывают, поскольку сами программы будут построены на основе последних. В этом должно состоять основное отличие данной акции от ставших уже стандартными фестивалей современного искусства, популярность которых все больше определяется, исходя из прошлой репутации и вложенных средств. Наличие у данного фестиваля собственной «изюминки», отражающей мощные тенденции в искусстве, может удачно выделить его из основной массы и привлечь к нему широкое внимание.

Мировые аналоги

Фестивали современного искусства начали свое существование после Второй мировой войны. Наиболее известным из них является венецианское Биеннале, проходящее, как это следует из названия, раз в два года. Произведения искусства на подобных мероприятиях, как правило, представлены в рамках крупных жанров, таких как архитектура, живопись, дизайн, видеоарт и прочее. По принципу венецианского Биеннале проходят многие фестивали современного искусства в Европе и мире. Наиболее известными являются фестивали, проходящие в Барселоне, Берлине, Бонне, Лионе и Сиднее.

Страны, организующие эти фестивали, становятся активными участниками мирового художественного процесса, а города, их устраивающие, становятся привлекательным объектом для инвестиций за счет туристического и арт бизнеса. Кроме того, подобные акции позволяют существенно повысить имидж города и страны, ставя их в один ряд с мировыми культурными и деловыми центрами, часто позволяя избавиться от комплекса провинциальности.

Что касается мифологических аспектов в современном искусстве Запада, то они стали проявляться и использоваться художниками на основе новых методологических приемов благодаря трудам и исследованиям таких выдающихся ученых и мыслителей XX века, как К. Г. Юнг, К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Р. Барт, М. Элиаде и другие.

Российские корни

Русские художники, музыканты и писатели, творившие на рубеже XIX-XX веков, во многом заложили основу современного синтетического искусства. Причем данный синтез был характерен для очень многих художественных течений, начиная с символизма и заканчивая авангардом.

Крупнейшим теоретиком и практиком в области синтетического искусства был Василий Кандинский. В своих работах «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости», «“и”. Кое-что о синтетическом искусстве» Кандинский исследует различные приемы, позволяющие трансформировать одни виды искусства в другие (например, текст в живопись, а живопись в музыку), а также методы, позволяющие добиваться новых эффектов внутри самих жанров, открывая, таким образом, путь к синтезу. Обращался он и к элементам традиционной духовности и «архаичных» знаний, например, при анализе кругового символизма.

Гениальный русский художник Михаил Врубель вдохновлялся древними сюжетами и образами из славянской и индоевропейской мифологии. Павел Филонов, особенно в первые революционные годы, активно работал с архаичными и, можно сказать, хтоническими народными образами.

Великий русский композитор Игорь Стравинский создал свои шедевры – балеты «Весна Священная» и «Петрушка» – на базе русской мифологии. Эти балеты сочетают в себе черты разных жанров как в музыкальном плане, так и на уровне изобразительной интерпретации. Другой не менее интересный композитор начала XX века, Александр Скрябин, пошел еще дальше в деле синтеза искусств, впервые реализовав идею цветомузыки в своих произведениях. Он использовал образы и сюжеты из древнегреческих и прочих мифов (например, «Прометей»), а также был одержим идеей создания совершенно нового искусства, которое открыло бы перед Человечеством невиданные доселе возможности в области научного познания.

Русский литературный футуризм вообще можно считать уникальным явлением, который соединил в себе новаторские художественные формы с глубинным содержанием мифологического и религиозного толка. Поэты Велимир Хлебников, Алексей Крученых и Владимир Маяковский были наряду с дадаистами одними из основателей сонорной и визуальной поэзии, получившей большое распространение и развитие во второй половине XX века. Велимир Хлебников и Василий Каменский черпали многие свои художественные методы из фольклора и мифологической символики. С точки зрения научного и гуманитарного подходов наши соотечественники внесли неоценимый вклад, касающийся анализа в области сравнительной мифологии и символизма традиционных культов, сумев воплотить его в литературных и философских произведениях. Среди них необходимо упомянуть имена В. Соловьева, А. Белого, Д. Мережковского, А. Лосева и многих других.

Таким образом, русское искусство первой трети XX века повлияло на все основные направления мирового художественного процесса: живопись (абстракционизм, сюрреализм и т.п.), музыка (авангардные течения в симфонической музыке) и, хотя и в меньшей степени, литература (в основном французская и немецкая).

Цели и задачи:

  • Преодоление явных и мнимых культурно-исторических разрывов между русским авангардом конца XIX начала XX веков и российским современным искусством:

    - типология мифологических аспектов: религиозные, народные (фольклорные), эзотерические, идеологические/политические;
    - определение следствий монополизации мифологического пространства и демифологизации/десакрализации искусства: оскудение формальных средств выражения (в Советской России с начала 1950-х годов), формализация и деспиритуализация искусства (на Западе во второй половине XX века), использование символов и мифологических объектов в узко формальных ложно эстетических целях и т.п.;
    - попытка ответа на вопрос: советский период – мост или пропасть? Официальное искусство и андерграунд.

  • Раскрытие тезиса о национальном и общечеловеческом значении мифологии с точки зрения творческой деятельности. Синтетическое искусство:

    - единые метафизические корни мифологии и искусства: мистерии, поэзия (литература), театр, изобразительное искусство и т.д.;
    - использование методов сравнительной мифологии и сравнительного искусствоведческого анализа в целях поиска общих культурных корней различных цивилизаций;
    - интерпретация течений современного синтетического искусства с позиций традиционализма и семиологии;
    - презентация новых течений в современном искусстве, связанных с мифологическими аспектами;
    - популяризация современного синтетического искусства и традиционных культур.

Основные организационные мероприятия и художественные акции:

1. Подготовка и публикация критических статей по проблемам современного синтетического искусства и его мифологических аспектов:

- печатные органы: печатный орган Фестиваля и прочие печатные СМИ;
- темы: сравнительная мифология, синтетическое искусство, визуальная и сонорная поэзия, джаз, регги, фольк-рок и т.п.;
- деятели культуры и искусства (личности).

2. Организация цикла передач на канале «Культура»:

- по темам;
- по личностям;
- авторские циклы;
- ток-шоу.

3. Интернет поддержка проекта:

- опора на сайт Фестиваля и сети дружественных сайтов или сайтов схожей тематики;
- использование визуальных возможностей художников, работающих в формате 3-D.

4. Проведение международного фестиваля «Слава Сказке»

Основная часть Программы Фестиваля:
Основные (традиционные) мифологические темы:

- Любовь
- Теогония
- Космогония
- Происхождение Человека
- Морально-этический кодекс
- Стихии: огонь, воздух, вода, земля - Футурология: предсказания и пророчества, эсхатология

Современные мифологические темы:

- Идеологические и политические мифы
- Мифологизация науки: картезианская вера в рациональное начало
- Мифологизация информации: телевидение и прочие масс-медиа, Интернет и т.п.
- Мифологизация образа жизни: потребление, профанация мифа посредством рекламы и т.д.

Традиционные (сакральные) мифологические формы:

- Легенда
- Притча
- Сказка
- Эпос
- Сага
- Миф

Современные (десакрализованные) мифологические формы:

- Идеологии и общественные доктрины
- Научные доктрины
- Информационная иллюзия
- Рекламная иллюзия

Мифология как традиционная система знания:

- Эзотерика и Экзотерика
- Посвящение/Инициация
- Измененные состояния сознания
- Понятие Пути: йога, суфизм и т.д.

Мифология и научный метод (семиология):

- Миф как феномен языка. Система Символов. Кодирование, декодирование, акодирование
- Проблема интерпретации
- Передача и накопление знаний
- Миф – способ восприятия реальности. Реальность и Иллюзия. Чудо

Смена Мифов или Вечные Мифы:

- Диалог между рационалистическими доктринами и Традицией. Открытая программа

Организационная часть:

- Просветительский и информационный блок: презентация и продажа соответствующей литературы (сказки и мифы народов мира, религиозная литература, философия, эзотерика и т.д.); выставки-продажи изделий народных промыслов, организация концертов фольклорных коллективов (танцы, музыка и т.д.); выступления, лекции и семинары представителей традиционной культуры и современного синтетического искусства;

- PR блок: приглашение известных деятелей культуры и искусства, политики, бизнеса и т.д.; организация освещения фестиваля в СМИ (телевидение, печать, создание сайта Фестиваля); организация акций, «провоцирующих общественное сознание» («художественные скандалы»).

- Продюсерский блок: организация заключения контрактов между художниками и галеристами, музыкальными группами и студиями звукозаписи/клипмейкерами/телевидением, литераторами и издательствами, театральными труппами и антрепренерами, творческими группами видеоарта и кино- и телепродюсерами.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1103