Международное Евразийское Движение
Всемирный Русский Народный Собор | Владимир Мау | Претерпевший до конца - спасётся | 22.03.2003
    23 марта 2003, 20:53
 
Мау Владимир Александрович
Руководитель Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ

Претерпевший до конца - спасётся

Кто не работает, тот не ест - сказал апостол Павел, но многие годы считалось, что Карл Маркс. Наверное, приблизительно такой же смысл имеет и старая русская пословица: терпение и труд всё перетрут. И именно это внушает мне - профессору, ремесленнику или профессионалу и гражданину оптимизм - что бы не происходило, при наличии веры и труда всё у нас получится.

Я в последнее время часто вспоминаю слова: претерпевший до конца - спасётся. Эти слова Спасителя очень уместны сейчас. Я не знаю, всё ли мы претерпели, всё ли прошло? Претерпели ли мы всё до конца, что происходило в ХХ веке? Но совершенно очевидно, что мы находимся в точке, когда практически все, справа и слева, либералы и не либералы, сходятся в том, что Россия должна совершить экономический рывок, который бы добавил к высокой культуре России, к российским традициям соответствующее им мощное экономическое развитие.

За последние триста лет Россия несколько раз пыталась делать этот рывок, но полностью преодолеть экономическую отсталость пока не удавалось. Может быть это удастся нам при консолидации усилий. Мне представляется очень опасным и безнравственным объяснение экономических проблем, экономической отсталости России то ли отсталостью культурной традиции, то ли православием, сопоставлением его с протестантством, которое более экономически приспособлено к современности. Это, на мой взгляд, совершенно безнравственно, поскольку перекладывает на историю и церковь собственные пороки, собственные недостатки, собственные ошибки в бизнесе. В конце концов, нигде в текстах, составляющих основу православия, не оправдывается ни лень, ни неэффективный труд.

Я хотел бы обратить внимание на несколько сюжетов, на несколько проблем, которые мне кажутся принципиально важными для совершения этого экономического прорыва: мы не можем не только копировать иностранные государства, но и наш собственный предыдущий опыт. Нельзя, находясь в мире, который идёт от индустриализма к постиндустриальному вызову, к информационным технологиям, к богатству предложений - к более богатому, чем сто лет назад был мир угля и стали, мир танков и тракторов - применять подходы того времени. Мы сейчас живём в мире, когда мы объективно не можем предсказать будущие приоритеты - не то, что через десять, а даже через пять лет. Мы находимся в мире, когда надо больше доверять человеку, когда очень мало можно что предсказать.

Я хотел сказать, что экономисты должны скромнее относиться к жёстким планам и программам. У нас есть масса примеров таких свершений за последние сто лет, выполнение которых стоило или миллионы жизней, или приводило к тяжёлым потрясениям, или к фарсу. Если обратиться к Писанию, к Евангелию и посланию Святого апостола Павла, мы увидим там не только призывы к труду, мы увидим там призывы к свободе, в том числе и к личной свободе, и особенно к духовной свободе. Мы увидим там не только слова о том, что "где Дух Господень, там свобода", но ещё более жёсткое формулирование: "У людей ли я вынещу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы не угождал людям, то не был бы рабом Христовым".

Да, важно заботиться не только о себе, но и о других. Ещё более важно объяснять свои взгляды, бороться за свою внутреннюю свободу или лицо, как друзей, так и оппонентов.

Для меня очень важны слова Иоана Златоуста: "Для чего ты ходишь в Церковь? Разве мы обещаем тебе правительственные места"? По-моему, это тоже очень важно с точки зрения слушающих и не слышащих.

И последнее. Апостол Павел сказал: "Ибо надлежит мысли между вами, дабы открылись между вами искусомо".

По материалам VII Всемирного русского народного собора


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1095