Международное Евразийское Движение
Материалы | Итоги конференции "Россия 2003: выборы и религиозные конфессии" | 02.03.2003
    2 марта 2003, 19:32
 
Пресс-центр партии "Евразия" - press-center@evrazia.org

«Россия 2003: выборы и религиозные конфессии»

(Пресс-релиз)

1 марта 2003 г. в «Президент отеле» состоялась конференция «Россия 2003: Выборы и Религиозные Конфессии», организованная политической партией «Евразия». В конференции приняли участие представители всех традиционных конфессий, эксперты, представители других политических партий.

Основной целью конференции стало выяснение отношения основных традиционных конфессий России к политическим партиям и оценка перспектив сотрудничества между конфессиями и партиями в свете предстоящих выборов.

Конференцию открыл доклад заместителя руководителя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, Отца Всеволода (Чаплина), который озвучил официальную позицию Русской Православной Церкви по отношению к политике: «Любая попытка политически ангажировать церковь означает попытку её расколоть».

Тем не менее, в развитие темы, Отец Всеволод пояснил, что «Когда мы соприкасаемся с политическими организациями, слышим о тех или иных их инициативах, участвуем в их мероприятиях в качестве наблюдателей, мы всегда говорим ещё об одной важной составляющей подхода церкви к отношениям с этими организациями.

Речь идёт о том, что не оказывая им политической поддержки, церковь в то же время открыта к общению и к сотрудничеству с любой из них. Это не зависит от политического спектра, это тем более не зависит от религиозной ориентации той или иной политической структуры, и отношения с ними строятся в интересах страны, в интересах людей и, естественно, в интересах самой церкви.

Мы открыты к сотрудничеству с любой политической силой в делах общеполезных для страны, народа и церкви».

Основная мысль конференции была раскрыта в докладе председателя партии «Евразия» Александра Дугина: «Конфессиональный фактор на грядущих выборах будет играть роль, намного превосходящую ту, что он играл четыре года назад. Религиозное самосознание становится устойчивым фактором коллективной идентификации широкого слоя российских граждан.

Так постепенно религии заполняют идейный вакуум, образовавшийся с крахом советской марксистской идеологии. В этом проявляется и ответ россиян на вызов глобализации: те, кто не хотят становиться «общечеловеками», начинают позиционировать себя как «православных», «мусульман», «буддистов», «иудеев» России. Конфессиональная принадлежность становится важнейшим элементом национального самосознания. Это не преминет сказаться на результатах выборов.

Такой поворот ставит ряд вопросов: Перед традиционными религиозными институтами – как отозваться на возрастающий социально-политический запрос граждан, взыскующих веры? Перед политическими партиями – какую позицию занять в выборной ситуации в отношении традиционных конфессий? Перед властью – как отнестись в административно-правовом аспекте к возрастанию социально-политического влияния религий на общественную жизнь, какие правовые механизмы задействовать?»

Вслед за Александром Дугиным тему важности религиозного фактора развил директор «Фонда Эффективной Политики» Глеб Павловский, который подчеркнул важность конфессиональной поддержки для российской власти и Президента Владимира Путина, в частности:

«Мы ожидаем, что церковь и религиозные конфессии будут за формирование по итогам выборов «партии большинства», - заявил Глеб Павловский. — Эта партия потом сформирует правительство, опирающееся в своих действиях на интересы, запросы и чаяния народа. Формальным или неформальным лидером «партии большинства» должен быть Владимир Путин. Он ведёт честную политику, стремится к миру, и к нему не имеет претензий ни одна религиозная конфессия»

Помимо партии «Евразия» инициатором и организатором конференции стало Центральное Духовное Управление Мусульман России. Доклад Верховного Муфтия, лидера Центрального Духовного Управления Мусульман Талгата Таджуддина, отсутствовавшего из-за болезни, зачитал Тахир-хазрат Саматов, председатель РДУМ ХМАО. В своём докладе Талгат Таджуддин подчеркнул тот факт, что ислам, как религия – открыт политике: «Исламская традиция рассматривает политическую систему как ценность, и стремится к такому политическому устройству, которое было бы основано на справедливости, добре, чести, труде, взаимной поддержке.

Протестантская этика, либерализм, социал-дарвинизм и его политические выражения чужды мусульманской этике. Это во многом влияет на политические симпатии мусульман: нам близки идеи социальной справедливости, общинного труда, трудовой этики, обязательной помощи богатых и преуспевающих бедным и обездоленным».

В отношении предстоящих выборов Талгат Таджуддин заявил, что: «Российские мусульмане сегодня пробуждаются, их интересует и религия, и политика, и общественные проблемы. На предстоящих выборах, я уверен, они будут активны, мобилизованы и в основном солидарны. Я убежден, что мы дадим решительный отпор экстремистам, окажем существенную поддержку созидательным, патриотическим силам России, её Президенту, всем поборникам национальной идеи».

В то же время, в своём докладе Верховный муфтий сделал и оговорку – какие силы, скорее всего, поддержаны не будут: «нам, мусульманам, близки те партии, которые ставят социальную справедливость во главу угла. При этом, естественно, будучи верующими и стремясь к возрождению религии, мы отвергаем партии левого экстремизма, проповедующие атеизм и марксизм – такие как КПРФ. Нам ближе всего евразийский подход и левый центр».

Своё приветствие прислал и лидер российских иудеев, Адольф Шаевич, отметив, что «не сможет принять личное участие в работе конференции по религиозным требованиям, т.к. 1 марта – это суббота» он в своём приветствии, касаясь темы предстоящих выборов, указал на то, что «мы живём в единой семье разных народов, религий и традиций. И одной из первоочередных задач является поиск оптимальной модели взаимодействия политических партий и религиозных организаций. Поэтому представители всех конфессий, видные политические деятели и руководители партий и движений, должны проявить свою активную гражданскую позицию по отношению к предстоящим парламентским выборам».

Далее с докладами выступили Координатор «Объединения буддистов Калмыкии» Дорджи Лама, Директор «Института политических исследований» Марков Сергей Александрович, Член экспертного совета «Первого канала» Малютин Михаил Валентинович, Член аналитическое управления Совета Федерации РФ Юсуповский Александр Максимович, главный секретарь Евангелической Церкви Ингрии Прилуцкий Александр Михайлович и др.

В завершение конференции выступил член Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым союзам, сопредседатель координационного совета НПСР Глазьев Сергей Юрьевич. На конференции так же присутствовали депутат Государственной Думы Владимир Семаго и директор «Независимой издательской группы» Виталий Третьяков.

В итоговой резолюции, принятой участниками конференции «Россия 2003: выборы и религиозные конфессии» в частности были отмечены следующие пункты:

    - В выборной ситуации межконфессиональные вопросы приобретают особое значение. Пыл предвыборной борьбы вполне может привести к стремлению некоторых политических сил использовать религиозный фактор в своих целях. Нельзя исключить и межконфессиональных трений, которые способны спровоцировать определенные партии и их лидеры.

    - В связи с этим следует подчеркнуть: представители всех традиционных российских конфессий (Православие, ислам, буддизм, Иудаизм) единодушно утверждают о недопустимости использования религиозных вопросов в целях предвыборной борьбы. Политический и партийный выбор – это свободное дело каждого российского гражданина.

    - Вместе с тем, представители традиционных конфессий заведомо осуждают любые попытки нагнетать межконфессиональные трения; что бы ни заявляли экстремисты, никакой поддержкой в религиозных институтах они не имели и иметь не будут.

    - Законодательство РФ запрещает создание партий на конфессиональной и этнической основе. Но те политические партии, которые настаивают на углубленном и созидательном межконфессиональном диалоге, открыто провозглашают традиционные религиозные ценности своими приоритетами, не могут не вызывать к ним положительного отношения.

    - Духовные деятели традиционных конфессий имеют свои партийные и политические пристрастия, верующие, как и остальные члены нашего общества, могут и должны активно участвовать в социально-политической жизни. Но во всех случаях выбор останется на совести каждого конкретного человека: поддерживая то или иное политическое течение, верующие поступают так от своего собственного имени, а не от лица религиозного института – в таком качестве, личном, они участвуют и в жизни различных партий.…


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1026