Международное Евразийское Движение
Материалы | ''Евразийское Обозрение'' №5 | Вопрос о вступлении в ВТО | 20.03.2003
    20 марта 2003, 12:21
 
ВОПРОС О ВСТУПЛЕНИИ В ВТО

Фрагмент пресс-конференции Президента Ассоциации Российских Банков Сергея Егорова на тему: "Прогнозы развития финансово-банковской ситуации России в свете предстоящего вступления РФ в ВТО. Судьба евро на отечественном финансовом рынке".

(19 февраля, Москва, Пресс-центр информационного агентства "РИА Новости")

В нашем обществе, да и в среде бизнес-сообщества, существуют разные точки зрения на то, вступать или не вступать России во Всемирную Торговую Организацию. Мнения разделились – если и вступать, то когда и на каких условиях.

Это касается, прежде всего, товаропроизводителей всех отраслей, касается и сельского хозяйства, и сферы услуг. Для нас, для банкиров, важно, на каких условиях мы будем вступать в ВТО, поскольку финансово-банковские услуги попадут под регламентацию теперь уже не только национального законодательства, но и правил и законов, которые установлены в ВТО.

Конечно, полностью отрицать важность вступления России в ВТО было бы неверно, потому что преимущества международного разделения труда необходимо использовать. Смысл международного разделения труда заключается в том, что надо производить товары там, где это получается дешевле, и не подавлять собственного национального производства, где это невыгодно. Конечно, здесь примешиваются сомнительные моменты. Такие, например, как перераспределение рабочих мест между странами. Поэтому страны, вступающие в ВТО, пытаются выторговывать наиболее выгодные для себя условия вступления.

Итак, каковы положительные моменты вступления в ВТО?

Прежде всего, повышение имиджа России на мировой арене позволит в большем объёме получать иностранные инвестиции, в которых Россия нуждается, как известно, больше всего. По расчетам экономистов, для того чтобы у нас активно развивалась экономика, нужно инвестиций порядка ста миллиардов долларов в год. Мы сейчас вместе с отечественными источниками и иностранными инвестициями еле-еле набираем половину.

Из них прямые иностранные инвестиции составляют 4,6 миллиарда – это капля в море. Поэтому вступление в мировую систему позволяет России сказать, что мы подчиняемся общим цивилизованным правилам работы на торговом и финансовом рынках.

Плюсы от этого, я не буду перечислять, вы лучше меня знаете. Есть минусы, которые нельзя не учитывать при решении вопроса о вступлении в ВТО.

Это, прежде всего, рост импорта. У нас и сейчас продовольствие, которое мы с Вами кушаем каждый день, – наполовину импортное. Россия располагает колоссальными площадями, в том числе и очень хорошими плодородными землями. Как Вы, наверное, знаете, куб эталонной сельскохозяйственной почвы находится в Париже, и он из России, из Воронежской области. Тем не менее сложившаяся за годы советской власти экономическая система, принятая на государственном уровне, не позволяла использовать эти преимущества.

Если мы только не создадим благоприятных, в том числе в отношении международной конкуренции, условий для национального производства, вступление в ВТО грозит тем, что мы будем по импорту покупать больше и продовольствия, и одежды, и т.д. Здесь нужно опасаться падения отечественного производства, а затем и сокращение числа рабочих мест. С объёмами национального производства и занятости связаны и объем национального дохода, и поступление денег в бюджет. Только от реального труда людей, занятых в сфере материального производства, получаются дополнительная стоимость и доходы в бюджет.

Учитывать все "за" и "против" обязательно нужно.

Как Вы знаете, года три уже как ведётся конкретное обсуждение условий вступления России в ВТО. Мы говорим, что нас смущает, что мы хотели бы подправить, учитывая реальное положение в нашей экономике. Для того чтобы наше вступление в ВТО, с одной стороны, открыло возможности для более активного развития отечественного производства товаров и услуг и повышения их качества, с другой стороны, мы не хотим оказаться в таком положении, что там вместо плюсов мы будем иметь одни минусы.

Если переложить все это на деньги, сколько же мы выиграем в деньгах при вступлении в ВТО? Подсчетов таких точных нет. Например, союз промышленников называет такую цифру: будем с плюсом в 4-5 миллиардов долларов ежегодно. Однако там, думаю, не учтены в деньгах все минусы, поэтому вопрос достаточно спорный. Это одно из главных возражений противников вступления в ВТО.

Теперь что касается банковской системы. Недавно, в конце декабря, премьер России г-н Касьянов и председатель Центрального Банка г-н Геращенко подписали стратегию развития банковского сектора на ближайшие 5 лет. Там написано: приток иностранного капитала, имеющего солидную репутацию, рассматривается в качестве важного фактора для развития банковского сектора страны. Это определило позиции государства по данному вопросу. И банковское сообщество и коммерческие банки, работающие на рынке, в целом поддерживают этот тезис.

Но всё-таки сказать, что всё уже решено, было бы скоропалительно. Сейчас главный вопрос состоит в том, хочет ли Россия иметь свою собственную банковскую систему, где бы национальный компонент в капитале, удельный вес его был бы преимущественным.

Я сейчас не определяю проценты – 15, 20 или 30 %. Наша точка зрения такова: Россия – огромная страна, одна из ведущих стран мира с огромной территорией, огромной экономикой, в перспективе эта экономика будет расти и развиваться. Учитывая все эти обстоятельства, мы должны строить такую банковскую систему, где капитал отечественных банков был бы больше 50%.

Это совершенно ясно даже с позиции экономической безопасности. В странах Восточной Европы, союзных нам во времена социализма и входивших в СЭВ, сложилась такая обстановка, что в капитале банков этих стран от 60 до 80% составляет иностранный банковский капитал. Для небольших стран, стремящихся в НАТО, Европейский Экономический Союз, эта позиция достаточно понятна.

В нашем случае подобная перспектива привела бы к потере экономической безопасности: нужно иметь в виду, что мы не Чехия, Словения, не маленькая страна. Нам нельзя идти по такому пути, когда по принципиальным экономическим вопросам, что касается финансирования и кредитно-денежной политики, опускаться до того, чтобы решение об этом принималось где-нибудь в Лондоне, Нью-Йорке. А так и случится, если только у нас не будет своей национальной банковской системы.

В свое время мы поставили вопрос перед бывшим президентом Б. Ельциным в начале 90-х годов, что нам нужен мораторий на два года, чтобы создать первые ростки банковской системы. Тогда такое решение было принято. Позднее, когда у нас была создана банковская система, хотя и слабая, мы сказали, что нам выгодно, когда иностранные инвестиции притекают в банковский бизнес.

В то время Центральный Банк установил квоту в 12% в общем банковском капитале, но это было на год. Мы и сейчас считаем, что иностранный капитал должен быть в банковском бизнесе. Я об этом говорю потому, что это напрямую связано с нашей позицией относительно вступления в ВТО. Конечно, будет большая конкуренция, но не нужно воспринимать это как недостаток, потому что конкуренция – двигатель торговли, прогресса. Я сам был председателем государственного банка РФ и знаю, что отсутствие конкуренции сказалось отрицательно в прошлом.

Нам нужно время для капитализации нашей банковской системы. Мы против того, чтобы иностранные банки, которые не являют ся резидентами в России, принимали деньги от физических и юридических лиц России, переводили их за рубеж и там использовали по своему усмотрению. Нам нужна капитализация собственной банковской системы.

Кроме того, в вопросе о штатах иностранных банков мы считаем, что в рамках политики создания рабочих мест для наших российских граждан, их участие в работе иностранных банков должно составлять не менее 75 %. А в управляющем органе – не менее 50%.

Расскажите о судьбе евро и о прогнозах на реакцию других валют после вступления России во ВТО?

Для начала несколько цифр: в обслуживании международной торговли доля евро составляет пятнадцать – семнадцать процентов, доллара – более пятидесяти процентов. По данным Европейского Центрального Банка, международных банков, доля евро составляет около двадцати двух процентов, доллара – пятьдесят один процент.

Если говорить об операциях на валютном рынке, то с долларом работают более 90 процентов участников, поэтому пока доллар имеет крепкие позиции. Но мы приветствуем появление новой валюты евро. Я не беру политические аспекты, потому что они по-разному оцениваются – в политике Европа становится единой страной. Но есть и противники евро, говорящие о защите национальной и культурной самобытности. Но тем не менее факт состоялся – евро существует и используется во всех странах, в том числе и в России как серьезная международная денежная единица. Появление евро для нас очень важно, так как мы торгуем в большинстве случаев с европейскими странами. Поэтому в этом случае нам удобнее работать с евро.

Я назвал эти цифры не случайно, так как инерция – достаточно серьезный фактор, так как по-прежнему контракты по конкретным сделкам заключаются в долларах, а поскольку Россия торгует в основном энергоносителями, то по сложившейся традиции эти контракты заключаются в долларах, так как это биржевые товары, стоимость которых рассчитывается в долларах.

Аргументы за: с первых моментов появления евро мне посчастливилось, когда еще шла дискуссия по поводу введения новой валюты, я встречался с Г. Колем, который считается отцом этой идеи. Он рассказывал, почему надо вводить евро. В России два фактора: первый – это вышеупомянутый характер внешней торговли, а второй – если евро зарекомендует себя в качестве крепкой международной валютной единицы, то у многих стран появится хорошая возможность иметь в качестве резервной валюты именно его. Сейчас пока более 90 процентов государственных банков стран держат в качестве резерва доллар, однако появилась, в том числе и в России, часть резервов и в евро. Значит, появляется конкуренция – доллар ослабевает пропорционально усилению единой европейской валюты. Речь не идет о том, чтобы искусственно создать новую денежную единицу, потому что основой является крепкая экономика этих стран. Любая денежная единица, в том числе и национальная, базируется на крепости экономики.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1082