Международное Евразийское Движение
Аналитика | Г. Борисов | Куда зовет труба? | 18.03.2003
    18 марта 2003, 19:10
 

Релевантные ссылки:

Метафизика и геополитика природных ресурсов (А. Дугин)

КУДА ЗОВЕТ ТРУБА?

Глеб Борисов
Эксперт Центра геополитических экспертиз

Россия захлебывается нефтью. Совершенно сумасшедшие цены на «черное золото» (вот уже второй месяц они без малого на 50% превосходят параметры, зафиксированные в бюджете страны) побуждают нефтяников активно наращивать добычу. Однако трубы, как известно, не резиновые, и вот 7 марта было объявлено, что трубопроводная госмонополия «Транснефть» сокращает прием нефти на 100 тыс. т. в сутки.

Столь резкие и радикальные меры были вызваны погодными безобразиями в районе крупнейших нефтеэкспортных терминалов – Новороссийска и Приморска (штормы в первом случае, основательно промерзший Финский залив во втором). К концу месяца ожидается, что острота кризиса снизится, и ограничения будут отменены. Однако проблема дефицита нефтеэкспортных мощностей, тем не менее, требует безотлагательного решения.

Именно рассмотрение различных вариантов транспортировки сырья оказалось центральной темой заседания Правительства РФ, состоявшегося 13 марта и посвященного стратегии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Конкурируют два маршрута: Ангарск – Находка и Ангарск – Дацин.

Первый разработан «Транснефтью» и активно лоббируется Японией, рассчитывающей благодаря российской нефти уменьшить свою зависимость от ближневосточного сырья. Второй отстаивают ЮКОС и Китай. Главное преимущество «находкинского» варианта в том, что поставки можно морем осуществлять во все страны Азиатско-Тихоокеанского региона и даже в Америку, а не только в Китай, как в «дацинском» случае. Кроме того, трасса пройдет, через всю Восточную Сибирь и станет осью освоения ее нефтегазовых ресурсов. Посему, с точки зрения долгосрочных государственных интересов все ясно, однако есть еще и реальность текущего дня. А она такова: «юкосовский» вариант почти вдвое дешевле, поскольку практически во столько же короче. Соответственно, и построен данный нефтепровод может быть значительно быстрее. Правда в перспективе Россия может столкнуться с ценовым диктатом, но зато сегодня китайцы обещают самостоятельно соорудить участок, который пройдет по их территории. Да и ЮКОС гарантирует заполнение именно этого, а отнюдь не альтернативного маршрута.

Вот такие варианты, «двоих «боливар» не вынесет». Китайцы готовы в год «переваривать» 30 млн т. нефти, а «находкинский» маршрут будет рентабелен только в случае если по нему за тот же отрезок времени будет перекачиваться 50 млн т. сырья. Но выйти на уровень добычи 80 млн т. в Восточной Сибири удастся очень нескоро. Стало быть, надо выбирать или-или.

Минэнерго, правда, предлагает оба маршрута объединить, что, по мнению чиновников, снизит издержки, однако откуда взять требующиеся объемы, так и не ясно. Имеется в виду, похоже, что пока будет идти строительство, они может быть, появятся. И все же, скорее всего, этот третий, компромиссный вариант, придуман, чтобы японцев резким отказом не обидеть. В общем, судили-рядили в Правительстве и постановили, что окончательное решение к маю вызреет.

На «западном фронте» противостояние государственного интереса и частной инициативы приобретает, похоже, еще более острые формы. У нефтяников имеется сильнейшее желание порушить госмонополию на транспортировку нефти. Еще в конце минувшего года ЮКОС, ЛУКОЙЛ, ТНК и «Сибнефть» (несколько позже к четверке присоединился «Сургутнефтегаз») презентовали проект нефтепровода Западная Сибирь – Ухта – Мурманск, планируемой мощностью 80 – 120 млн т. нефти в год. Построить его нефтяники предлагали за собственный счет и владеть им намеревались в дальнейшем совместно. Во время визита в Мурманск Михаил Касьянов заявил, что все нефтепроводы и старые и новые будут принадлежать государству. Удивленные и раздосадованные подобным демаршем обычно вполне покладистого премьера, олигархи, вроде смирились и предложили в таком случае хотя бы отменить на данном маршруте принцип равнодоступности нефтепроводов для всех поставщиков и установить особые льготные тарифы. На этот счет ответа пока не последовало, однако, похоже, от идеи частного нефтепровода инициативная группа тоже не отказалась.

В самых разных СМИ и сами нефтяники, и эксперты, и даже некоторые политологи принялись рассуждать о благотворности создания «конкуренции» в сфере транспортировки нефти. Аргументы их внешне безупречны. В самом деле, кому будет хуже от того, что нефтяники на свои деньги проложат трубу, будут качать по ней сырье, которое ныне из-за ее отсутствия без толку в земле пропадает. Будут многие миллиарды долларов налогов платить, и всем станет жить лучше и веселей. Перспектива самая радужная, почему же президент «Транснефти» Семен Вайншток недавно заявил, что отдать в частные руки нефтепровод все равно, что сдать в аренду участок государственной границы?

Дело в том, что по территории России и сейчас уже проходит один частный нефтепровод – КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Вступил в строй он чуть больше года назад, однако опыт его эксплуатации уже позволяет сделать некоторые выводы. И главный из них таков: когда хозяева трубы сами себе устанавливают тариф на перекачку, у них имеется возможность сформировать его таким образом, чтобы налоговые отчисления были минимизированы. Учет перекачанных объемов, тоже, кстати, можно так организовать, чтобы затраты на строительство возместить в кратчайшие сроки.

Да и вне зависимости от формы собственности целесообразность прокладки «мурманской трубы» вызывает законные сомнения. Главным адресатом нефти, которой предстоит отправиться в танках океанских судов от мурманского причала, называется Америка. Потребности Европы вполне может удовлетворить, построенная «Транснефтью» Балтийская трубопроводная система (БТС). Сейчас по ней перекачивается 12 млн т. в год, а после планируемого расширения ее пропускная способность возрастет еще на 30 млн т.

Весь «огород городится», таким образом, исключительно ради поставок в США. Но если Европа давний, надежный партнер, Китай дает твердые гарантии закупки сырья, да и Япония готова предоставить таковые, то Америка не обещает ровным счетом ничего. Буквально только что в России побывал министр энергетики США Стенли Абрахам. Он в целом «мурманский проект» одобряет и поддерживает, даже что-то про инвестиции намекает, но в то же время заявляет вполне определенно: «Мы не можем диктовать американским покупателям, сколько и у кого покупать». Как говорится, без комментариев.

Так что же нефтяники какую-то авантюру задумали? Вовсе нет. Просто мыслят они уже давно транснациональными, а вовсе не «убогими» государственными категориями. И пекутся уж конечно не о благосостоянии народонаселения, а о процветании собственных империй. Ведь если после окончания войны в Ираке нефть серьезно упадет в цене, поскольку ее, цену то есть, диктовать будет Америка, олигархи смогут сохранить высокие прибыли за счет увеличения объемов поставок. Государству же об интересах, которого так «пекутся» нефтяники перепадать в виде налогов будут крохи. Экспортные пошлины наверняка будут снижены до минимума. Как же, ведь, цены упали, бедным нефтяникам нечего инвестировать в развитие, а не будет развития нефтяного сектора – совсем пропадем. И что характерно, петь эти жалобные песни будут все те же эксперты и политологи, что сегодня отстаивают идею частного нефтепровода.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1073