И вместо того чтобы разобраться с этими понятиями, все ограничивается лишь заклинаниями о "всеобщем равенстве", о "многонациональном", "многокультурном" обществе. Глубинные моменты человеческой психологии, связанные с этнической идентификацией, загонялись в подполье, не рассматривались открыто, не обсуждались в обществе, а, наоборот, клеймились.
То, что произошло в Кондопоге, - это, безусловно, спонтанная драка с убийством, спонтанное столкновение, которое, тем не менее, приобрело межэтнический характер. Как бензин зажглась вся социальная ситуация, вспыхнула межэтническая рознь, пошла бурно и неконтролируемо реакция выбора позиции - "за кого ты, за тех или за других?".
Безусловно, существуют проблемы этносов. Если в русско-карельский северный город приезжают представители Кавказа и еще начинают заниматься определенным специфическим бизнесом, основанным на этнических связях, естественно, рано или поздно это породит социальное напряжение. События в Кондопоге - это, по сути дела, разновидность этнического погрома. Здесь, как и в любом межэтническом конфликте, принципиально нельзя найти ни правых, ни виноватых. Не бывает чистых жертв и чистых агрессоров.
"Русский Север": То есть этнический погром, и все правы или все виноваты? Кого наказывать-то будем?
Александр Дугин: Совершенно невозможно найти и наказать так называемых "зачинщиков". Когда конфликт переходит в межэтническую область, то понятия "правый" и "виноватый", "жертва" и "палач", "зачинщик" и "пострадавший" упраздняются. Возникает инстинктивное желание обменяться формами коллективной ответственности и соответственно поступить с противником, который уже приобретает статус этнического врага, а не просто человека, совершившего неправильный или криминальный поступок. Раз у нас нет последовательной этнической политики, четкого представления о том, что такое "российская идентичность", раз у нас нет культуры воспитания людей в соответствии с той или иной национальной моделью, мы не вправе требовать от наших граждан, чтобы они каким-то правильным образом выстраивали систему межэтнических отношений. Просто слова о "толерантности" ничего не значат, тем более что это не юридическая категория и очень расплывчатый термин.
При отсутствии определенной этнической политики, образовательной системы, которая готовила бы россиян, особенно молодежь, существовать в обществе, где живут представители разных этносов, невозможно требовать от людей, чтобы они действовали в соответствии с какими-то правилами, которых они просто не знают, о которых они не уведомлены и которые еще никем не сформулированы.
Вместо продуманной этнической политики каждый человек на уровне своего понимания может выстроить себе самую экстравагантную концепцию, в том числе и демонизирующую другие этносы и оправдывающую в своих глазах и в глазах своего окружения любые действия.
"Русский Север": Вы видите конкретные пути решения этой проблемы?
Александр Дугин: Да, четкая политика и последовательное воспитание (образование). Следует обратить внимание на различие этнического самосознания местного населения, то есть, например, русских и этнических меньшинств, которые искусственным образом без естественных исторических предпосылок оказываются в зоне традиционного компактного проживания русских, как некая новая этническая и социальная группа. С точки зрения гражданского права существует абсолютная свобода перемещения по России всех граждан России или всех людей, которые получают легальные документы на проживание и работу в России. Здесь юридическая сторона безупречна, но, меняя место жительства, представители небольших этносов России держатся, как правило, более сплоченно, с чувством взаимной выручки и взаимной поддержки, что отличает их от местного населения. Кроме того, они продолжают, что совершенно естественно, организовывать свою профессиональную деятельность, свое общежитие в соответствии с собственными этническими культурными архетипами. Их никто не учит поведению в среде коренного населения.
Когда русский народ, который составляет подавляющее большинство жителей России, находился на духовном и культурном подъеме, процесс ассимиляции небольших этнических групп или просто их адаптации в этих условиях проходил сам собой. Но сегодня, когда у русского народа есть проблемы с самоидентичностью, когда сама русская национальная идея постоянно оплевывается, и людям прививается некий комплекс за то, что они являются русскими, когда их унижают, когда сам факт национальной этнической принадлежности к великороссам считается чем-то едва ли не позорным, - мы получаем, конечно, очень печальную картину. Забитые представители русского этнического большинства проигрывают по всем параметрам сплоченному, достаточно бурному и активному этническому меньшинству, которое решает поселиться в зоне компактного проживания русских. И если с точки зрения законов - это абсолютно нормальная и понятная вещь, то с точки зрения культурной и социокультурной - это чревато нагнетанием психологической обстановки, что рано или поздно выливается в погромы с жертвами. Причем с жертвами не просто хулиганских действий и разборок, но с жертвами межэтнического конфликта.
В Кондопоге (а теперь опубликованы данные и по другим регионам, хоть и менее драматичные, но имеющие сходный сценарий) все эти элементы присутствовали. Пьяная разборка с азербайджанцем-барменом перерастает в массовую драку с участием вооруженных чеченцев, в результате которой два человека убиты, а многие тяжело ранены. Вся история обрастает слухами об отрезанных ушах и криках "Аллах акбар!". После этого возникает устойчивая психологическая потребность солидарности со "своими", которые тем более оказались жертвами, и выражение ненависти в отношении "чужих", выступивших в роли агрессоров. Все дело усугубляется колоссальным уровнем коррупции местных административных и правоохранительных органов, которые оказываются здесь в роли "пособников чужих".
В такой ситуации невозможно искусственно заставить русских отказаться от солидарности с теми, кто оказался в данной истории в качестве жертв. В этом и состоит фундаментальная опасность подобных конфликтов с межэтнической подоплекой - их легко зажечь, но чрезвычайно трудно погасить. Мифы ненависти мгновенно обрастают массой новых эпизодов и впечатляющих подробностей. В результате коллективная вина возлагается уже на всех "кавказцев".
Дальше - больше. Вся ситуация в Кондопоге тут же становится объектом политического пиара радикальных националистических организаций, которые начинают стремительно подливать масла в огонь. Едва ли можно себе представить, что они действуют только по своей воле. "Бей инородцев!" даже в самом больном уме не может быть выражением "национальной идеи". И напротив - для врагов России чрезвычайно выгодно представить российских истинных патриотов - "бандой погромщиков".
Призывы к межнациональной розни служат исключительно дестабилизации социальной ситуации и созданию хаоса в стране накануне 2007-2008 года. Тактика разжигания межнациональной розни и создания цепи конфликтов по линии межэтнического противостояния имеет, к сожалению, немало шансов доставить власти серьезные неприятности, нанести удар президенту Путину и той системе взаимопонимания между властью и народом, которая складывается на наших глазах.Это самое уязвимое место, поскольку власть не готова изложить основы четкой, ясной этнической политики, не готова признать легитимность просвещенного и позитивного русского "национализма любви", не готова привести к гармонии различные чаяния разнообразных этнических групп, населяющих Россию.
"Русский Север": Вы, как двигатель евразийского направления в российской политике, что можете выделить в идеологии "Россия-Евразия", что могло бы дать позитивный сдвиг в создавшейся взрывоопасной этноситуации?
Александр Дугин: Сейчас настало время для того, чтобы евразийство стало официальной государственной политикой. Евразийский ответ на события в Кондопоге заключается в том, чтобы были сняты табу и запреты с пропаганды "национализма любви" или позитивных форм русской, великоросской национальной идентичности. Это не замедлит дать позитивный результат, поскольку человек, который хорошо знает и любит свою традицию, который учится этому в семье, школе и в обществе, по определению не может презирать или ненавидеть этническую традицию других народов. В том-то все и дело, что сегодня большинство русских оторвано от своих корней. Поэтому сохранение идентичности у других народов в ситуации, когда сами мы ее стремительно теряем, вызывает у нас раздражение, а иногда и ненависть.
Так уж сложилось исторически, что наши собственные корни, наши собственные традиции были у нас почти отняты. Нам было запрещено поднимать вопрос о нашем этническом наследии, и те, кто это делал, сплошь и рядом попадали под репрессии. Необходимо снять эти запреты и вывести "в светлое" (из темного подполья) закономерное чувство национальной гордости великороссов.
С другой стороны, это чувство национальной гордости должно сопрягаться с углубленным знанием этнических культур и истории этносов, населяющих Россию и братские страны ближнего зарубежья. Мы должны уметь отличать чеченца от азербайджанца, азербайджанца от армянина, армянина от аварца, лезгина от якута, таджика от узбека. Это совершенно разные народы с разной историей. Некоторые из них являются гражданами России и имеют полное право на проживание здесь, другие являются нашими друзьями и гостями из ближнего зарубежья. Хотя совсем недавно мы все были жителями единой страны.
Есть в сегодняшней России представители других народов, которые никогда не проживали с нами в едином государстве, например, китайцы. И каждый из этих народов, модель типичного поведения каждого из этих этносов требует от великороссов совершенно специфического отношения. Но, с другой стороны, сами эти этносы, перемещаясь на территории компактного проживания великороссов, обязаны изучать основы российской культуры, национальной культуры, следовать нашим традициям, устоям, приспосабливаться к ним, чего сплошь и рядом гости наших городов, деревень и селений не делают.
"Русский Север": Другими словами, главный вызов России сегодня - это национализм (будь он "национализм любви" или национализм в его самых агрессивных форматах)?
Александр Дугин: Да, это то, что может быть в том числе использовано нашими противниками в период 2007-2008 годов. Россия, как и во все свои времена - полиэтническое государство. Этническая культура - это очень тонкая вещь. Здесь значение имеет не просто внешний вид, но еще и манера поведения, взгляды, жесты, интонации. Если мы хотим, чтобы гостей наших городов и сел принимали с распростертыми объятиями, с русским радушием, люди, которые приезжают и поселяются в этих городах, должны учитывать наш этнический настрой. По меньшей мере, примиряться с ним, адаптироваться к местным условиям. Всех нас спасет только любовь к собственным этническим корням и разработка последовательной, гармоничной, стройной государственной этнической политики.
История с Кондопогой показывает, что время пришло, что больше тянуть невозможно, поскольку та же ситуация, которая сложилась в социуме Кондопоги, в этническом ключе, в профессиональном ключе, в психологическом ключе - это вся Россия (а касаясь государственной целостности стран постсоветского пространства - все гораздо шире!). Кондопога на самом деле может стать только началом пути в бездну. Поскольку путь межэтнических столкновений - это путь к распаду, к концу России, к утрате нашим народом, нашим государством ведущих позиций в мировой геополитике.
Беседовал Виталий Соколов