Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

20 октября, пятница Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Материалы | Фукуяма | Дугин | История не кончилась: исламофашизм| 18.11.2002 Напечатать текущую страницу
    Текст
    Рецензия
    Оригинал материала в "РЖ"
    Фрэнсис Фукуяма

    Началась ли история опять?

    "Policy", June-August 2002

    Дата публикации: 6 Ноября 2002

    Мировая политика после 11 сентября резко переключает обороты. В эпоху dot-com (которая сегодня кажется старым добрым временем) Америка была на ходу. Коммунизм, последний серьезный соперник либеральной демократии, потерпел крушение, так же как фашизм и абсолютизм до этого, американская экономика демонстрировала выдающиеся темпы роста, а демократические институты, казалось, добивались успехов по всему миру. Как говорили, технологии сделали "глобальную деревню" более реальной, а традиционные национальные государства менее соответствующими времени.

    Сегодня все выглядит по-другому. США разгромили "Талибан" и продолжают войну с "Аль-Каидой" в Афганистане после получения беспрецедентного удара по своей собственной территории, а теперь готовы приняться за Ирак. Большое число мусульман открыто выступает против США, а странам по всему миру приходиться выбирать между сторонами в этой борьбе. Проблемы безопасности подсыпают песок в двигатель современной экономики, которая зависит от открытости границ и свободы передвижения людей и товаров.

    А.Дугин

    Малый шайтан исламо-фашизма

    (рецензия на статью Фукуямы "Началась ли история опять?")
    1. Репрезентативность Фукуямы

    К Фукуяме следует прислушиваться внимательно. Он выдвигает тезисы, которые резонируют с одним из преобладающих концептуальных трендов в стратегическом руководстве США. Неоднократно я подчеркивал, что Фукуяма провозглашает ответственные вещи. Его анализ поверхностен, но таково историческое сознание и стратегическое планирование лидеров современного мира, их операционная система. Критика Фукуямы представляется мне делом банальным и мало интересным. Более продуктивно воспринять его тезисы со всей серьезностью.

    2. Геополитическая корректность метафоры исламизм=фашизм

    Обратим внимание на главный тезис-концепт: метафора исламизм=фашизм, исламо-фашизм. Можем ли мы принять эту метафору как действенную объяснительную модель? В моей статье "Парадигма Конца" есть аналогичное сопоставление. -- "...ислам или пресловутый «исламский фундаментализм» начинают выполнять функцию несуществующего в современности фашизма. Мы видели, настолько двусмыслен на была роль фашизма на всех уровнях реальной эсхатологической дуэли.



    Было бы крайне опасно, воспроизводить аналогичную ситуацию, но на сей раз с «исламом». "(1) Фактически, Фукуяма делает в своем тексте именно это. Хорошо бы обратить внимание на даты. Фукуяма написал эту статью летом 2002, вышеприведенные слова из моей статьи написаны в 1997. Фашизм как и исламизм есть попытка увести внимание от реальной эсхатологической пары
      атлантизм - евразийство,
      Труд - Капитал,
      русские - англосаксы,
      суша - море,
      запад - восток.

    Что же происходит? Наблюдаем ли мы начало длительного "столкновения цивилизаций", в котором Запад противостоит исламу, конфликт, который безжалостно распространяется из афганского болота, охватывая все большие территории? Будут ли те же самые технологии, которые, казалось, содействовали распространению демократии, - самолеты, небоскребы и биологические лаборатории, повернуты против нас таким образом, что мы не сможем полностью предотвратить это? Или же текущий конфликт сойдет на нет, и вернется старый мир все более интегрированной глобальной экономики, как только мы избавимся от Усамы бен Ладена и террористических сетей?

    Более десяти лет назад я утверждал, что мы достигли "конца истории": не то чтобы исторические события больше не происходят, но история, понимаемая как эволюция человеческих обществ через различные формы правления, достигла своей кульминации в современной либеральной демократии и рыночном капитализме. На мой взгляд, эта гипотеза остается верной, несмотря на события 11 сентября: модернити, представленная США и другими развитыми демократиями, останется доминирующей силой в мировой политике, а институты, олицетворяющие основные западные принципы свободы и равенства, продолжат распространяться по всему миру.

    Атаки 11 сентября - удар отчаяния против современного мира, который представляется скоростным грузовым поездом тем, кто не хочет на него попасть. Но нам необходимо серьезно присмотреться к вызовам, перед которыми мы стоим. Движение, которое в состоянии нанести огромный ущерб современному миру, даже если оно представляет лишь небольшое число людей, ставит пред нами серьезные вопросы о жизнеспособности нашей цивилизации. Наличие оружия массового уничтожения в руках ожесточенных антиамериканских или антизападных сил и его возможное применение становятся реальной угрозой. Ключевой вопрос, который встает перед американцами по мере продолжения этой "войны" с терроризмом, заключается в том, насколько глубок этот фундаментальный вызов, какого рода союзников он может привлечь и что мы должны сделать, чтобы противостоять ему.

    Столкновение цивилизаций

    Знаменитый политолог Самуэль Хантингтон утверждает, что текущий конфликт может вылиться в "столкновение цивилизаций", один из тех культурных конфликтов, которые, как он предсказывал несколько лет назад, окажут разрушительное воздействие на мир в период после Холодной войны. В то время как администрации Буша и Блейра корректно настаивают на том, что война идет против террористов, а не между Западом и исламом, очевидно также наличие здесь и культурных аспектов.

    Американцы склонны считать, что их институты и ценности: демократия, индивидуальные права, главенство закона и благосостояние, основанное на экономической свободе, - представляют собой универсальные цели, которые будут разделять люди всего мира, если им предоставить такую возможность. Они склонны думать, что американское общество является привлекательным для людей всех культур. Миллионы иммигрантов из стран по всему миру, которые "голосуют ногами" и переезжают в Америку и другие развитые государства, кажется, подтверждают этот факт.

    Но события после 11 сентября ставят под сомнение такие взгляды. Мохамед Атта и несколько других воздушных террористов были образованными людьми, которые жили и учились на Западе. Но они не только не были очарованы Западом, но даже испытывали отвращение то того, что видели, достаточное, чтобы направлять самолеты на здания и убивать тысячи людей, среди которых они жили. Для Усамы бен Ладена и поддерживающих его исламских фундаменталистов культурные различия представляются абсолютными. Неужели только наша культурная близорукость заставляет нас думать, что западные ценности потенциально являются универсальными?

    Логика истории

    На самом деле, существуют основания для того, чтобы считать, что западные ценности и институты в значительной мере приемлемы для многих, если не для большинства, незападных народов. Это отнюдь не означает отрицания исторической связи и демократии, и капитализма с христианством или того факта, что демократия имеет свои культурные корни в Европе: как отмечали философы от Алексиса де Токвиля и Георга Гегеля до Фридриха Ницше, современная демократия - это секуляризированная версия христианской доктрины о всеобщем равенства людей.

    Но западные институты, равно как и научный метод, который был открыт на Западе, обладают универсальной применимостью. Существует глубинный исторический механизм, который ведет к долгосрочной конвергенции поверх культурных границ: во-первых, наиболее сильно в экономике, затем в сфере политики, и наконец (в наиболее отдаленной перспективе) - в культуре. В первую очередь этот процесс движется вперед благодаря современной науке и технологиям, способности которых создавать материальное богатство и орудия войны настолько велики, что делают науку и технологии необходимыми для всех обществ. Технология полупроводников или биомедицина имеет ту же ценность для мусульман или китайцев, что и для Запада, а необходимость овладеть технологиями предопределяет заимствование особых экономических институтов, таких как свободные рынки и главенство закона, которые обеспечивают рост. Современные ориентированные на технологии рыночные экономики преуспевают на основе индивидуальной свободы - то есть системы, в которой скорее индивиды, а не правительства принимают решения о ценах или процентных ставках.

    Экономическое развитие, в свою очередь, ведет к либеральной демократии - не неизбежно, но достаточно часто для того, чтобы корреляция между экономическим развитием и демократией составляла один из немногих общепризнанных "законов" политической науки. Экономический рост приводит к возникновению среднего класса с правами собственности, сложного гражданского общества и более высокого уровня образования для поддержания экономической конкурентоспособности. Все эти факторы вместе создают благодатную почву для требований демократического политического участия, которые при известных обстоятельствах институционализируются в демократическом правлении.

    Культура - религиозные верования, социальные привычки, старинные традиции - последняя и наиболее слабая область конвергенции. Общества совсем не склонны расставаться с глубоко укоренившимися ценностями, и было бы весьма наивно думать, что американская популярная культура, со всей своей соблазнительностью, вскоре распространится по всему миру. На самом деле, распространение Макдональдсов и Голливуда по всему миру вызвало значительную ответную реакцию против самой перспективы глобализации.

    Но хотя в современных обществах остаются культурные различия, они обычно концентрируются вне политики и относятся к сфере частной жизни. Причина этого проста: если политика основывается на чем-то таком, как религия, то никакого гражданского мира никогда не будет, потому что люди не могут придти к соглашению по фундаментальным религиозным ценностям. Секуляризация - относительно недавняя тенденция на Западе: христианские короли и религиозные лидеры в Европе обычно утверждали свои религиозные верования и подвергали гонениям инакомыслящих. Современное секуляризированное демократическое государство возникло из кровавого религиозного конфликта в Европе XVI-XVII веков, в котором различные христианские группы безжалостно уничтожали друг друга. Разделение церкви и государства стало компонентом модернизации именно из-за необходимости гражданского мира - поразительный тезис, который выражался такими философами, как Гоббс и Локк, в великой традиции, достигшей своей кульминации в американской Декларации независимости и Конституции [США].

    Глубинная логика модернизации предполагает, что западные ценности являются не просто результатом западного христианства, но олицетворяют собой более универсальный процесс. Теперь мы должны ответить на вопрос: существуют ли в мире культуры или регионы, которые будут сопротивляться или же окажутся невосприимчивыми к процессу модернизации?

    Запад и остальные

    Если мы обратимся к Азии, то здесь трудно обнаружить непреодолимые культурные барьеры для модернизации. Бывший премьер-министр Сингапура Ли Кван Ю доказывал, что существуют "азиатские ценности", которые поддерживают авторитаризм, а не демократию, но за последние годы Южная Корея и Тайвань проводили демократизацию по мере того, как становились богаче. Индия, без сомнения, является успешной демократией со времени обретения независимости в 1948 году, а недавнее вступление на путь экономических реформ может помочь ей преодолеть бедность.

    В Латинской Америке и бывших коммунистических государствах Европы о культурных барьерах говорят меньше: здесь проблема скорее в неудачных формах процесса модернизации, нежели в том, что люди не удовлетворены целями модернизации. Черная Африка испытывает множество проблем, от СПИДа до гражданских войн и недобросовестных правительств, но и здесь трудно предположить, каким образом различные культурные традиции могут помешать модернизации обществ, если они смогут действовать вместе в других вопросах.

    Ислам является единственной основной мировой культурой, которая, возможно, сопротивляется модернити на глубинном уровне. При всей своей мудрости мусульманские общества могут похвастаться только одной работающей демократией (Турция) и не демонстрируют таких экономических прорывов, как Корея или Сингапур. Однако важно быть точным в определении того, в чем состоит основная проблема.

    Ислам, как и христианство, индуизм, конфуцианство или любая другая великая религиозная или культурная традиция, представляет собой систему чрезвычайной сложности, которая развивалась разнообразными путями в течение долгого времени. В период, отмеченный выше, когда христианская Европа разрывалась религиозными войнами, разные верования мирно уживались под властью Оттоманской империи. В XIX и начале XX века существовали важные либеральные тенденции в исламе в Египте, Иране и Турции. Турецкая Республика Кемаля Ататюрка стала одним из наиболее последовательных секуляризированных режимов в современной истории.

    Исламский мир отличается сегодня от других мировых культур в одном важном отношении. В последнее время только он является источником неоднократного возникновения значительных радикальных движений, которые отвергают не просто западную политику, но и основной принцип модернити, принцип религиозной терпимости. Эти группы праздновали 11 сентября как унижение общества, которое, в их представлении, порочно по своей сути. Эта испорченность - не просто вопрос сексуальной вседозволенности, сексуальных меньшинств и прав женщин в том виде, как они существуют на Западе, но происходит, по их мнению, от самой секуляризации. Они ненавидят то, что государство в западных обществах должно обеспечивать религиозную терпимость и плюрализм, а не служить религиозной истине. В то время как люди в Азии, Латинской Америке, бывшем социалистическом блоке или Африке считают западный консьюмеризм привлекательным и желают воспроизвести его по мере возможностей, фундаменталисты - такие как саудовские ваххабиты, Усама бен Ладен или "Талибан" видят в нем свидетельство упадка Запада.

    Поэтому, это не просто "война" против терроризма, как это изображают американское и британское правительство. Но причина этой войны и не в американской политике в Палестине или по отношению к Ираку, как полагают многие мусульмане. К сожалению, базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире, и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общность радикальных исламистов и мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности. Именно радикальные исламисты формируют фон недовольства. Именно такие исламисты отказываются верить, что мусульмане участвовали в атаке на Всемирный торговый центр, обвиняя в ней Израиль. Они могут выражать недовольство американской политикой, но воспринимают эту политику как часть большого антимусульманского заговора (для удобства забывая, что США в прошлом поддерживали мусульман в Сомали, Боснии, Косово и Чечне).

    Если мы признаем, что основная борьба идет не просто с несколькими террористами, но с радикальными исламистами, которые рассматривают мир как манихейскую войну верующих и неверующих, то, следовательно, мы говорим не о небольшой и изолированной группе фанатиков. После 11 сентября Усама бен Ладен пользуется устойчивыми симпатиями по всему исламскому миру за сопротивление США: от жителей трущоб в Карачи до технических специалистов в Бейруте и Каире и граждан Великобритании и Франции пакистанского и алжирского происхождения. Специалист по Ближнему Востоку Даниель Пайпс считает, что радикализированная часть населения составляет от 10 до 15 процентов исламского мира.

    Исламо-фашизм

    Почему неожиданно возник этот вид радикального исламизма? Социологически, причины этого не могут сильно отличаться от тех, которые привели в движение европейский фашизм в начале XX века. В исламском мире большая часть населения в предыдущем поколении была связана с традиционной деревенской или племенной жизнью. Эти люди прошли процесс урбанизации и оказались под влиянием более абстрактной формы ислама, которая зовет их обратно к более чистой версии религии, так же как экстремистский германский национализм пытался воскресить мифическую давно забытую расовую идентичность. Эта новая форма радикального ислама чрезвычайно привлекательна, потому что претендует на объяснение культурной дезориентации, которая вызывается процессом модернизации.

    Следовательно, можно прояснить вопрос, если сказать, что сегодняшний конфликт - это не просто борьба с терроризмом и не борьба с исламом как религией или цивилизацией, а скорее борьба с исламо-фашизмом - то есть радикально нетерпимой и антисовременной доктриной, которая недавно получила распространение во многих частях исламского мира.

    Обвинения в исламо-фашизме должны быть адресованы Саудовской Аравии. Многие годы судьбы королевской династии Саудитов были тесно переплетены с пуританской сектой ваххабитов. Королевская семья долго пыталась получить легитимность и защиту от духовенства, продвигая ваххабизм. Саудовские правители сделали новые огромные инвестиции для продвижения своей версии ислама в 1980-е и 1990-е годы, особенно после неудачной попытки захвата Великой Мечети в Мекке в 1979 году. Ваххабистская идеология соответствует определению исламо-фашизма: учебник, разрешенный к использованию в саудовских школах, объясняет, что "мусульмане обязаны быть лояльным друг к другу и принимать во внимание неверность своих врагов". Саудовские правители продвигают эту доктрину не только на Ближнем Востоке, но также и в США, где, по некоторым данным, они вкладывают сотни миллионов в строительство школ и мечетей для продвижения своей версии ислама. Все эти деньги, как следствие, позволили Усаме бен Ладену и его последователям купить себе страну, Афганистан, чтобы использовать ее как тренировочную базу для целого поколения арабских фанатиков. В этом плане США несут ответственность за невмешательство после вывода советских войск и за то, что отказались от ответственности за создание здесь стабильного и умеренного политического порядка.

    Основное объяснение взлета исламо-фашизма в 1980-е и 1990-е годы связано с такими "базовыми причинами", как бедность, экономическая стагнация и авторитарная политика на Ближнем Востоке, которые стали горючим материалом для политического экстремизма. Но мы должны совершенно ясно представлять, что в действительности лежит в основе этих базовых причин, особенно в свете частых обвинений в том, что США и другие западные страны могли бы действовать более активно, чтобы значительным образом нивелировать эти причины.

    На самом деле, мировое сообщество через такие международные агентства, как Всемирный Банк, все время помогало мусульманским странам, так же, как и США в своих двухсторонних отношениях с такими странами, как Египет и Иордания. Однако очень малая часть этой помощи принесла какую-то пользу. Исламский мир можно было реформировать экономически и политически, но лишь некоторые мусульманские правительства (и ни одно арабское) вступили на путь таких стран, как Южная Корея, Тайвань, Чили или Мексика, чтобы открыть свои страны глобальной экономике и заложить основания для устойчивого развития. Ни одно арабское правительство самостоятельно не решилось уйти ради установления демократического правления, как это сделала испанская монархия после диктатора Франко, или Националистическая партия на Тайване, или различные военные диктатуры в Аргентине, Бразилии, Чили и других частях Латинской Америки. Нет ни единого примера того, чтобы богатые нефтью страны Персидского залива использовали свое богатство для создания устойчивого индустриального общества, а не для создания общества испорченных рантье, которые со временем становились все более и более фанатичными исламистами. Именно эти недостатки, а совсем не то, что внешний мир сделал или не сделал, являются основной причиной стагнации мусульманского мира.

    Будущее Вызов, перед лицом которого сегодня оказались США и другие западные государства, больше, чем борьба с мелкой бандой террористов. Исламо-фашистское море, внутри которого плавают террористы, представляет собой идеологический вызов, который в некоторых аспектах является более фундаментальным, чем вызов коммунизма. Каким будет движение истории теперь? Будет ли радикальный ислам привлекать все больше приверженцев и получать новые и более мощные виды вооружений, которые будут использованы против Запада? Этого мы не можем знать наверняка, но некоторые факторы будут здесь ключевыми.

    Первый состоит в успешном исходе военных операций в Афганистане против "Талибан" и "Аль-Каиды", а после них - против Саддама Хуссейна в Ираке. Несмотря на то, что людям хотелось бы верить, что идеи живут или умирают как результат их внутренней моральной истинности, сила играет большую роль. Германский фашизм не рухнул из-за своих внутренних моральных противоречий, он был уничтожен, потому что Германия была разбомблена до основания и оккупирована союзными армиями. Усама бен Ладен приобрел огромную популярность в исламском мире после успешных ударов по башням-близнецам. Разрушение его основной базы в Афганистане и его возможная смерть или захват американскими военными сделают все то, что он представляет, гораздо менее притягательным. Военная кампания против Ирака создаст большой радикализирующий эффект, если только она не завершится быстро и четко, оставив после себя порядочный и демократический режим.

    Второе и наиболее важное изменение должно идти изнутри самого ислама. Мусульманское сообщество должно решить вопрос о мире с модернити, и особенно - с ключевым принципом секуляризированного государства и религиозной терпимости. Исламский мир сегодня находится в таком же положении, в каком христианская Европа находилась во время Тридцатилетней войны в XVII веке: религиозная политика ведет к потенциально бесконечному конфликту, не просто между мусульманами и немусульманами, но между различными течениями мусульман (многие из недавних взрывов в Пакистане являются результатом шиито-суннитской вражды). В эпоху биологического и ядерного оружия это может привести к катастрофе для всех.

    Существует надежда, базирующаяся на внутренней исторической логике, что возникнет более либеральное течение ислама. Исламская теократия привлекает людей только в абстрактном плане. Те, кто действительно вынужден жить под властью таких режимов, как, например, в Иране или Афганистане, имеет дело с жестокими диктатурами, лидеры которых не в состоянии справиться с проблемами бедности и стагнации. Даже после событий 11 сентября в Тегеране и других иранских городах продолжались демонстрации, в которых десятки тысяч молодых людей выступали против исламского режима и требовали более либерального политического порядка. Они сменили старый лозунг "Смерть Америке" на возгласы "Мы любим тебя, Америка" даже в то время, как американские бомбы падали на сторонников "Талибан" в соседнем Афганистане.

    На самом деле, кажется, что если и есть страна, которая может вывести исламский мир из сегодняшнего затруднительного положения, то это будет Иран, который 23 года назад стал инициатором волны фундаменталистского гнева, свергнув шаха и вручив власть аятолле Хомейни. Поколение спустя в стране вряд ли кто-то моложе 30 лет продолжает испытывать симпатию к фундаментализму, и если Иран сумеет создать более современную и толерантную форму ислама, то это послужит важным примером для остального мусульманского мира.

    Мусульмане, заинтересованные в более либеральной форме ислама, должны прекратить обвинять Запад в клевете на ислам и направить усилия на то, чтобы в своем сообществе изолировать и поставить вне закона экстремистов. Некоторые факты говорят о том, что это уже происходит. Американские мусульмане постепенно осознают степень влияния ваххабизма на их собственное сообщество, а мусульмане по всему миру могут придти к осознанию этого, если в Афганистане события решительным образом повернутся против фундаменталистов.

    Борьба между западной либеральной демократией и исламо-фашизмом не является борьбой между двумя одинаково созидательными культурными системами, которые обе могут контролировать современную науку и технологии, создавать богатство и иметь дело с фактическим разнообразием современного мира. Западные институты имеют на руках все карты и по этой причине будут продолжать распространяться по всему миру. Но чтобы перейти к отдаленному будущему, мы должны выжить в ближайшем будущем. К сожалению, в историческом процессе не существует ничего неизбежного, и трудно добиться положительного результата при отсутствии соответствующего руководства, смелости и решимости сражаться за ценности, которые делают современные демократические общества возможными.

    Перевод Андрея Коноваленко
    Исламизм как современный субститут фашизма в глобальной песрпективе есть важнейшая реальность для установления реальной однополярности. Однополярность нуждается в виртуальном полюсе, в фигуре, олицетворяющей негативный имидж периферии. Важно также экстерриториальность понятия исламизм -- он "где-то на юге", но он повсюду, это омнипрезентная тень "бедного Юга", пугающая обывателей "богатого Севера". Я рекомендую внимательным образом продумать статью "Парадигма Конца", ее тщательное прочтение даст ключ к конструкции Фукуямы.

    3. Метафизическая и гносеологическая некорректность метафоры исламизм=фашизм

    Исламизм позиционируется у Фукуямы как "антитеза модернити". Т.е. "исламо-фашизм" рассматривается как ложный субститут евразийства.

    Давайте посмотрим внимательнее: исламизм есть ислам, очищенный от традиционализма, т.е. от евразийства, или иначе от влияния парадигмы Сферы(2). На самом деле, исламо-фашизм есть строгий возврат к радикальному креационизму, к рафинированной и ясной парадигме Луча(3). Но эта парадигма в ее чистом виде не есть отрицание модернити (парадигма Сферы), но пролегомены к модернити. Кстати, «фашизм» (ни обобщенно, ни иносказательно, ни аппроксимативно) ничего такого в себе не нес. Здесь ценность метафоры Фукуямы обнуляется. Фашизм предлагал вернуться к архаическому, т.е. к парадигме Сферы. Другое дело, как мало он в этом преуспел и как скоро сбился с пути, но в центре метафизической критики фашизма был именно креационизм. Исламизм же, напротив, позиционирует себя как прямую антитезу парадигме Сферы. Исламизм апеллирует не к антимодернити, но к прелиминарным стадиям модернити. Это некий редуцированный рационализм, не насыщенный трагическим опытом интенсивного периода развития парадигмы Отрезка(4), когда проницательные европейцы в ХХ веке вслед за Ницше стали пристально исследовать онтологические складки нигилизма. Тот мир, в котором живет сегодня Запад, это уже не совсем модернити, это пограничная стадия между модернити и пост-модернити. Рациональность этого периода специфична, в ней наглые императивные и декретные максимы автономного рассудка энонсируются иронично и вскользь.

    Я не говорю, что мы вышли в новую рациональность пост-модерна, я говорю, что рациональность этого периода размыта. Не преодолена, но видоизменена. То, что казалось очевидным, стало прозрачным. Транспарентность выпарила плотную доказательность. Явно поспешно говорить, что евразийство проступило сквозь химеры рассудка (тело освободилось от интеллекта в терминах Лакана). Но все же едва ли кто с Запада, кроме полных идиотов (типа озападненных людей Востока) способен говорить о модернити без острой веселой смертельной слюны в уголке губ. Наивный вполне кальвинистский дискурс исламизма Хасана Аль-Банны, Маудуди и т.д., электронно-иллюстрированный клоуном Бин Ладеном это некое спасение для модернити. Модернити, расплавленное в своем аутогенном уксусе, как бы окатывается холодной водой. -- «Говорит радио Бин-Ладен духовный! Я пришел взять у вас назад Французскую революцию!» Как так? -- недоумевает обыватель, я сам ее превратил в содомитский клип, по-гинзбуровски грустно-интеллигентски изощрился в ее переложении на стиль регги, а тут из небытия появляется эта агрессивная, давно преодоленная, реформаторская гниль…

    Исламизм есть точная копия реформации, в нем нет ничего средневекового, архаического, по-настоящему фундаментального. Это начисто лишенное экстенсивного изящества ядовитой нигилистической мысли тупое и надежное брожение плохо смазанного провинциального рассудка -- очевидное как Конт, агрессивно кальвинистское в своей самоуверенной нелепой дури. Никакая не антитеза модернити, скорее попытка безнадежно отставших догнать ее ход в примитивных, провинциальных, отвратительно нацменовских формах. Исламизм отрицает традицию, отрицает ислам как традицию, он пытается вылезти из нее. Шиа, ат-тасаввуф, любые намеки на национальные обычаи – все это исламисты ненавидят лютой ненавистью. Они бегут от этого как от постыдного безрассудного состояния.

    Антитеза модернити (парадигма Отрезка) – лишь евразийство (парадигма Сферы).

    4. Метафора исламизма как фашизма есть концептуальный инструмент глобализации

    Исламо-фашизм (исламизм) структурно необходим атлантизму и однополярному глобализму. Это его важнейший концептуальный инструмент. Когда глобализм формулирует ситуацию так: либо модернити-Запад, либо антимодернити-исламо-фашизм, он делает невозможным настоящий выбор. Альтернатива однополярному миру не исламистская химера Islamic World State, но многополярный мир, где традиции живут в очерченных пульсирующих кругах. Но Фукуяма не хочет оставлять никому пространства для реального выбора. Кто отвергает исламо-фашизм как бы автоматически встает на сторону Запада, кто отвергает Запад – милости просим к цэрэушной голограмме Бин Ладена.

    США хотят заключить нас в границах между наглым немытым детством модернити в лице редуцированной примитивной семитской креационистской метафизики и старческим маразмом модернити, в форме покрытого трупными пятнами Дэниэлла Бэлла. А все то, что в современной цивилизации не попадает в это прокрустово ложе – подвергается скатомизации.

    Евразийство радикально отвергает такую постановку вопроса. Евразийство считает модернити неудачной аберрацией. Это было ослепительно, но эффект прошел. Всего хорошего, пакуйте декорации, у нас иная повестка дня.

    Исламизм малый шайтан, мондиализм – большой.


      (1) «Элементы» #9, 1998, А.Дугин «Русская Вещь», 2001 г.

      (2) Подробно см. А.Дугин «Эволюция парадигмальных оснований науки», М., 202, а также «Метафизика Благой Вести» в «Абсолютная Родина», М., 1999

      (3) Там же.

      (4) Там же.

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное
    Виды цветного металлопроката