Международное Евразийское Движение
Материалы | Глеб Борисов|Латвия | Осада Вентспилса|21.02.2003|
    21 февраля 2003, 13:33
 
Глеб Борисов
(Эксперт Центра Геополитических Экспертиз)

Осада Вентспилса или носки вместо нефти

С распадом Советского Союза Россия утратила нефтяные терминалы на Балтике. Для молодых, растущих экономик Латвии, Литвы, Эстонии платежи за транзит российского сырья стали очень неплохим подспорьем. Видимо в отместку за «оккупацию», тарифы они устанавливали совершенно немилосердные. Особенно этим отличались потомки латышских стрелков. Последние десять лет порт Вентспилс процветал. Но в начале 2003-го халява закончилась. Русло нефтяной реки пересохло.

Осушило его постановление российской правительственной комиссии по доступу к экспортным магистральным нефтепроводам. Ее глава Виктор Христенко огласил приговор: Вентспилс исключен из графика поставок на первый квартал.

Собственно еще в прошлом году объемы экспорта по латвийскому маршруту сократились наполовину. Произошло это благодаря запуску в декабре 2001 года Балтийской трубопроводной системы (БТС), имеющей конечным пунктом возведенный «с нуля» нефтепорт Приморск. Судя по всему, этому маленькому городку на берегу Финского залива в ближайшие годы предстоит превзойти по объемам перевалки Новороссийск. Если за истекший год по БТС было перекачано 12 млн т. нефти, то через пару лет, после масштабного расширения системы (соответствующие работы должны начаться уже грядущей осенью) объемы перекачки возрастут еще на 30 млн т.

То, что способствовать процветанию не шибко дружественных соседей, да еще в ущерб себе, мягко говоря, неразумно российское руководство поняло давно. Первое распоряжение Правительства РФ относительно необходимости создания собственной нефтеэкспортной структуры на Балтике аж в 1993 году подписал незабвенный Виктор Степанович. Однако строительство началось только в 2000–ом. Даже, учитывая традиционную российскую манеру «медленно запрягать», объяснить такую вопиющую неторопливость в решении столь важного вопроса одними особенностями национальной психологии не получается.

Прекрасно осознавая нависшую угрозу, выражаясь дипломатическим языком, «определенные силы» делали все для того, чтобы проект БТС реализован не был. Задействованы были и экологи, и российские чиновники. О прямом саботаже, осуществлявшемся в отношении проекта, говорил в своем выступлении, посвященном запуску Балтийской трубопроводной Владимир Путин. И даже после завершения строительства активность противников нового нефтяного маршрута не снижалась. В прессе сопредельных государств была развернута кампания, целью которой было доказать, что терминал в Приморске является угрозой для экологии Финского залива.

В течение первого года работы разного рода делегации в Приморск приезжали в среднем два раза в месяц. Здесь побывали представители финских экологических служб и администраций пограничных регионов, дипломатических миссий аккредитованных в ленинградской области и даже – президент Финляндии собственной персоной. Несмотря на то, что уроженцам «страны тысячи озер» выносить беспристрастное суждение было нелегко (Приморск – конкурент финского порта Порвоо), пришлось признать, что с экологической точки зрения терминал безупречен.

Год успешной работы БТС доказал, что, во-первых, маршрут весьма востребован нефтяниками (на проектную мощность система вышла с первого месяца), а во вторых – технологии, применявшиеся при строительстве и используемые при эксплуатации, позволяют свести риск загрязнения окружающей среды к минимуму.

Что же остается латышам? Выбор у них небогатый. Вице-президент, построившей БТС российской государственной компании «Транснефть» Сергей Григорьев, отвечая на вопросы корреспондента одной латвийской газеты, обозначил перcпективы с предельной ясностью. Почему российская нефть по-прежнему отгружается через литовский порт Бутинге - потому что акционером данного предприятия является отечественная компания ЮКОС. А вот в структуре акционерного капитала порта Вентспилс российское участие не обнаруживается. Вот и делайте выводы уважаемые – либо «Транснефть» становится владельцем крупного пакета акций, либо – «можете в порту пляж устраивать». Еще господин Григорьев посоветовал латышам «вязать носки, выпускать трикотаж, а про транзит нефти забыть». Причем, что характерно, «живых» денег за акции «Транснефть» не предлагает. Для того, чтобы без ущерба для Приморска активизировать направление на Вентспилс, необходимо вложить в модернизацию трубопроводной системы 143 миллиона долларов. Вот и все. Будут они вложены или нет, зависит от латвийской стороны.

Пока мэру Вентспилса господину Лембергсу трудно смириться с этой беспощадной логикой. Опять таки, призрак «оккупации», наверное, мерещится. Объявлено, что в Вентспилсе намереваются модернизировать железнодорожные эстакады, дабы создать условия для увеличения объема поставок «черного золота» по стальным магистралям. Однако, данный способ транспортировки значительно дороже трубопроводного. Пока цена на нефть держится на нынешнем запредельном, обусловленном военными ожиданиями, уровне такой вариант может устроить поставщиков, в дальнейшем же перспективы у него весьма невеселые. Соответственно, большинство экспертов и аналитиков полагают, что сдача на милость победителю – вопрос времени.

нефтяной порт в приморске

Релевантные ссылки:

Нефтяная компания "Лукойл"

Нефтяная компания "Юкос"

Нефтяная компания "ТНК"

Нефтяная компания "Транснефть"

Нефтяная компания "Сибнефть"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1004