Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | Газета ''Ведомости'' | Особый путь: Евразийская автаркия | 20.03.2003
    20 марта 2003, 23:50
 

Особый путь: Евразийская автаркия

Опубликовано в газете "Ведомости"

Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан начинают строить единую экономику - так, по крайней мере, заявили главы этих государств. Уже к сентябрю нынешнего года должна быть создана независимая межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, а также подготовлено соглашение о создании единого экономического пространства. Таким же образом в свое время складывались контуры новой единой Европы.

ОСОБЫЙ ПУТЬ: Евразийская автаркия
Проект создания единой евразийской экономической зоны является частью более фундаментального проекта, который много лет продвигает Нурсултан Назарбаев, - проекта создания нового государственного геополитического образования, Евразийского союза. Эта модель предполагает начало интеграционных процессов в области экономического взаимодействия с постепенным переходом к полноценному межгосударственному сотрудничеству во всех остальных областях.

Первым шагом к полноценной евразийской интеграции должно стать создание единого экономического пространства, в котором тарифы, основные налоговые нормативы, валютно-финансовая и кредитная система были бы приведены к общему знаменателю. Как следует из заявлений глав четверки, в этом вопросе достигнут решающий перелом и инициатива президента Казахстана принята за основу - в качестве общей модели экономических взаимоотношений в рамках союза. Предполагается, что за этим последуют шаги по унификации экономического законодательства для того, чтобы создать единый, по-настоящему гомогенный таможенный союз (Zollverein) - в фундаментальном значении этого понятия, как пространство, не имеющее внутренних экономических (таможенных) границ.

Поскольку одним из самых насущных вопросов для экономики России и всех постсоветских стран остается проблема, связанная с экспортом энергоресурсов - преимущественно нефти и газа, как главных источников пополнения бюджета, то интеграция будет строиться в первую очередь вокруг квот, цен, льгот и тарифов на природные ресурсы. И здесь, конечно, возникает очень серьезная дилемма: в краткосрочной перспективе России предлагается просто снизить отпускные цены на энергоносители для ряда сопредельных государств. И когда прагматики язвительно спрашивают, а что дальше, что Россия от этого получит, им можно ответить откровенно: в краткосрочной перспективе - ничего.

Однако вся картина меняется, как только мы переходим от краткосрочной перспективы к среднесрочной. Если Россия планирует не останавливаться только на продаже дорогой нефти и дорогого газа, не желает постоянного и облегченного сиюминутной мировой конъюнктурой паразитирования на природных ресурсах; если Россия действительно собирается развивать реальный и высокотехнологичный сектор экономики и в такой же среднесрочной перспективе мыслят политические и экономические элиты стран СНГ С то объединение наших потенциалов, наших возможностей, наших экономических, интеллектуальных, энергетических, транспортных, пространственных, стратегических, людских ресурсов, слияние рынков в перспективе общеевразийской модернизации безусловно выгодно всем участникам этого процесса. И в первую очередь самой России.

Существует важный экономический - точнее, даже "геоэкономический" закон - "автаркии больших пространств". Он был выведен немецким экономистом XIX в. Фридрихом Листом. Согласно этой теории, перспективой полноценного экономического развития обладает только очень крупное, экономически интегрированное пространство. Именно Лист был творцом экономического прорыва Германии XIX в. , именно он добился объединения в единую экономическую зону ( "таможенный союз") Германии, Австрии и Пруссии, раздираемых в то время политическими и религиозными противоречиями. Лист доказал, что если относительно небольшое, экономически слабо развитое государство открывает свою хозяйственную систему более развитому государству, то оно не догоняет лидера, а еще более отстает от него, поскольку экономический рост проходит асимметрично, подстраиваясь под внешнюю конъюнктуру, а не под стратегические интересы национального хозяйства. Но и полная закрытость экономики является тупиковым решением. Выходом из этого противоречия Лист считал объединение близких территорий в единое целое с общей хозяйственной инфраструктурой, самодостаточным внутренним ресурсным обеспечением. Таможенная граница с другими пространствами начинает выполнять в таком случае функцию качественного фильтра - пропуская те внешнеэкономические тенденции, которые способствуют развитию всего "большого пространства", и отсекая те, которые его ослабляют.

Современное евразийство в экономике - это применение тех же идей к нашей конкретной ситуации. Мы видим, что сегодняшний Евросоюз все больше и больше становится похож на "автаркийное большое пространство". Минимальный масштаб для европейских держав - это Евросоюз. Минимальный масштаб, необходимый для полноценного экономического развития России и других стран СНГ, - это Евразия, под которой следует понимать как постсоветское "большое пространство", так и цепь новых возможных кандидатов на интеграцию - от Болгарии, Сербии, Монголии, Хорватии до Китая, входящего в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). То, что происходит в странах СНГ, ЕврАзЭС, катализируемое сегодня инициативами вновь образовавшейся четверки, есть активная практическая проработка евразийской версии "автаркии большого пространства".

Роль Казахстана является одной из центральных, так как территориальная, экономическая, культурная ситуация в этой стране делает весь процесс подлинно евразийским, открывает колоссальные стратегические и экономические перспективы всем участникам этого процесса. Однако именно Россия сегодня должна взять на себя политическую функцию некоего стержня экономической интеграции с государствами, входящими в четверку, в ЕврАзЭС и в ШОС, так как Россия - демократическое государство, и наше законодательство более или менее приведено в соответствие с европейскими стандартами. Благодаря приведению теперь уже к российским (или евразийским) стандартам экономической деятельности сопредельных стран, активному сотрудничеству в правоохранительной сфере, можно будет избежать многих нежелательных процессов, неизбежно сопряженных с интеграцией. В любом случае дальнейшая дезинтеграция или "укрепление национально-государственного суверенитета", а также слишком прямолинейно понятая "защита национальных рынков" чреваты гораздо большими сложностями, нежели прогрессивное объединение.

В долгосрочной перспективе все выгоды проявят себя в полной мере. Но даже в среднесрочной перспективе, т. е. в течение десятка лет, мы сможем пожать первые плоды новой евразийской модели. Если интеграция будет осуществляться в том новом ритме, который задают сегодня президенты Путин и Назарбаев, то этот срок еще сократится.

Автор - директор Центра геополитических экспертиз,
председатель партии "Евразия"
Александр Дугин


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1090