Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

16 декабря, суббота Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    СМИ о евразийстве | ''Политический журнал'' | Евразия без Царя во главе | Константин Волгин: ''Именно грядущую диктатуру как высшую точку в историческом развитии России постоянно воспевает в своих статьях Александр Дугин'' | 16.05.2007 Напечатать текущую страницу
    Дугин считает единственно возможной формой исторического существования России империю

    После заката Европы: у российских неоевразийцев свое геополитическое видение

    Нация или власть?

    Идеолог империи

    Евразия без Царя во главе

    Критические замечания о евразийской теории

    Опубликовано в аналитическом издании "Политический журнал" № 13-14 (156-157) от 10 мая 2007

    Идеология евразийства как концепция зародилась в первые десятилетия ХХ в. и была тогда скорее набором теоретических изысканий группы интеллектуалов, таких как князь Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев и ряд других. Очевидно, что тогда это была реакция на потрясшие Россию и всю русскую ойкумену исторические события, одной из многих попыток объяснить, что произошло в результате революционной смуты и что в «новой» России осталось от прежней.

    В конце прошлого столетия известный мыслитель и общественный деятель, один из основателей (наряду с Эдуардом Лимоновым) национал-большевистской партии Александр Дугин предпринял попытку сделать евразийство массовой идеологией, которая могла бы стать основой для формирования реальной политической силы, способной оказывать влияние на события в стране.

    Нельзя сказать, чтобы Дугину и его сподвижникам удалось добиться заметных успехов на ниве практической деятельности (все-таки созданные ими движение «Евразия» и Евразийский союз молодежи (ЕСМ) остаются довольно маргинальными организациями), тем не менее им удалось выработать весьма последовательную и продуманную идеологическую конструкцию. Поэтому независимо от того, сбудутся ли надежды координатора ЕСМ Павла Зарифуллина, заявившего недавно, что именно евразийцы будут заниматься «интеллектуальным окормлением новой российской власти после 2008 года», или нет, сконструированная евразийцами на их многочисленных слетах и «интеллектуальных конгрессах» политологическая конструкция небезынтересна и, как минимум, заслуживает право на уважительное внимание к себе.



     

     

     

    Архивы Евразии

    16.05.2005 - Россия – европейская страна? - Александр Дугин: "Россия - не европейская страна. Россия - страна евразийская. Она сочетает в себе элементы восточных и европейских тенденций. Но это наложено на фундаментальную азиатскую почву, которая превалирует"


    Основатели философии евразийства (слева направо): Савицкий, Трубецкой и Сувчинский

    Собственно, сам Александр Дугин не раз определял идеологию своего движения как «неоевразийство», подчеркивая тем самым как свою идеологическую преемственность мыслителям 1920–30 гг., так и невозможность в наше время принять весь комплекс их идей без учета произошедших за последние десятилетия изменений. «Неоевразийство начало складываться как социальное, философское, научное, геополитическое, культурное течение в конце 1980-х. Отталкиваясь от наследия русских евразийцев 1920–30-х гг., вобрав в себя духовный опыт старообрядческой традиции русского православия, обогатившись социальной критикой русских народников, социалистов, по-новому осмыслив достижения советского этапа отечественной истории, освоив философию традиционализма и консервативной революции, геополитическую методологию и оригинальные революционные учения западных «новых левых», неоевразийство стало единственной серьезной мировоззренческой платформой в современной России, оформилось в научную школу, в систему социальных и культурных инициатив», – говорится в написанном в 2001 г. Александром Дугиным манифесте евразийского движения с говорящим названием «Евразия превыше всего».

    Таким образом, если судить по приведенной цитате, неоевразийство вобрало в себя опыт практически всех философских и политологических концепций последних нескольких столетий, за исключением, может быть, либерализма. Вообще через многие тексты евразийцев красной нитью проходит мысль о том, что все предшествующие неоевразийству идеологические концепции были лишь ступенями на пути к рождению высшего синтеза, которого и удалось наконец достигнуть в наше время Александру Дугину и его сподвижникам.

    В том же «Манифесте» об этом говорится прямым текстом: «Для евразийцев – последовательных и убежденных русских патриотов – была очевидна ущербность того, как Национальная Идея была оформлена в Российской империи. Лозунги вроде уваровского: «Православие, Самодержавие, Народность» были лишь ширмой, скрывавшей вполне западное – а значит, чуждое и разрушительное для России – содержание. Советская модель формулировала Национальную Идею в классовых терминах, игнорируя национальную стихию, отметая Веру отцов. Был необходим синтез, новый подход. И он евразийцами был найден...»

    По сути дела, в построениях евразийцев Российская империя выступает как своего рода гегелевский тезис, соответственно СССР становится антитезисом, а высшим синтезом при этом становится Евразийская империя. Характерно, что в процессе этих изменений Россия теряет свое исконное наименование, что понятно, поскольку на новом, высшем этапе исторического развития оно ей уже скорее всего не пригодится.

    Однако игра словами бывает небезопасна, как говорил в известном советском мультфильме капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Трудно не заметить, например, что топонимы «Московская Русь», «Россия» и «Российская Федерация» подразумевают несколько разное содержание. Поэтому очевидно, что когда вместо слова «Россия» Дугин со товарищи настойчиво используют термин «Евразия», это не может быть случайным.

    В своей недавней статье, опубликованной в выпущенном «Евразийским союзом молодежи» сборнике «Будущее российской государственности» А. Дугин, говоря о введенном с легкой руки замглавы администрации президента Владислава Суркова понятии «суверенной демократии», пишет: «Понятие «суверенная демократия» – это неологизм, созданный в современной России при осмыслении особенностей политического строя и политической системы, сложившей в ходе правления президента Путина. Путин пришел к власти, обладая двойным политическим мандатом <…> Можно сказать, что элиты поручили Путину заботиться о «демократии», а вот массы, народ, потребовали от него сохранения и укрепления национально-государственного «суверенитета», пострадавшего за годы либеральных реформ».

    Фактически Дугин указывает на то, что основной целью существования любого государства является защита и укрепление собственного суверенитета. То есть именно суверенитет как возможность для населения определенной территории самому решать вопрос о власти – главная цель всех устремлений. По большому счету государство, по мнению евразийцев, существует лишь для того, чтобы отстаивать и укреплять свой суверенитет. Из этого вытекает тот факт, что и форма управления государством для них, в общем-то, вторична, а ее выбор определяется тем, насколько та или иная форма государственного управления служит цели укрепления суверенитета страны. Поэтому, по сути дела, здесь возможны практически любые формы правления, мерилом права на их существование является их способность обеспечивать суверенитет.

    В такой ситуации ключевым, естественно, оказывается вопрос о носителе этого суверенитета. Действительно, ведь по словам Дугина, «само понятие «суверенитет» предполагает, что над тем, кто им обладает, нет никакой высшей власти и никто не вправе его судить. Наоборот, это он судит всех остальных по своим критериям и своим оценкам».

    Над сувереном нет судьи, нет ничего и никого, кто мог бы оценивать его поступки, ибо суверен сам для себя устанавливает правила по своим собственным представлениям и пожеланиям. Так в системе традиционной монархии никто в государстве не может требовать от монарха ответа за его поступки, но при этом все знают, что над ним есть Высший суд, Суд Божий. Собственно говоря, в условиях традиционной монархии высшим сувереном является даже не сам монарх, а стоящий над ним Бог, как бы делегирующий монарху свою власть над его подданными.

    Однако у евразийцев Творец мира фактически устранен из истории и люди вынуждены сами как-то обустраиваться на оставленной Высшим Промыслом земле, они стали суверенны. Соответственно и созданная ими власть должна будет выполнить их волю, а не чью-нибудь иную. Суверенность же, при таком понимании, не просто независимость, это прежде всего неподсудность и в конечном счете безответственность.

    Неудивительно, что при таком подходе именно народовластие оказывается, по Дугину, высшей ступенью развития государства. «Современная Россия впервые за всю нашу политическую историю, – пишет Дугин в той же статье из сборника «Будущее российской государственности», – возвела именно народ, не династию, не класс, не партию, а народ в статус высшего политического субъекта, носителя верховной власти». Далее, отметив, что такая ситуация возникла внешне случайно, лишь потому, что «демократы» просто копировали западные конституции», вводя третий пункт Конституции 1993 г., который закрепляет высший политический суверенитет за народом, Дугин, ссылаясь на Гегеля, поясняет, что на самом деле случайностей не бывает. «Гегель в свое время говорил о «хитрости мирового разума», согласно которой совокупность случайных и подчас хаотических действий и решений отдельных людей складывается в развертывание единого мирового замысла. Так мировой дух ведет человечество к высшей цели». Высшей целью истории России оказывается, таким образом, закрепление высшей власти за народом. Действительно, трудно не заметить, что евразийцами был учтен опыт «русских народников и социалистов».

    Итак, все более или менее понятно. Народ является высшим носителем суверенитета, основная задача государства сохранять и укреплять этот суверенитет, руководствуясь при этом, естественно, волей своего суверена.


    Александр Дугин всерьез считает свое «неоевразийство» единственной серьезной мировоззренческой платформой

    Дугин считает единственно возможной формой исторического существования России империю. При этом империя в данном случае понимается евразийцами вне какого-либо сакрального контекста. Все намного прозаичнее, Россия занимает определенное, во многом ключевое геополитическое положение на карте мира, и империя является единственной формой организации занимаемого нашей страной пространства, позволяющей успешно сохранять его единство и независимость. «Как только Россия перестает быть империей, – утверждает Дугин, – сама она становится легкой добычей для других империй, которые строятся за наш счет и на наших ресурсах. Тезис о «нормальном государстве», то есть в отказе от имперского предназначения России, уже есть завуалированное предательство. Никакое «нормальное», то есть периферийное, малое региональное государство в современных условиях отстоять своего суверенитета не способно». То есть империя для евразийцев – это прежде всего оптимальный способ организации геополитического пространства, занимаемого народами, населяющими Россию, позволяющий наиболее эффективно охранять его от внешних посягательств, в конечном счете, сохранять полный суверенитет этих народов, прежде всего, конечно, русского, над его ресурсами.

    И все же империя для евразийцев – это, как уже было сказано, лишь способ организации геополитического пространства. А поскольку это пространство находится между Европой и Азией, частично располагаясь в пределах обоих этих континентов, то и логично, что самым точным названием для него будет Евразия и, соответственно, образованная для контроля над этим пространством империя точнее всего может быть названа Евразийской. Однако изначальная слабость такого наименования состоит в том, что оно определяет называемый предмет относительно других. Пространство между Брестом и Владивостоком определяется евразийцами по своему отношению к иным пространствам.

    Это неудивительно, поскольку евразийская империя для Дугина и его сподвижников – это прежде всего проект, который можно замыслить, разработать и реализовать. Реальная же, живая Россия не может быть проектом, наоборот, она сопротивляется любым проектам, перемалывая их в ходе живой истории. Так было и с советским проектом, то же происходит сейчас на наших глазах с либеральным проектом, реализуемым в нашей стране с начала 1990-х гг. Кстати сказать, предшественники евразийцев тоже начинали с переименования России.

    По сути дела евразийцы остаются в рамках просвещенческой парадигмы Модерна. Они оставляют человека и все человечество наедине с его проблемами, не допуская возможности участия Высшего Промысла в истории. Все более чем рационально: государствами движет борьба за свой суверенитет, высшая форма суверенности – наднациональная империя. Империя и имперский народ не служат никому и ничему, кроме самих себя.

    Поэтому, собственно, евразийская империя не предполагает наличия монарха. Самодержавный монарх, получающий власть не по воле народа или отдельных его слоев, а по праву рождения, то есть фактически по воле Божьей, несовместим с представлением о народном суверенитете с правом народа самостоятельно распоряжаться своей исторической судьбой так, как это ему угодно. Следовательно, евразийцы неизбежно приходят к мысли о диктатуре. В своей статье из сборника «Будущее российской государственности», так и названной – «Диктатура», Александр Дугин пишет: «Диктатура вводится тогда, когда традиционный политический уклад и имеющиеся легальные институты и инстанции не могут справиться в рамках обычной управленческой практики с остро стоящими историческими задачами. Диктатура есть приостановление политико-административной легальности любого типа – как демократической или аристократической. При слабом монархе роль диктатора вполне мог играть канцлер».

    Власть диктатора, по мнению евразийцев, исходящих в данном случае из концепции, изложенной в классическом исследовании о природе диктатуры немецкого политического мыслителя первой половины ХХ в. Карла Шмидта, так или иначе, всегда является делегированной. То есть, в отличие от монарха, диктатор не является сувереном, право на власть ему всегда передано истинным носителем суверенитета, которым может быть в зависимости от исторической ситуации кто угодно. В нашем случае это, как уже было сказано выше, – народ. Именно он обладает правом выбрать себе диктатора, вручив свою судьбу на определенных условиях в его руки.

    Так или иначе, власть диктатора имеет договорную природу, чем она принципиально отлична от власти монарха, право на власть которого не обусловлено никакими условиями. Это положение в определенной степени распространяется даже на конституционную монархию, так как подразумевается, во всяком случае формально, что конституционные права дарованы народу государем, добровольно самоограничивающим свою власть.

    Власть монарха по природе своей иррациональна, и для остающихся, несмотря на весь свой антизападный пафос, заложниками западного рационалистического дискурса евразийцев это неприемлемо. Видимо, сакральное, по их мнению, не должно так прямо вторгаться в ход земной истории. Юридически легитимированная «волей народа» власть диктатора им гораздо понятнее и ближе.

    Именно грядущую диктатуру как высшую точку в историческом развитии России постоянно воспевает в своих статьях Александр Дугин: «Впереди нас ждет диктатура. Но отчаиваться не стоит. Во-первых, нам не привыкать, а во-вторых, есть основания считать, что на сей раз она будет отвечать интересам не узких групп олигархов и даже классов, но всего народа, интересам нации, интересам России». Вопрос только в том, будет ли вооруженный идеями евразийства будущий диктатор действительно руководствоваться интересами России в соответствии с ее вековыми устремлениями и ее высшим предназначением или же станет снова строить на русской земле новый фантом, имя которому на этот раз будет Евразийская империя.

    Константин Волгин
    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы