Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

16 декабря, суббота Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Интервью Дугина | Журнал ''Родина'' | Евразийский проект: возвращение домой | 05.10.2005 Напечатать текущую страницу

    Евразийский проект: возвращение домой

    Опубликовано в российском историческом иллюстрированном журнале "Родина" № 9 (2003)

    Александр Гельевич, не кажется ли Вам, что после того, как евразийство перестало быть просто историко-философской категорией, а стало фактором актуальной политики, это понятие в какой-то степени утратило свою определённость и релевантность? Ведь о евразийстве на рубеже веков заговорили многие, причём применительно к совершенно разным сюжетам. С евразийской идеей связывают теорию пассионарности Л. Н. Гумилёва, со своим пониманием евразийской духовности выступил исламский интеллектуал Шариф Шукуров… Возможно ли, на Ваш взгляд, непротиворечивое, конвенциальное современное прочтение евразийства?

    В генезисе евразийства можно чётко выделить два периода. Первый – это «классическое» евразийство, созданное нашими философами-эмигрантами в начале 1920-х годов. Тогда рядом молодых мыслителей был выработан определённый спектр мировоззренческих интуиций, сочетающий в себе как традиционные для русского консервативного мышления темы (ценность Империи, православная духовная идентичность, самобытность России), так и новаторские подходы (идеократия, критика «романовской» государственности, необходимость модернизации и мобилизации русского общества и т.д.). Одним из существенных элементов идеологии классического евразийства была переоценка монгольского завоевания, восприятие Чингисхана как создателя государства-предшественника российской великой державы – вообще позитивная оценка тюркского фактора в русской истории (особенно в период до возникновения Московской Руси). Сочетание традиционных и авангардных моментов в интеллектуальных разработках евразийцев давало повод называть их «православными большевиками» - хотя, быть может, более правильным было бы определение «консервативные революционеры».

    Родина Евразийский проект: возвращение домой

    Релевантные ссылки:

    Контакты двух президентов – хороший знак

    Евразийский проект есть проект великого возвращения к истокам



    Первый период закончился к середине 1930-х годов, и в становлении евразийства наступила определённая пауза, которая заполнялась творчеством фактически одного человека – Льва Николаевича Гумилёва. Произведения Гумилёва, в которых судьбы России вписаны в грандиозную историческую сагу «степного пояса» Евразии, принципиально не могут быть поняты без учёта всей совокупности подходов, разработанных его предшественниками. Сам Лев Николаевич незадолго до смерти называл себя «последним евразийцем», имея в виду «классическую» стадию развития этого направления.

    В середине 1980-х годов мы с группой единомышленников обратились к идейному наследию евразийства. Для того, чтобы отличать второй, современный этап «биографии идеи» от классического, некоторые исследователи сегодня используют термин «неоевразийство». Это понятие включает в себя, во-первых, актуализацию классических евразийских идей; во-вторых – развитие и модернизацию методологий, заложенных «классиками» в 1920-1930-е годы. В своём анализе основных тенденций мирового развития мы опираемся на привлечение колоссального научного аппарата геополитической мысли (у «классиков» это было намечено буквально в одной-двух статьях). В частности, написанный мной учебник «Основы геополитики» даёт развёрнутый вариант применения евразийской философии к анализу международной ситуации. Сегодняшние российские евразийцы творчески переосмысливают не только отечественных авторов, но и европейских провозвестников и идеологов «Третьего пути», «консервативной революции», традиционализма…

    Мы всегда подчёркиваем свою прямую концептуальную преемственность с классическим евразийством - одним из влиятельнейших направлений русской мысли первой трети ХХ века. Однако в идейном плане неоевразийство – это древо, появившееся из небольшого ростка – евразийства классического. Можно с уверенностью сказать, что наше направление является вполне новаторским и оригинальным.

    Теперь – о современном содержании рассматриваемого нами термина. На самом общем уровне неоевразийство представляет собой альтернативный проект глобализации, который предполагает строительство не «единого мира», а нескольких «больших пространств» или новых империй – американской, европейской, евразийской, тихоокеанской, арабо-исламской… Многополярность, о которой говорят евразийцы, не может определяться количеством всех номинально суверенных государств, существующих в мире. Многие государства по своему потенциалу не способны являться «полюсами» – их десуверенизация предопределена. Но мы предлагаем, чтобы они делегировали часть своего суверенитета не в пользу мирового правительства, а в пользу своей цивилизационной зоны, находящейся в состоянии баланса с другими такими же зонами. На этом уровне евразийство есть философия многополярного мира.

    Второй уровень евразийской идеологии – «Старый Свет против Нового Света», т.е. мир традиции и культуры против мира бездушной материалистической технологии и манипулирования человеком как механизмом.

    Далее. Мы выступаем за преобразование СНГ путём создания на его базе Евразийского Союза (из всех постсоветских лидеров эта идея ближе всего Президенту Казахстана Н. Назарбаеву). Параллельно с интеграцией постсоветского пространства должно состояться установление стратегического альянса северной и южной частей континента по «осям» Москва – Анкара, Москва – Тегеран, Москва – Дели, Москва – Пекин, Москва – Токио…

    На внутригосударственном уровне евразийство предполагает отношение к Российской Федерации как к полноценной империи, что предполагает отказ от насильственного «укатывания» всего многообразия российской жизни под один стандарт, а также широкое привлечение всех народностей и конфессий к государственному строительству без утраты ими собственной идентичности.

    На региональном уровне евразийство способно в местах компактного проживания русских выступить в качестве непротиворечивой и корректной формулы национальной идеи, а в этнически смешанных зонах – создать специфический климат межкультурного и межрелигиозного взаимопонимания.

    Мы выступаем за укрепление внутренних связей и коммуникаций, соединяющих регионы и Центр и обеспечивающих территориальную целостность государства.

    Неоевразийство – это не просто философия или идеология, это государственная стратегия, находящаяся в стадии своего становления. Как и в любом живом течении, в нём бывают непродуктивные ответвления, мешающие развитию «наросты». Но в целом, я бы не стал говорить, что евразийство утрачивает свою релевантность. Напротив, современный этап характеризуется всё большей ясностью и определённостью по таким ключевым вопросам, как понимание сущности России и СНГ, механика социально-экономических процессов на постсоветском пространстве. Сегодня евразийство даёт свой ответ на вызов глобализации, конкретизируя концепцию многополярного мира.

    Переходя к современным международным реалиям – как Вы оцениваете применение наработок евразийства в политике?

    Шаги в этом направлении могут быть весьма интересными и продуктивными. Наиболее яркий пример успешной конвертации этой философии в политику я вижу в деятельности крупнейшего современного евразийца-практика Нурсултана Назарбаева. В Казахстане евразийство – влиятельнейшая идеология. Руководство страны сочетает понимание глубинного потенциала этого направления с корректным воплощением его в государственно-политическом строительстве. Республика Казахстан выстраивает свою прозорливую внутри- и внешнеполитическую стратегию, опираясь на по-настоящему революционные (в контексте СНГ) решения.

    Очень большой интерес к евразийству сейчас наблюдается в Турции. Евразийские идеи здесь объединяют достаточно широкие круги – левых (в частности, Рабочую партию Турции) и консерваторов-националистов, общественных деятелей и экономистов… Во всех случаях евразийство в Турции означает ориентацию на альянс с Россией в стратегическом контексте Причерноморья, Кавказа и даже Средней Азии. Многие турецкие политики сегодня говорят о необходимости смены приоритетов внешней политики страны – с атлантистских на континентальные. Таким образом, евразийское движение в Турции имеет очень конкретное антиатлантистское наполнение, полностью соответствующее изначальному вектору евразийской философии.

    К сожалению, имеются и примеры, когда в России некоторые недобросовестные деятели пытаются псевдо-евразийской фразеологией прикрыть сомнительные инициативы исламистского толка. Здесь они вступают в противоречие с самой сущностью евразийства, выходят за его смысловые «лимиты». Стоит напомнить, что изначально евразийство – это русская патриотическая идеология. Конечно, оно вовлекает в свою орбиту и представителей иных народов и культур Евразии; позитивно относится к православию и исламу как к двум великим духовным традициям континента, которые призваны, вместе с другими традиционными конфессиями, выработать общую стратегию ответа на вызов глобализации. Наше мировоззрение предполагает своеобразную «симметрию» – славянофилию для тюрок и тюркофилию для славян. Там же, где начинается пропаганда исключительности «миссии» какой-либо нации или религии, и тем более возникает религиозный экстремизм – там о евразийстве не может быть и речи. Точно так же, как евразийство несовместимо с атлантизмом, оно не может сочетаться и с исламизмом. Приходится констатировать, что провокационные действия безответственных политических манипуляторов способны замутнить в сознании многих первоначально ясный и определённый смысл понятия «евразийство».

    Какими видятся в евразийской перспективе основные ориентиры и приоритеты взаимодействия России со странами Центральной Азии и, в особенности с государством, занимающим такое ключевое положение, как Казахстан?

    Жителям Казахстана удивительно повезло, что во главе государства в переломный исторический период оказался человек, являющийся исторической фигурой колоссального масштаба. Нурсултан Назарбаев – прекрасный политик-практик, мудрый, последовательный, способный находить адекватные решения в сложных условиях. Эта личность по своему историческому мышлению и кругозору значительно превышает уровень обычного национального лидера. Именно он подал идею новой интеграции постсоветского пространства и создания Евразийского Союза.

    Большое значение для будущего имеет тот факт, что идея объединения исходит от государства, которое обрело суверенитет в результате развала Советского Союза и которое обладает мощным экономическим потенциалом, позволяющим проводить независимый политический курс.

    Нурсултан Назарбаев был первым, кто подал идею трансформировать СНГ, преобразовать Содружество из инструмента «цивилизованного развода» бывших союзных республик в механизм реальной интеграции. Фактически, он предложил переломить победившую на определённом этапе тенденцию политического развития. Имея такого партнёра, как руководимый Назарбаевым Казахстан, Кремль получает уникальный шанс – вернуться на магистральный путь отечественной истории, к объединению евразийских пространств, «собиранию земель».

    Сотрудничество с Казахстаном даёт России геополитический потенциал, совершенно необходимый для обеспечения стратегической безопасности в Средней Азии и на Кавказе. Фактически, именно Казахстан «дополняет» Россию до достаточного евразийского масштаба. Для нас жизненно важна Украина, очень важна Белоруссия. Но значение этих союзов будет не полным, если не удастся реализовать альянс с Казахстаном. Главная ось постсоветской интеграции – это ось Москва – Астана.

    В перспективе интеграции стран особую роль играют взаимоотношения их лидеров. Сегодня – исключительный исторический момент ещё и потому, что и Президент Казахстана, и Президент России согласны с евразийским проектом реорганизации постсоветского пространства. Мы верим, что они ведут наши страны к созданию Евразийского Союза – в форме конфедерации или федерации. Это отвечает экономическим и политическим интересам каждого из участников процесса.

    Мы сможем сохранить свою суверенность только сообща, создав на постсоветском пространстве единый полюс многополярного мира. Одновременно с объединённой Европой, с могучим Китаем и сильной Японией постсоветская Евразия способна войти в мир новых государственно-цивилизационных образований и отстоять свой суверенитет наряду с другими, также коллективными суверенитетами. Но сами по себе ни Россия, ни Казахстан не обладают достаточными геополитическими и иными ресурсами. Более того, существует опасность, что глобализация не только «сомнёт» нашу национально-государственную идентичность, но и противопоставит две страны друг другу...

    Таким образом, общие интересы России и её центральноазиатских партнёров выдвигают императив срочной, незамедлительной интеграции. Важными шагами в этом направлении является работа в рамках таких проектов как Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сотрудничество, Договор о коллективной безопасности. Наше Международное Евразийское Движение поддерживает эти межгосударственные инициативы.

    Хочу подчеркнуть, что евразийский проект – не верхушечный сговор элит, он отвечает коренным интересам народов и предполагает интеграцию гражданских обществ во всём их многообразии.

    А как в контексте евразийской геополитики можно оценить перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану?

    Я вижу в этом дружественный жест по отношению к России. Произошёл перенос столицы в Северный Казахстана, в направлении Русской земли. Это значительно облегчает контакты между правительственными организациями и политическими структурами. Кроме того, перемещение центра государства в сторону Хартленда, «сердцевинной земли» континента, придаёт Республике Казахстан дополнительную геополитическую устойчивость.

    Как, на Ваш взгляд, сложится судьба русского населения Казахстана?

    За все постсоветские годы Казахстан в наименьшей степени был подвержен болезни агрессивного национализма. На сегодняшний день межэтническая ситуация в республике вполне благоприятная и гармоничная. В дальнейшем, при реализации евразийского проекта, миллионы казахстанских русских смогут вновь обрести великую Родину, никуда не уезжая. Они вернутся на Родину в Евразийском Союзе – оставаясь при этом там, где они пустили корни – в Алма-Ате, Чимкенте, Астане… Нурсултан Назарбаев, как по-настоящему прозорливый лидер, стремится решить проблему не путём депортации или «обмена диаспорами», а путём объединения демографических потенциалов двух стран. В результате – территория нашего общего Отечества увеличится, наших граждан прибудет, и мы все вернёмся домой.

    Беседовал Сергей Антоненко

     

     

     

    Архивы Евразии

    А.Дугин

    05.10.2003 - Список КПРФ - вещь просто замечательная. В федеральном списке КПРФ соседствуют представители трудового народа, зовущие к борьбе с олигархами до последней капли крови, и тут же, чуть выше, находится совладелец крупнейшей компании, олигархический магнат Муравленко

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы