Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Поиск 
 
                             

20 апреля, суббота Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта
    [схема проезда]
  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи

    Русская вещь

    Евразия-ТВ
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Рейтинг@Mail.ru
    Реальная страна | Красноярский край | 10.06.2003  Напечатать текущую страницу
    По материалам сайта Новосибирского Государственного Университета

    Ненцы

    Ненцы в настоящее время самый крупный из самодийских по языку народов. Название "ненцы" происходит от слова ненец - "человек". Данное самоназвание принято как официальное название всей народности. У ямальских ненцев встречается другое самоназвание - хасава - "мужчина". Устаревшее название ненцев у русских - самоеды и юраки . Первое название было распространено на Европейском и Обском Севере, второе - на Енисейском. До XIX в. первое название звучавшее как "самоядь", "самоди" распространялось также на энцев и нганасанов.

    Ненцы - коренное население 3 автономных округов: Ненецкого Архангельской области, Ямало-Ненецкого Тюменской области и Таймырского (Долгано-Ненецкого) Красноярского края. Ненцы живут также в Ханты-Мансийском авт. округе Тюменской области, Мезенском р-не Архангельской обл., и на Севере Коми ( так называемые колвинцы или яранцы).

    Выделяются группы тундровых и лесных ненцев. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы. Относятся к уральской переходной расе. Ненецкий язык входит в самодийскую группу уральской семьи. Подразделяется на два диалекта: тундровый на котором говорит большинство ненцев, и лесной. Хотя различия между диалектами сводятся в основном к фонетическим особенностям, они настолько велики, что взаимопонимание представителей обоих диалектов сильно затруднено.

    Релевантные ссылки:

    Описание обычаев и
    образа жизни чукчей

    Эвены



    На тундровом диалекте говорит 95% ( 33 тыс. чел.) ненцев, расселенных на территории площадью 1 млн кв. км. от Архангельска до Таймыра. При этом представители самых отдаленных друг от друга (крайневосточных и крайнезападных) говоров без труда понимают друг друга. Лесные ненцы, численность которых составляет около 1 тыс. чел. на территории площадью 40-50 тыс км. кв., используют целый ряд говоров, которые давно утеряли единство как между собой так с говорами тундрового наречия. Письменность на основе русской графики.

    История ненецкого народа

    Как и другие северосамодийские народы ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении I тыс. н.э. под давлением тюрок, гуннов и других воинств кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области и Притоболья, предгорья Алтая и Саян, передвинулись на Север, в таежные и тундровые зоны Заполярья и Приполярья, ассимилировав аборигенное население - охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Ненцы, как этническая общность сложились из множества этнических компонентов. На начальных этапах ее формирования, в нее вошли самодийские племена, расселенные в прошлом на значительной территории, охватывающей верховья Иртыша и Енисея. Далее во время продвижения по таежной зоне междуречья Оби и Енисея, предки ненцев вступили в контакт с аборигенным или пришедшим ранее самодийцев населением, этническая принадлежность которого возможно была угорской. В зоне тундры предки ненцев встретились с древним протоуральским населением приполярной зоны, к востоку от от Урала близким к юкагирам, к западу от Урала - с протосаамами.

    С XVII в. предки современных ненцев вступают в длительные контакты с коми, энцами, хантами, селькупами , русскими, в связи с чем их культура претерпевает известные изменения. В это время происходит дальнейшее приспособление ненцев к условиям Арктики.

    Первые письменные сведения о ненцах у русских относятся к 1096 году, упоминанием в летописи Нестора.

    В XVI в., с широким продвижением русских на восток, царское правительство строит на ненецких территориях ряд опорных пунктов - острогов, городков(Берёзов-1593, Обдорск-1595, Сургут-1594, Мангазея-1601, Туруханск-1607г.) Здесь начались регулярные торговые сношения ненцев с русскими. В быт и производство ненцев проникли новые технологии и предметы быта: огнестрельное оружие, сети, металлические изделия, ткани.

    В 70-х гг. XIX в. царское правительство начинает переселение ненцев на Новую Землю. Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую природными ресурсами землю, издавна принадлежавшую России.

    Одежда

    Мужская одежда. Мужской верхней одеждой у всех групп ненцев была малица - глухая одежда и пришитым капюшоном. Шилась преимущественно из шкур молодых оленей. Малицу делали из двух шкур мехом внутрь; она представляла собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивали камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одевалась через голову. В Канинской и Тиманской тундрах была распространена малица без капюшона, с высоким стоячим двойным воротником мехом наружу. Капюшон заменяла шапка. Такая малица кроилась из двух шкур в бока вставлялись дополнительные полотнища, перегнутые вдоль.

    Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Малица носилась на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени шились из ровдуги. В середине XIX в. в обиход вошли покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти полностью вытеснившие ровдужные.

    В сильные холода и при снегопаде поверх одевался совик , известный у русских также под названием "гусь". Эта одежда шилась мехом наружу и отличалась по покрою от малицы. Совик был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.

    Обувь. Обувью служили торбаса или пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названием "чижи", "тяжи". Женская обувь отличалась только деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичей шкуры или обычные, но уже поношенные. Летней одеждой служили старые малицы или суконные совики. Специальной летней одежды не было.

    Женская одежда. Женской являлась ягушка. Шилась из оленьего меха в виде двойной распашной шубы, мехом наружу или внутрь. Ягушка имела низкий воротник из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Летней одеждой служила аналогичная одежда из сукна.

    Женской верхней одеждой большеземельских и восточных ненцев являлась шуба (паны) - распашная, длинная, широкая, прямоспинная, двойная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Верх и подклад шубы делали из оленьего меха; к рукавам пришивали рукавицы.

    Шубу орнаментировали полосками узоров, выполненных меховой мазаикой, причем полоски вшивали вдоль всех основных швов одежды. Подол шубы оторачивали широкой полосой короткошерстного оленьего меха. Подобной же полосой меха надставляли полы шубы. К воротнику пришивали опушку из собачьего или песцового меха. При надевании шубы правая пола заходила на левую, и подпоясывалась.

    Головные уборы. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись металлические (медные) прорезные бляхи и бусы.

    Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом, белые или темные совики - (у мужчин), пимы из пестрых камусов.

    Украшалась одежда вставками широких вертикальных и горизонтальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде. Широко распространены покупные металлические украшения: узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы, бусы и совсем редко - бисер.

    Мужчины чаще всего постригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение (судыр), с подвешенными к нему металлическими цепочками.

    Орнамент. Ненецкий орнамент примыкает к простейшим ханты-мансийским узорам. В его составе встречаются полосы, квадраты и рогообразные фигуры, треугольники, зигзаг, кружки. Широко используются мех и цветные сукна. Орнаментом покрываются предметы одежды, мешки , сумки, изделия из кости и дерева. Резьба по кости и дереву имела сравнительно небольшое распространение. Из костяных изделий украшали орнаментом лишь некоторые части упряжи, из деревянных - трубки и колотушки для выбивания снега из меховых вещей. У западных групп ненцев была развита инкрустация по дереву оловом или свинцом. В последнее время инкрустация почти забыта.

    Средства передвижения

    Нарты. Основным средством передвижения ненцев была оленья упряжка. Нарта (хан) изготовлялась из ели или березы. Нарты всех самодийских народов похожи по конструктивным особенностям и относятся к одному типу, отличаясь от оленных нарт народов крайнего востока - чукчей и коряков.

    Нарты состоят из из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 - 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, укреплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты имелся досчатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем у грузовых, копылья. Различались нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т.к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар), более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.

    В легковую нарту запрягалось веерообразно от 2 до 6 оленей. Ездок размещался с левой стороны. Управление осуществлялось при помощи тонкого длинного шеста (тюр) и одной вожжи прикрепленного к недоуздку крайнего левого оленя. Управление вожжой с левой стороны характерно для всех самодийских народов.

    Грузовых нарт различалось несколько видов. Все они отличались по размерам и некоторым особенностям конструкции, а так же по назначению. Из грузовых нарт составлялись целые обозы. Во главе шла легковая нарта, к задку за шею привязывалась пара оленей, запряженных в грузовые нарты.

    Всеми видами нарт пользовались в течение всего года.

    Лыжи. Для ходьбы по глубокому снегу использовали лыжи двух типов (главным образом в лесотундре и тайге). Тундровые ненцы лыжами не пользовались. Ненецкий термин для лыж - ламба.

    - Лыжи подклеенные камусом (пена ламба - пена- "камус"); Лыжи, подшитые шкурой ( хоба ламба - хоба - "шкура").

    - Голицы - лыжи без меховой подбивки (пяй ламба), пя- "дерево".

    Лодки. Лодки были необходимы при рыбной ловле, морской охоты, путешествий водными маршрутами. Использовались лодки разных типов: большие, шитые из досок были заимствованы у русских. Широко были распространены долбленые челноки из осины или кедра. Пользование парусом (обычно прямым) было распространено на островах, по морскому побережью и в низовьях больших рек.

    Верования

    В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов-"хозяев". Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя - "мать земля", которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.

    Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, (например, водяному хозяину жертва опускалась в воду) или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах. Жертвоприношения выражались и в "кормлении" изображений духов. При неисполнении просьб духов наказывали и "оставляли без пищи".

    Шаманство. Значительную роль у ненцев играло шаманство. Однако магические действия мог производить не только шаман. Ранее можно было наблюдать остатки семейного шаманства: камлание с бубном иногда производились и простыми смертными. Семейное шаманство, по-видимому, уничтожило выделение профессиональной группы шаманов.

    Шаман считался избранником духов. Функции шаманов были весьма разнообразны: лечение больных, предсказание будущего, помощь в промысле, похороны и проводы души покойного. У ненцев в зависимости от выполняемых функций существовали различные категории шаманов.

    Специальное полное шаманское облачение сохранилось в XIX в. лишь у восточных ненцев, у западных имелась только особой формы шапка.

    Шаманы взимали плату за камлание. Размеры платы колебались от пары рукавиц или оленьей шкуры до нескольких оленей.

    Бубен. Основным атрибутом шаманов был бубен. Ненецкое название - (пензер). Ненецкий бубен имел круглую, реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре). Обечайку, шириной до 8 см делали из лиственницы, реже - из ели. На внешней стороне обечайки устанавливали 7 или 14 столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже из рога или мамонтовой кости. На столбики натягивали жильую нить, или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на сравнительно малой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края. Часто на внутренней стороне обечайки укрепляли железные скобки с подвешенными на них кольцами или квадратными железными пластинками.

    Обечайка обтягивалась кожей дикого, реже домашнего оленя, пожертвованного светлым небесным духам. Внутри бубна укреплялась сложная деревянная рукоять в виде развилки. Рукоять делали обычную березовую, иногда употребляли рог оленя, при этом его не вытачивали, а подбирали естественно разветвленный рог.

    На некоторых бубнах на внешней стороне обтяжки имелся кружок. Это кружок иногда обводили красной краской. Перед натягиванием на обечайку кожу смачивали, завязывая в центр круглую монету для того, чтобы при высыхании кожи имелся запас, иначе высохнув кожа могла лопнуть. Эта монета (или металлическая бляха) оставляла след в виде кружка в центре бубна.

    Колотушка представляла собой деревянную узкую лопаточку, обтянутую шкурой оленя.

    По старым представления ненцев бубен являлся шаманским оленем, переносившим шамана в невидимые миры и в тоже время служил охранителем олених стад от болезней, волков и т.д.

    Стремление выразить представление о бубне как об олене отразилось и в материале, из которого изготовлялся бубен: рукояти из рога оленя, резонаторные роговые столбики, подвески из копыт олененка.

    Рисунков на бубне как правило не было. Только у печорских ненцев встречались бубны с рисунками. Их наносили красной краской на наружную сторону обтяжки и обечайку. Эти рисунки состояли из волнистых линий пол краю и различные перекрещивающиеся линии.

    С помощью бубна шаман вызывал духов-помошников, и они, передав Нуму вопросы шамана, сообщали ответы.

    Среди ненцев было распространено почитание разных животных, особенно медведя. Существовали даже особые правили пережевывания медвежьего мяса. Волк считался одним из воплощений злого духа (нгылека). Настоящее его название - сармик - почти никогда не произносили вслух. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстрегался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога, посвященных оленей украшали красными ровдужными лентами.

    Крещение ненцев практически не изменило их религиозных воззрений. Влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник, особо почитавшийся у русских на Севере. Ему нередко приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Некоторые христианские праздники (Пасха, Ильин день) стали праздноваться ненцами, однако им не придавалось значение, предписываемое православной церковью.

    Жилище

    Основным типом старого ненецкого жилища является конический чум (мя). Чум сооружался из 30 - 50 (в зависимости от размера чума) шестов, покрывался двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренние покрышки клали шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу. Летом чум покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

    Очаг находился в центре чума на железном листе. По диаметру чума на высоте 1,5 м. подвешивали две жерди, на них укладывались короткие поперечины, к которым на крюках подвешивались котлы и чайники. По обеим сторонам очага укладывались 1-4 доски, служившие полом. Место по обе стороны очага - слева и справа - составляло жилую и спальную часть жилища. На земле раскладывали циновки из ивовых прутьев, на них клали другие циновки, сплетенные из сухой травы. Поверх циновок расстилали целые оленьи шкуры. Постелью служили зимние шкуры оленей. Противоположная от входа часть жилища считалась "чистым" местом. Там хранились домашние святыни, посуда и некоторые продукты.

    Размеры чумов были различны. Богатые хозяйства ставили большие, постоянно подновляемые чумы. Летние берестяные покрышки могли использовать Так же только зажиточные хозяева, которые имели возможность выменивать у таежного населения нужную для летних покрышек бересту.

    Чум полностью перевозился при перекочевках. Таежные ненцы оставляли остовы чумов на местах стоянок, так как в тайге легко найти материал для шестов. Установка и разборка чумов производилась женщинами, мужчины помогали только при плохой погоде.

    В лесотундре и тайге, а иногда и в тундре, на путях кочевок сооружались амбары на высоких подпорках (тин). В них оставляли временно зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты.

    На зимних и летних стоянках строили дощатые настилы на высоких столбах-подпорках (паре), куда складывали запасы мяса, рыбы, упряжь.

    Топливом служили в тайге и лесотундре валежник и сухостой, а в тундре - плавник или кустарник. В местах, где редок даже кустарник, топливом служил черный мох (вид лишайника).

    Освещался чум жировыми светильниками, свечами из оленьего жира, замороженного в формах из оленьего пищевода, а чаще всего, только огнем из очага.

    На рыбалках и на охоте временным жилищем служили иногда перевернутые лодки, заслоны от ветра (хангг) и землянки (я харт), покрытые хвойными ветками и дерном.

    Пища

    Основным продуктом питания ненцев - было мясо домашнего оленя, оно составляло 85% всей пищи. У малооленных ненцев - рыба, которую ели преимущественно сырой (свежей и мороженной), меньше вареной. Из рыбы приготовлялась так же юкола. Вследствие постоянного недостатка соли, рыбу впрок солили редко, поэтому рыба сохранялась плохо. Частым блюдом был жир, вываренный из внутренностей рыбы и смешанный с икрой, кусочками рыбы или ягоды. Употреблялся также нерпичий жир и оленье сало. Мясо только варили. Часто его ели просто сырым (парное или мороженное). Консервировали мясо копчением.

    Ели обычно три раза в день. Утром и днем пили чай с хлебом и жиром, вечером после чая ели мясной или рыбный отвар и вареное мясо или рыбу. Дети с двухлетнего возраста питались также как взрослые. Переходной пищей после материнского молока служило жеванное вареное мясо и вареный мозг.

    Общественные отношения

    До недавнего времени у ненцев сохранялись многочисленные пережитки родового строя. Род был отцовским, т.е. состоял из группы кровных родственников по мужской линии.

    Родовая группа владела особой территорией, состоявшей из зимних и летних оленьих пастбищ и промысловых угодий.

    Род имел свое кладбище на котором хоронили умерших родичей. В случае смерти на чужой территории, труп умершего старались привезти на территорию рода и похоронить на родовом кладбище. У каждого рода были также свои жертвенные места.

    Браки были строго экзогамнымы. Робы объединялись во фратрии, внутри фратрии браки не заключались.

    Правонарушения внутри рода (убийство сородича, кража, нарушения экзогамных норм) случались крайне редко. Но отношения между родами, связанными общностью происхождения, часто были враждебными. Существовала родовая месть, действия которой распространялась лишь на мужчин.

    В производственной деятельности широко применялся коллективный труд. Для коллективной охоты объединялось обычно несколько соседних стойбищ разного родового состава. Представители других родов могли участвовать в коллективной охоте, но считались гостями. На распределение добычи это не отражалось.

    Семья. Размеры ненецкой семьи были различны. Встречались большие семьи в десять, пятнадцать и более человек, с общим хозяйством под единым руководством главы семьи. Господствующими были патриархальные отношения, связанные с рядом правовых отношений и запретов религиозного характера по отношению к женщине. Женщина была лишена права наследования; имущество переходило к сыновьям и братья. Затруднялось расторжение брака по желанию жены, хотя легко осуществлялось по желанию мужчины. Отмечено многоженство. Встречались ненцы, имевшие три, четыре жены; в большинстве случаев это были зажиточные ненцы, имевшие возможность уплатить за каждую жену немалый выкуп. Выкуп выплачивался роду оленями (до 200 голов), лисьими и песцовыми шкурками и т.д. Невеста, в свою очередь, приносила в приданное хозяйственную утварь, нарты, одежду и оленей. Олени, полученные в приданое составляли, как и их приплод, собственность жены и в случае развода оставались у нее.

    В качестве пережитка древней формы заключения брака практиковалась отработка за жену (вместо выкупа) и очень редко кража невесты. Широко бытовал обычай леверата.

    Дети до 5-7-летнего возраста находились под опекой матери, после этого мальчики учились под руководством отца, а девочки под наблюдением матери. Бездетность считалась величайшим несчастьем и служила веским поводом для развода.

    Взрослые сыновья часто не отделялись от родителей и продолжали вести общее с ними хозяйство. В случае смерти отца, мать переходила на попечение одного из сыновей и пользовалась в семье большим авторитетом. В случае смерти родителей, ребенок переходил в чум деда и бабки или других родственников.

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5