Международное Евразийское Движение
Материалы | ''Евразийское Обозрение'' №5 | Католическая интервенция | 20.03.2003
    20 марта 2003, 13:15
 
Католическая интервенция

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ВАТИКАНА

ИСТОРИЯ ВОПРОСА по распределению канонических территорий между Русской Православной Церковью и Римским престолом уходит в глубину веков, к тому моменту, как в Европе произошла коронация Карла Великого (IX век), что было воспринято Византией как узурпация христианского единоначалия. С этого события началось серьезное расхождение Православной и Римской церквей, продолжавшееся вплоть до 1054 года, когда обе Церкви окончательно разошлись, причислив друг друга к категории инославия. С утратой конфессиональной близости в отношениях между Русской Православной Церковью и Римским престолом тем не менее возникает не прямая, но достаточно серьезная и глубокая система договоренностей, определяемая с точки зрения церковного права как концепция "канонических территорий". Это подразумевает закрепление за каждой стороной определённых областей, в которых осуществляется не просто окормление членов той или иной церкви (это может происходить везде), но активная прозелитическая (проповедническая) деятельность. Такая договорённость о разграничении своего рода зон влияния является основой позитивной церковной дипломатии и условием созидательного межконфессионального диалога между Москвой и Ватиканом. Формальным признаком присутствия для каждой из сторон является наличие епархий, которые организуются церковью на своей канонической территории, на которой так же учреждаются архиерейские (митрополичьи) кафедры. На чужой территории обычно ограничиваются приходами или "администратурами", которые подчиняются напрямую экстерриториальной иерархии.

Однако, несмотря на такой порядок межконфессиональных договорённостей двух церквей, сложившийся и закрепившийся на протяжении последних столетий, именно сегодня, в нарушение всех норм и правил, Ватикан решился на беспрецедентный шаг, объявив о намерении создать в ближайшее время для своих российских епархий единую церковную провинцию, которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Одновременно с этим вместо ныне действующих временных структур католической церкви (администратур) планируется основать епархии в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске. Подобное решение Ватикана грубо нарушает баланс церковной политики. И речь здесь идет далеко не об удовлетворении нужд католиков – они и так удовлетворены, а о фактическом объявлении России "зоной активного прозелитизма", "территорией прямых жизненных интересов Ватикана". Аналогом такого шага – представляющего из себя акт выражения враждебности относительно РПЦ и православной цивилизации – в политике может послужить "расширение НАТО на Восток" или объявление территории РФ зоной национальных интересов США.

Такое беспрецедентное нарушение представления о разделении на канонические территории, безусловно, имеет некий дополнительный смысл. Ватикан объясняет это необходимостью окормления паствы. Однако для всех очевидно, что простое окормление совершенно не требует создания метрополии и наличия администратур. Одновременно с этим создание подобной иерархии обозначает откровенное нарушение канонических территорий т.к. активизация миссионерского движения на дружественной территории не тождественна заботе о католической пастве, окормлять которую ни формально, ни неформально Русская Православная Церковь никогда не препятствовала. Чем же на самом деле может быть обусловлено данное решение папского престола? Для полноценного ответа на этот вопрос необходимо отойти от сугубо церковного права и обратиться к законам геополитики.

Нынешнюю стадию российско-европейских отношений можно характеризовать как выход на качественно новый уровень. Европа пересматривает клише холодной войны, во многом отказываясь от нормативов геополитики прошлого века, рассматривавших Царскую, а потом и Советскую Россию как абсолютного врага или восточную угрозу. По новому рассматриваются и вопросы сотрудничества в экономической области. Такое стратегическое геополитическое сближение с Европой меняет лик мира. В дальнейшем, если отношения между Россией и Европой продолжат развиваться такими же темпами, весьма вероятно создание совершенно нового блока, в результате чего стратегическая и политическая конфигурация мира и роль фактора американских интересов на Евразийском континенте может существенно ослабнуть. При наличии дружественно нейтральной России сама Европа превращается в принципиально иную геополитическую реальность, качественно отличающуюся от той, какой она была до 1945 г. При такой ситуации: отсутствие врага на Востоке, исчезновение образа агрессивной и антиевропейской России, – Америке будет гораздо сложнее удержать в зоне своих геополитических интересов европейское пространство, которое в союзе с Россией имеет возможность приобрести статус нового геополитического полюса. И интересы этого полюса – новой объединенной Европы скорее всего будут очень существенно отличаться от интересов США.

Именно в этот момент, когда на карту ставится стратегическая стабильность Европы и всего Евразийского континента, католическая церковь, которая является цивилизационным лицом Европы, своего рода колыбелью европейской культуры, делает такой русофобский, антироссийский, антиправославный шаг. А если учесть, что реальная международная политика основывается на многоуровневой системе взаимоотношений, включающей в себя и юридический уровень (установление границ и размещение военных баз), и культурное влияние, и уровень этнического и религиозного взаимодействия, то становится очевидным, что если это неоправданно конфликтное решение католицизма будет реализовано, то непременно приведет к серьезным трениям во взаимоотношениях. В этом свете заявление Ватикана о намерении создать на территории России митрополию католической церкви имеет особый геополитический смысл. С геополитической точки зрения, такой шаг приведет к обострению межконфессиональных и межцерковных отношений, что в свою очередь скажется на отношениях России с Евросоюзом, который в значительной мере отождествляет Ватикан со своей культурно-религиозной инкарнацией. Кому выгодно такое развитие событий? Кто вбивает клин не только между религиозными отношениями Европы и России, но и ставит под угрозу вероятный геополитический союз? Ясно, что это невыгодно России, но она не сможет не ответить на этот вызов, что повлечёт за собой охлаждение отношений в сфере политической. А это, в свою очередь, не в интересах европейской политической элиты, пытающейся освободиться от навязчивого контроля своего заокеанского куратора и вести самостоятельную политику. Реальная же причина в том, что сближение России с Европой однозначно негативно и отрицательно воспринимается США, чьи интересы значительно попираются.

Со времён холодной войны антикоммунистические настроения Америки всегда были на порядок сильнее любых европейских настроений любого периода по отношению к России, а взаимодействия США с Ватиканом наблюдались ещё в 80-х годах, когда усиление антисоветских настроений в Европе одновременно решало и задачи Ватикана по усилению своего влияния в коммунистической России и геополитические и стратегические задачи самой Америки. Очевидно, что истинные авторы этого шага не могли не понимать той цели, с которой это делалось – провоцирование срыва развития российско-европейских связей в интересах третьей силы. И такой силой с очевидностью являются США.

В любом случае Россия уже сейчас оказалась перед сложным выбором. Безответственный и совершенно несвоевременный шаг Ватикана, который вполне может привести к погромам и подъему антизападной волны в России (что негативно скажется на международной позиции Москвы и нанесет удар по Президенту Путину) и который не в силах предотвратить ни Церковь, ни власть, ставит под удар европейскую политику Кремля. Русская Православная Церковь и русские в целом, не смогут стерпеть вызова, но не имеют возможности адекватно ответить на него. Единственный выход – бросить все силы на то, чтобы дипломатическими шагами со стороны РПЦ МП и Российского Правительства убедить как политическое руководство объединённой Европы, так и руководство Ватикана в пагубности такого опрометчивого решения, не отвечающего ни интересам России, ни интересам Европы. От правильного понимания и трезвой реакции на геополитический вызов Ватикана зависит будущее не только народов России и Европы, но и в долгосрочной перспективе – всех народов Евразии.

Аналитический центр ARIES


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1085