Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

21 января, воскресенье Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Интервью Дугина | "Голос России" | Россия в поисках нового цивилизационного кода | Александр Дугин: Александр Дугин: "Индивидуализм совершенно чужд армянской, грузинской, азербайджанской, казахской и, что самое главное, русской культуре. Никто нас индивидуалистами не провозглашал, и мы сами себя такими не считаем" | 23.02.2012 Напечатать текущую страницу

    Россия в поисках нового цивилизационного кода

    Отсутствие этнической политики, модели интеграции этноса и копирование неудачного западноевропейского мультикультурного подхода привело ситуацию в России к катастрофическому состоянию

    Почему проблема межэтнических отношений в России обострилась после распада СССР? Как следует выстраивать национальную политику в стране сегодня? Каковы причины провала модели мультикультурализма в Европе? Гость программы - Александр Гельевич Дугин, философ, доктор политических наук, лидер Международного евразийского движения. Ведущий - Максим Григорьев.

    "Голос России": В гостях у нас Александр Гельевич Дугин, доктор политических наук, лидер Международного евразийского движения. Александр Гельевич, в последнее время в России достаточно активно обсуждаются национальные вопросы. Недавно вышла статья Владимира Владимировича Путина, где он высказал и предложил много интересных и новых вещей, в том числе, в миграционном законодательстве. Он говорил о том, что русская культура и русский народ являются скрепляющею тканью нашей цивилизации. Это вопросы, которые отвечают на запросы в обществе. На ваш взгляд, что сейчас происходит в межнациональной сфере в России?

    Александр Дугин: Я думаю, что происходят процессы, которые можно квалифицировать как катастрофические. Если они будут дальше развиваться по тому же сценарию, как они развиваются сейчас, то в обозримом историческом периоде, буквально в течение нескольких лет они могут стать триггером разрушения России.

    Сфера полиэтнической структуры нашего общества очень важна. В нашем обществе живет много этносов, как и в большинстве государств. Но Россия - огромная страна, и этих этносов очень много. Ее территория настолько обширна, что они подчас живут достаточно уединенно, обособленно и сохранили очень сильную идентичность. В этих условиях решение вопроса межэтнических взаимодействий - это практически то же самое, что сохранить государство тогда, когда ослабевает общий код, то, что объединяет эти этносы.

    Надо сказать, что на разных исторических этапах эта объединяющая модель была довольно различной. Например, православная модель. Она объединяла большинство народов Российской империи. Потом была мощная вертикаль власти, сословное общество. Сословие представляло собой очень интересную организацию. Когда в сословное руководство, в верхушку кроме дворянства, аристократии интегрировались представители тех этносов, которые входили в состав Российской империи, например, грузины или армяне...

    "Ощущение - будто сам написал!"

    Андерс Брейвик: атака на европейские ценности

    Свобода для врагов свободы



    "Голос России": Была и польская, и финская элита.

    Александр Дугин: В Финляндии аристократии как таковой не было. В Польше была. Была татарская элита при Грозном в XVI веке. Были периоды, когда действовала сословная модель интеграции, то есть местная элита становилась частью имперской элиты, а местные этносы, видя, что их элита поднимается на высокие позиции, принимали такое положение дел, тем более что они были так или иначе уравнены в правах с основным населением. Дискриминации по этническому признаку в Российской империи никогда не было. Потом была советская идея - интернационализм. Она тоже работала. Создавалась единая советская общность из многих различных этнических групп.

    В 1990-е годы все эти интеграционные модели рухнули. Нам предложили либерально-западническую модель, мы должны были отказаться от любой формы коллективной идентичности и быть гражданами. Отсюда идея прав человека, толерантности. То есть факт гражданства отменяет любую коллективную идентичность.

    Оказалось, что номинально, как в либеральном законодательстве, этносов больше нет. Но по факту они есть. Из-за этого стали нарастать противоречия. Массы мигрантов, которые хлынули в русские города, в большинстве своем являются на самом деле легальными. Нелегальные - это юридическая тема.

    С точки зрения смены этнического кода легальные мигранты - наши полноценные граждане. Они начали создавать те трения, которых не было юридически. Мы их не могли вообще никак квалифицировать, потому что, если, например, подрались чеченцы и русские или чеченцы и дагестанцы, то мы вообще не можем квалифицировать это как межэтнический конфликт, потому что они граждане Российской Федерации. Одна группа граждан подралась с другой. Хотя это вызывает уже волнение, даже подъем ксенофобии, расизма. Юридически это никак не квалифицируемо, потому что у нас нет этого понимания.

    Отсутствие этнической политики, модели интеграции этноса - сословной, православной, советской - и копирование неудачного западноевропейского мультикультурного подхода привело ситуацию в России в этой сфере к катастрофическому состоянию. На это и откликнулся премьер. Он совершенно правильно поднимает этот вопрос. Он, конечно, смягчает, чтобы не будить лишней страсти, но это не просто созревший, это перезревший вопрос.

    "Голос России": Вы известны как яркий антизападник, антилиберал. В Европе эта стратегия интеграции, мультикультурализма уже развалилась. Оказалось, что это не работает. Мы видим пример Германии, где об этом заявляет руководство страны. Туда приезжает руководитель другого государства, и десятки тысяч этнических немцев, немцев по гражданству чувствуют себя сильнее связанными с другим государством, чем с самой Германией. Есть примеры и в других европейских странах, скажем, Франции. Сравнительно недавно там были огромные массовые беспорядки. Почему эта модель обрушилась? Что нужно было делать Западу?

    Александр Дугин: В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенной была идея ассимиляции. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это melting pot (плавильный котел), что это разные культуры, но Хантингтон хорошо описал, говоря об Америке, что существует некий культурный код - WASP (White Anglo-Saxon Protestants) - белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной код внедрялся очень жестко.

    Существовал аналогичный европейский код, который, например, представителей бывших французских колоний из арабских и африканских стран просто превращал во французов. Кстати, до сих пор он еще действует в основном на выходцев из неисламской Африки. Там существуют чернокожие французы, которые со всех точек зрения, в частности, с культурной, абсолютные французы.

    По этой модели предполагалось, что когда люди приезжают, им говорится, что, мол, ваша культура менее прогрессивная, современная и адекватная - принимайте европейскую - французскую, немецкую, английскую - и будьте не теми, кем вы были, а французами или немцами в культурном смысле.

    Это была ассимиляция европейского культурного кода: религия - дело индивидуальное, длина юбок - свободная, отношения между полами - более-менее равное, семья - понятие контрактное, свобода сексуальных меньшинств, свобода аборта. Это ценности, которые европейцы выработали в ходе исторического пути развития.

    Эта модель была объявлена неприемлемой лет 20-30 назад, и они пришли к модели мультикультурализма. В соответствии с ней, вы приезжаете в Европу кем бы вы ни были, платите налоги, исполняете законы. Вы не обязаны впитывать эту культуру, можете говорить на своем языке, молиться своим богам - жить, как хотите, это никого не интересует. Европейский культурный код никаким образом не навязывается. Можете не знать языка.

    Этот мультикультурализм привел к тому, что внутри Европы стали возникать анклавы совершенно неевропейских, мутирующих обществ. Это не исламские, не африканские, не латиноамериканские, не индусские общества, а именно общества-мутанты, общества-химеры, в которых совершенно произвольно и спонтанно происходила частичная абсорбция западных ценностей и сохранение своих.

    Это рухнуло, потому что это стало размывать европейскую идентичность. Сами европейцы уже забыли, кто они. Это при том, что им всем говорилось, дескать, мы колониалисты, мы западники, мы всегда навязывали другим народам свои ценности.

    "Голос России": У них создавалось чувство вины перед теми, кто приезжает?

    Александр Дугин: У коренных европейцев был ослаблен культурный код. Тем, кто приехали, вообще не транслировалось никакого. Европа стала исчезать на глазах, превращаться в пар. Это мультикультурализм. Но обратите внимание, европейская проблема - это жители их колоний совершенно других культур, которые приехали в Европу. Для нас это принципиально. Да и основано все это, что самое главное, на признаке индивидуальной идентичности, на индивидуализме, который лежит в основе европейских ценностей.

    Наша ситуация совершенно другая. Во-первых, большинство людей, с которыми мы сталкиваемся, являются коренными жителями России. Это, например, кавказцы или жители бывших союзных республик. Все равно мы - часть одного государства, которое возникло не 70 лет назад, как нам говорят либералы, а несколько веков назад. Это Российская империя. Узбеки, таджики, грузины, армяне - это часть нашей государственности, уходящая корнями намного глубже, чем в советский период. Это наши люди с иной культурой, они не просто приехали к нам.

    Кроме того, у нас не существует нормативной индивидуальной идентичности. Индивидуализм совершенно чужд армянской, грузинской, азербайджанской, казахской и, что самое главное, русской культуре. Никто нас индивидуалистами не провозглашал, и мы сами себя такими не считаем. Соответственно, это еще больше ослабляет попытку сымитировать западноевропейские модели, которые не работают даже на самом Западе.

    Получается, что мы ослабляем сегодня русскую идентичность, ядерную идентичность, культурный код, о котором говорил Путин. Мы принимаем не работающую на Западе модель и прикладываем ее к совершенно неуместной ситуации, когда речь идет о своих, а не приезжих. Мы почему-то начинаем относиться к ним как к мигрантам. В конечном итоге, копирование западного опыта не только не решает проблемы, но порождает новые.

    На Западе это не работает, у них исторический тупик, но мы берем чужой исторический тупик и переносим на нашу ситуацию, где он уже не то что не работает, а вызывает катастрофу. Вот причина того, почему сегодня возникла такая ситуация. С 1990-х годов мы стали копировать либерализм и Запад. На Западе сейчас стонут от того, что они натворили. Нам никто этого не навязывал, мы сами выбрали такой способ развития - запутали нашу и без того непростую ситуацию, и сейчас ее предстоит разрешить.

    В данном случае мультикультурализм - совсем не наша тема, она не работает ни на Западе, ни у нас. Нам кажется, что это сохранение культурной самобытности народов. Ничего подобного. Кстати, Путин в статье очень правильно говорит: то, что необходимо сохранить и укрепить этническую самобытность этносов России, - это евразийский тезис. Но это не мультикультурализм - как раз евразийству свойственно уважение к естественной логике нашей истории.

    Во Франции, как любил говорить Гумилев в своих лекциях, в средние века существовало около ста этносов, например, гасконцы, окситанцы, пиренейцы, баски, а сейчас остались только бретонцы, а всех остальных, по сути, превратили во французов. Прошла глубокая ассимиляция. У нас же этносы сохранились в неприкосновенности, очень много российских этносов. Были какие-то депортации начиная с Петра в Турцию, по исламскому признаку, но такие массовые акции не были характерны. Конечно, были народы, пострадавшие и при Сталине, и при Петре, но это было менее характерно, большинство этносов сохранилось.

    Сохранять этносы, а не провозглашать мультикультурализм - это наша коренная российская традиция, и мы не должны от нее отступать. Кроме того, это культурный код, о котором говорит Путин. Европейцы теряют свою европейскость, они уже не понимают, что такое европейский человек, или рассматривают его как негативную фигуру - они каются, что они европейцы. Мы вслед за ними начинаем каяться, что русские тоже что-то якобы не так сделали, и тоже превращаем нашу коллективную русскую идентичность, культурный код в некое отрицание, в то, чего мы должны стесняться. Таким образом, мы демонтируем наше культурное ядро.

    Все это происходит на фоне колоссальной культурной деградации всего общества, независимо от его этничества. Сейчас и чеченец становится все более-более деградировавшим, и русский, и житель города, и житель деревни, и житель провинции, и житель столицы. То ли средства массовой информации провоцируют эту волну, то ли идут вслед за ней, но налицо упадок.

    Как можно сохранить страну, когда у этносов больше нет оснований, мотивов поддерживать единство? Они не узнают друг друга, они обращаются к своим национальным, этническим культурам, они говорят, что они могут усвоить западноевропейский код и без русских. Тут идет этнический радикальный национализм, причем на фоне очень мощного подъема ислама.

    Таким образом, мы получаем необходимый набор для того, чтобы развалить Россию. Если такие процессы будут сами по себе развиваться, они приведут в скором времени к распаду страны. Но ведь у нас есть еще конкуренты, противники и враги, причем не только извне, но и действующие внутри страны. Соответственно, мы получаем просто минное поле.

    "Голос России": Вы достаточно интересно описали ваше видение национальных вопросов на Западе и в России. Если брать специфику межнациональных отношений, каков будет "рецепт" евразийского движения. Как проводить межнациональную политику в России так, чтобы это было эффективно для всех этносов, которые населяют нашу страну?

    Александр Дугин: Во-первых, важно разобраться с терминами. Нация - понятие политическое. Как только мы говорим о межнациональных отношениях, это значит, мы говорим о наличии политических субъектов. Кстати, в статье Путина была очень точно соблюдена терминология. Я - автор учебника "Этносоциология", я преподаю этот предмет на социологическом факультете МГУ.

    Важно соблюдать правильную терминологию. Как только мы называем этнос нацией, мы, по сути, говорим о том, что это политическое образование, которое приобретается с независимой государственностью. Правильное употребление слов в данной сфере очень важно.

    Во-вторых, на мой взгляд, ошибочной считается установка, что Россия - это европейская страна, что мы обречены идти западным путем, а если мы обречены идти западным путем, мы должны копировать решение национального вопроса в западных странах. Запад зашел в этом отношении в тупик, и мы тоже становимся на тупиковый путь развития. Соответственно, это надо пересмотреть.

    Евразийцы здесь однозначно говорят, что Россия - самобытная цивилизация, что-то мы берем с Запада, что-то - нет, Запад нам не указ. Западники кричат, что Запад - это столбовая дорогая цивилизации, универсальные ценности, общечеловеческие права. Мы говорим, мол, ничего подобного, это западные права, западные ценности. Хорошие они или плохие - это им решать, пусть они сами разбираются, закат у них или восход. Нас не должно волновать то, что у них происходит, кроме того, как сохранить независимость от них в оборонном смысле. По крайней мере, то, что они предлагают, надо пропускать через фильтр нашего самобытного исторического пути.

    Россия - цивилизация, а если она цивилизация, значит, у нее должен быть цивилизационный код, аналогичный не тому коду, который есть в Бельгии, во Франции или в Германии, а тому коду, который есть в Европе. Европейские страны различны, но совершенно очевидно, что есть общий культурный европейский код, который объединяет всех европейцев. Очевидно, что проблемы с Турцией заключается в том, что турки в этот код не входят с точки зрения некоторых показателей, уровня демократии, экономики. В целом, Турция - европейская страна, но культурный код у нее другой.

    "Голос России": Вы имеете в виду, что именно поэтому их не пускают в Европейский союз?

    Александр Дугин: Конечно. Это очень мощный фактор, на нем играют разные силы. Есть европейский культурный код, и есть такой же евразийский, или российский культурный код. Но если над европейским кодом работает множество центров, он почти очевиден, то евразийский культурный код, который бы служил интегрирующим фактором объединения всех этносов на территории Российской Федерации (а также на территории будущего Евразийского союза, о котором тоже говорил наш премьер), требует разработки.

    "Голос России": Понятно, что это требует разработки, но что в этот евразийский код надо включить?

    Александр Дугин: Самое главное в этом культурном коде - то, что в социологии называется коллективной антропологией. Есть индивидуальная антропология, а есть коллективная. Западное общество построено так, что оно создается из индивидуумов. Например, мы разделим это общество на две части, и эти две части индивидуумов создадут разные общества. Индивидуум - это высшая форма идентичности, это человек, отсюда и права человека, это целая западническая идеология. У нас существует коллективная антропология, у нас целое, больше, чем часть, - это, может быть, высшая форма самого себя. Это идея семейная.

    "Голос России": Такого рода отношения характерны для Азии.

    Александр Дугин: Возможно, это в определенном смысле азиатская черта, но в азиатской черте индивидуум вообще не выделяется, он растворен в этом роде, семье и поколениях. А у нас выделяется, но не так, как в Европе. Получается очень специфическая антропология. Это называется холизмом – философией целостности. У нас общество нельзя разделить на две части, а потом создать два общества, как нельзя расчленить животное, а потом собрать. Вот машину или часы можно разобрать и собрать - это западное общество. А у нас общество как живое существо, если разделили - смерть.

    Это характерно для русских и для других этносов, это нас объединяет, это евразийский культурный код. В нем есть градации, нюансы. Дальше мы этот культурный код делим на разные органические составляющие, уже этносы. Как объединить этносы в цивилизацию, у нас есть царский, сословный и советский опыт.

    "Голос России": Что сейчас, на ваш взгляд, нужно менять в России именно в сфере межэтнических отношений? Как их выстраивать правильно сейчас, учитывая прошлый опыт?

    Александр Дугин: Нельзя, конечно, напрямую вернуться к царскому, к сословному или к советскому обществу. Для этого надо устроить еще одну революцию уничтожения буржуазии, а потом уже отношения восстанавливать.

    Я думаю, что, во-первых, надо осознать, что если мы ничего не будем делать или будем пустяками отделываться от такой серьезной проблемы, то России не будет. Это вопрос жизни и смерти. Во-вторых, надо сделать эту тему приоритетной, и руководителю государства брать за нее прямую ответственность.

    Кроме этого, нам необходимо утвердить собственную цивилизационную систему ценностей, надо подстроить под нее образовательный, информационный процесс, надо сформулировать евразийскую идею и надо эту евразийскую идею донести через систему образования, средства массовой информации, культуру и политику до широких слоев населения.

    Нужно объяснить, что такое этносы, кто такие мигранты, кто свои, кто чужие. Надо резко изменить этническую культуру нашего общества. Нужно объяснить, кто такие граждане, которые отличаются от нас на улицах, и этих граждан, как предлагает Путин, научить основам русской культуры. Для этого надо восстановить, поддержать русских, научить другие народы соотноситься с русскими, но для этого самим русским надо вспомнить, кто они. Мы сами забываем это.

    Необходимо запустить общество нового типа, это работа культурных и информационных институтов. Без образовательной стратегии, направленной на это, мы этого не сделаем, одним министерством мы не обойдемся. Это труднейшая работа, для которой мы не можем выйти предпосылки, потому что как только мы говорим о национальном, все говорят, что это национализм, радикализм - либерализм все решает. Путин авангардным образом ставит эти вопросы, формулирует их.

    Самое главное, что за этими прекрасными словами Путин очень верно указал векторы того, что надо делать. Это и укрепление культурного кода, и сохранение этнической модели, и отказ от буржуазной нации, что многие не видят в его статье. Это совершено правильная вещь, если мы будем строить буржуазную нацию, мы уничтожим этносы. Но все это должно воплотиться в жизнь, и это самое трудное.

     

    Слова и дела

    Александр Дугин, философ, лидер Международного евразийского движения:

    Статья Путина о национальной проблеме очень хороша, глубоко продуманна, логично выстроена. В ней он отметает как неприемлемые либеральные подходы гражданского общества (космополитизм и отказ от всякой коллективной идентичности), буржуазную нацию (она основана на индивидуальном гражданстве и демонтаже этнических общин). Неприемлемы, по мысли Путина, и все формы этнического национализма (и со стороны русского, и со стороны других этносов страны).

    Вместо этого он предлагает евразийский подход. Его смысл таков:

    1. Сохраняем этническую самобытность – как русского ядра, так и иных этносов России;

    2. Отказываемся от стирания этнических различий и, напротив, укрепляем этническую культурно-религиозную идентичность;

    3. Вместе с тем отвергаем все виды политического национализма на этнической основе;

    4. Интегрируем все этносы в единое стратегическое державное пространство;

    5. За основу этого единого державного пространства берём "культурный код" российского общества, как квинтэссенцию исторического и культурного опыта России;

    6. Закрепляем этот "культурный код" в образовательном каноне; 7. Предъявляем требования к мигрантам освоить основы этого "культурного кода" и учитывать традиции России и русского общества как необходимое условие пребывания и работы на территории нашего государства с параллельным ужесточением процедуры регистрации.

    Таким образом, Путин предлагает иерархизировать коллективные и социальные идентичности в соответствии со строго определённой логикой, которая один в один воспроизводит евразийское понимание сущности российского общества, как общества политэтнического и державного одновременно.

    Путин даёт нам знать, что прекрасно понимает: без решения национальной проблемы и ясной стратегии в этом вопросе Россия просто развалится. И берётся за эту трудную проблему в режиме ручного управления, не передоверяя теперь эту сложнейшую тему чиновникам, которые ранее курировали внутреннюю политику в Кремле, но оказались неэффективными и несостоятельными.

    Статья в высшей степени своевременная. Впервые Путин не разбавляет верные суждения наличием двусмысленных замечаний. Он не оставляет лазейки тем, кто хотел бы перетолковать его идеи в либерально-западническом ключе. Огромный прогресс в самой стилистике его программных выступлений!

    Теперь об обратной стороне данного проекта.

    Его реализация представляется чрезвычайно трудной. По следующим причинам:

    1. Национальная структура – самое уязвимое место всей российской социальной конструкции. И враги, и конкуренты России (извне и изнутри) в своих замыслах по развалу страны делают ставку именно на это. Поэтому они сделают всё возможное, чтобы саботировать путинское начинание. Этим будет заниматься (и уже вовсю занимается) как оппозиция, раздувающая межнациональную рознь, так и вторая половина "пятой колонны", которая примется всячески извращать евразийскую стратегию Путина, пользуясь неэффективностью самой власти и конкретных исполнителей. Путину придётся на этом пути столкнуться с колоссальным противодействием, в том числе со стороны собственного окружения.

    2. Сложность темы исключает возможность её эффективного упорядочивания на основе имеющегося у Путина кадрового резерва – зачастую совершенно некомпетентного в таких тонких вопросах. Сможет ли Путин осознать серьёзность ситуации и найти по-настоящему квалифицированные кадры? Вопрос почти риторический. Путин не раз демонстрировал, что может доверять важнейшие направления – например, внутреннюю политику, идеологию, образование, культуру, армию, социальную сферу – совершенно, увы, неадекватным кадрам, дискредитирующим его лично и его курс.

    3. Коррупция, процветающая в российском обществе, способна легко свести на нет все подобные начинания и легко превратить всё в фарс.

    4. И наконец, вызывает недоумение: почему Путин не занимался всерьёз этой назревшей и перезревшей проблемой ранее? Она стояла не менее остро и 8, и 12 лет назад. Не является ли всё это просто предвыборным ходом, за которым не последует никаких реальных действий?

    Лимит на проекты, которые не будут реализованы, и на обещания, которые не будут выполнены, на мой взгляд, у Путина исчерпан. Он в значительной мере растерял доверие народа. Теперь одного его имени недостаточно для всенародного одобрения. Чтобы стать настоящим легитимным президентом в марте (и самое главное, после марта), ему уже недостаточно былых заслуг. Мало просто выдвинуть хорошую программу, куда важнее её полностью реализовать. Надо учитывать и то, что Путин вызывает на Западе аллергию и против него будут задействованы все имеющиеся средства политических, информационных и сетевых войн.

    Поэтому Путин вынужден сегодня чётко формулировать конкретную стратегию, а если будет избран, обязан будет строго выполнять её. У него как кандидата по-прежнему нет, на мой взгляд, серьёзных конкурентов, но его позиции теперь намного более шаткие. Если последуют неверные шаги, народная поддержка может упасть до критического уровня.

    Эти опасения усиливаются от того, что Путин потерял слишком много исторического времени на непоследовательной, малоэффективной реализации тех планов и проектов, успешности которых ждало общество, начиная с 2003–2004 годов. Сегодня последний звонок. Путину необходимо сплотить вокруг себя группу идейных единомышленников, жизненно заинтересованных в спасении России в столь сложный критический момент, когда неудача для него лично будет означать провал, а для России, возможно, конец.

    Поэтому в пробуждении (пусть и запоздалом) Путина заинтересован не только он, но и всё наше общество, весь наш народ.

     

     

     

    Архивы Евразии

    23.02.2009 - Кремль ведет политическую игру с США - Александр Дугин: "Война является крайним средством, однако, американские базы в Грузии являются большим ужасом, и Москва должна сделать все, чтобы там не размещались американские базы"

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5