Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

24 октября, вторник Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Экономический Клуб | Алексей Пеков | От конкуренции свободного рынка к конкуренции гиперциклов | 12.08.2005 Напечатать текущую страницу

    От конкуренции свободного рынка к конкуренции гиперциклов

    Для описания такой сложной, многоуровневой системы, как современная экономика, удобно воспользоваться понятием гиперциклы. С их помощью можно просто и наглядно показать, как взаимодействуют между собой экономические субъекты разных уровней. И почему конкуренция свободного рынка является лишь частным случаем конкуренции гиперциклов.

    Известно, что сложные системы высоких порядков хорошо описываются с помощью приближённых моделей. Для этого мы выделяем какое-то одно свойство рассматриваемой сложной системы и подбираем понятный нам во всех деталях физический процесс, где интересующее нас свойство проявляется подобным образом. Например, для решения задач навигации физическими размерами судов, самолётов и автомобилей пренебрегают и считают их условно точками на карте.

    При этом мы неизбежно упускаем из рассмотрения какие-то другие, может быть очень важные, свойства сложной системы. Для их изучения мы построим другие приближённые модели и т. д. Таким образом, любая сложная система может быть описана множеством приближённых моделей. В зависимости от того, какое свойство системы для нас сейчас наиболее важно, мы выбираем соответствующую модель описания.

    Рассмотрим теперь в качестве сложной системы современную мировую экономику. Нас интересует, существуют ли какие-то законы, управляющие её поведением с точки зрения теории систем, т. е. присущие не только мировой экономике, но и любой другой, подобной по структуре и сложности, системе. Физическая природа системы при этом значения не имеет – системные законы должны быть одними и теми же.

    Американский гиперцикл изначально имел очень высокую конкурентоспособность из-за встроенности в гиперцикл добычи и потребления нефти

    Релевантные ссылки:

    "Рост есть - развития нет" - Александр Дугин: "Из-за того, что экономический блок правительства железно руководствуется либеральными стратегиями, мы имеем ту картину, которая сейчас наблюдается в России"

    "Рынок и (или) открытость?" - Михаил Юрьев: Новый экономический национализм



    В качестве приближённой модели возьмём так называемые гиперциклы. Этот термин был введён М. Эйгеном для особого класса химических процессов. В них последовательно происходят химические реакции с участием катализаторов. Причём, один из конечных продуктов предыдущей реакции является, как правило, катализатором для последующей. Возникающие таким образом автокаталитические цепи замыкаются в циклы, где высокоэнергетическое вещество "на входе" поэтапно превращается в продукты бедные энергией. При этом на каждом этапе циклически воспроизводятся промежуточные компоненты, каждый из которых, в свою очередь, является катализатором для одного из последующих этапов.

    Если несколько таких автокаталитических циклов оказываются соединёнными между собой циклической связью, то возникает автокаталитический гиперцикл второго порядка. В нём каждая из "единиц", т. е. автокаталитический цикл первого порядка, выполняет две функции. Во-первых, поддерживает своё собственное воспроизведение и во-вторых, катализирует воспроизведение из высокоэнергетического вещества следующей в цепи "единицы".

    Одним из простейших примеров гиперцикла является размножение РНК-содержащего вируса в бактериальной клетке.

    Таким образом, гиперциклы – это реальные физико-химические процессы, которые воспроизводятся и детально изучаются в лабораторных условиях. Оказалось, что их поведение хорошо описывается теорией систем, и на основе простейших гиперциклов могут быть смоделированы системы существенно более высокого порядка.

    Какие же свойства гиперциклов могут быть использованы для изучения законов, управляющих мировой экономикой?

    В условиях ограниченности ресурсов "гиперцикл конкурирует (и даже более ожесточённо, чем дарвиновские виды при естественном отборе) с любой самовоспроизводящейся единицей, не являющейся его членом. Он не может стабильно существовать и с другими гиперциклами, если только не объединён с ними в автокаталитический цикл следующего, более высокого, порядка. Состоя из самостоятельных самовоспроизводящихся единиц, он обладает интегрирующими свойствами. Гиперцикл объединяет эти единицы в систему, способную к согласованной эволюции, где преимущества одного индивида могут использоваться всеми её членами". И наоборот, каждая самовоспроизводящаяся единица получает очевидные преимущества от вхождения в успешно развивающийся гиперцикл.

    Имея в своём распоряжении такую достаточно простую и понятную модель, представим себе экономику как совокупность гиперциклов.

    Ниже мы постараемся показать, что современная мировая экономика состоит из систем, подобных описанным выше гиперциклам, ожесточённо конкурирующих между собой за различные ресурсы. И наглядным примером этого процесса будет развитие колоний простейших в сосуде с питательным бульоном.

    Начнём с истории возникновения "экономических" гиперциклов.

    Сначала дадим определения понятиям ресурсы, конкуренция, гиперцикл.

    Ресурсы – совокупность полезных сущностей, которые доступны в окружающей среде.

    Конкуренция – борьба за ресурсы, необходимые для существования и воспроизводства. А так как ресурсов всегда не хватает, то их отнимают друг у друга все желающие воспроизводится, т. е. конкуренты.

    Гиперцикл – система самодостаточных самовоспроизводящихся единиц, добывающих ресурсы за счёт существования системы как единого целого. При этом часть ресурсов эти единицы расходуют на собственное воспроизводство, а часть – на поддержание существования и воспроизводства всей системы.

    Рассмотрим первобытное племя. В нём каждый человек, как самодостаточная единица, может бороться за ресурсы самостоятельно, в том числе и против своих соплеменников. Но очевидно, что такое племя долго не протянет. Инстинкт подталкивает человека к тому, чтобы объединяться с себе подобными и действовать сообща, на основе взаимовыручки. Тогда племя будет бороться за существование как единое целое.

    Здесь мы уже имеем дело с гиперциклом, но ещё биологическим. Этот биологический гиперцикл будет конкурировать с любой самовоспроизводящейся единицей, например с медведем, и с другими биологическими гиперциклами – волчьей стаей и т. п. Семья или род будут в таком случае первичными биологическими гиперциклами вида Homo sapiens.

    Экономические гиперциклы появляются в человеческом обществе на этапе смены натурального хозяйства товарным. Первоначально каждый отдельный производитель изготавливает товары, предназначенные для обмена, самостоятельно. Как правило, внутри своей, "семейной" производственной ячейки заключён весь цикл производства, от начала и до конца. Здесь мы имеем в чистом виде "конкуренцию свободного рынка".

    Но развитие технологий и увеличение объёмов производства делает выгодной дальнейшую специализацию. Например, ремесленник не сам изготовляет инструменты, необходимые ему для работы, а покупает их у другого ремесленника. Или купец не сам строит корабль, а заказывает его на верфи. И охрану торгового похода он поручает не своим сыновьям и племянникам, а профессиональным воинам.

    Здесь мы сталкиваемся уже с производственными цепочками, т. е. простейшими гиперциклами, где "самовоспроизводящимися единицами" являются люди, профессионально владеющие каким-то родом деятельности. От качества выполнения ими своих обязанностей (своего рода "катализатора") зависит не только их собственная жизнь, но и успех всего предприятия или, другими словами, воспроизведение и дальнейшее развитие гиперцикла. Верно и обратное – от того, насколько успешно работает гиперцикл как единое целое, зависит благополучие входящих в него единиц.

    Для того, чтобы торговый поход был удачным, необходим опыт и торговая хватка купца – где выгоднее приобрести товар и где его продать, чтобы полученный доход окупил транспортные расходы, всевозможные риски и ещё осталась прибыль для расширения производства, например покупки новых кораблей. Корабельщик должен построить такой корабль, чтобы он не только выдержал все превратности похода, но и побудил купца заказывать свои новые корабли только на его верфи. Охранник должен не только защитить купца и товары, но и так зарекомендовать себя в бою, чтобы купец в следующий раз пригласил вместе с ним его братьев или сыновей.

    Если же кто-то из "самовоспроизводящихся единиц" не должным образом выполнит свои обязанности, то гиперцикл развалится. Плохо построенный корабль утонет вместе с купцом и товарами. Охранник-неумеха не защитит от разбойников. От разорившегося купца уйдут все воины, корабельщик больше не сможет продавать ему свои корабли.

    Но оставшиеся без работы охранники постараются наняться к более удачному купцу. Ему же предложит свои корабли и оставшийся без заказов судостроитель. Т. е. "самовоспроизводящиеся единицы" постараются встроиться в другой, более успешный, т. е. успешно конкурирующий, гиперцикл. Так же возможен вариант, когда более удачный купец переманивает лучшей оплатой выдающегося воина у ещё не разорившегося, но менее удачливого коллеги. То есть гиперциклы конкурируют между собой не только за ресурсы, но и за лучшие “самовоспроизводящиеся единицы”.

    На этом этапе в качестве единиц гиперцикла выступают люди. А ресурсами, которых всегда не хватает на всех, и за которые надо бороться, являются пища, одежда, жилища, семья и т. п. То есть то, что необходимо для "самовоспроизводства" человека. Такой гиперцикл мы условно назовём гиперциклом первого порядка.

    По мере развития мореплавания и расширения торговли, купцы начинают осваивать всё более дальние торговые пути. И тут им оказывается выгодным объединить свои усилия. Вместе легче снаряжать экспедиции, захватывать новые рынки, защищаться от врагов. Купцы объединяются в гильдии или компании. Купеческая гильдия может иметь не только хорошо вооружённые и оснащённые суда, но и укреплённые базы и склады, систему взаимного кредита и т. д.

    При этом каждая производственная ячейка – будь то корабль, фактория или ссудная касса – не только выполняет свою специфическую работу, но и входит в производственную цепочку, способствует общему делу. И, соответственно, получает свою долю "общего пирога". Чем больше этот "пирог", чем успешнее купеческая компания, тем большую выгоду получает каждая из входящих в неё производственных ячеек.

    Таким образом, простейшие производственные ячейки, состоящие из людей-специалистов, (гиперциклы первого порядка) объединяются в производственные цепочки и образовывают гиперциклы следующего, второго порядка. Купеческие гильдии, цеховые объединения ремесленников и т. п.

    "Самовоспроизводящейся единицей" в этом случае является производственная ячейка. А одним из ресурсов, требующихся для её успешной работы, наряду с продовольствием, инструментами и т. п., будут люди-специалисты. Ведь для того, чтобы какая-нибудь Вест-индская компания снарядила дальнюю экспедицию, ей равно необходимы: хороший корабль, достаточное количество продовольствия и снаряжения и опытный экипаж. Отсутствие чего-то одного заранее обрекает экспедицию на неудачу. Люди "вообще" не являются редким ресурсом, их всегда в избытке. Но хороших специалистов не хватает, они всегда в цене.

    Следующий этап – фабричное производство, т. е. объединение купцов и производственников различного профиля. Соединение в единую производственную цепочку поставки сырья, производства средств производства, производства товара и его сбыт. Но никаких принципиально новых закономерностей мы на этом этапе уже не обнаружим. И так как нашей целью является не историческое исследование (что само по себе чрезвычайно интересно), а поиск законов, управляющих современной экономикой, то перейдём сразу к сегодняшнему дню.

    Рассмотрим на примерах автомобильной промышленности и киноиндустрии функционирование современных гиперциклов.

    Сначала обратим внимание на киноиндустрию, т. к. здесь наиболее наглядно проявляется то, что можно назвать "катализатором". В самом деле – в Голливуде сняли фильм, который является конечным продуктом цикла кинопроизводства. Но когда этот фильм показывают по телевизору, он уже – рекламоноситель. И стимулирует, т. е. "катализирует", потребление и производство продуктов совершенно других производственных циклов. С другой стороны, бурное развитие цифровых технологий в видео- и звукозаписи позволяет снимать необычайно зрелищные и, соответственно, прибыльные фильмы.

    Теперь более подробно остановимся на автомобильном бизнесе.

    Возьмём малое предприятие где-нибудь в Европе, которое изготавливает отдельные, не самые ответственные детали для автомобильных двигателей. Руководителям выгодно передать это производство на сторону, т. к. при заданном качестве производственные издержки на таком специализированном малом предприятии будут ниже. А продавать свою продукцию малое предприятие будет почти по себестоимости, потому что желающих поставлять такие детали много и между ними идёт острая конкуренция.

    Завод двигателей предлагает свою продукцию автомобильному концерну. Причём, не первому попавшемуся, а сначала самому успешному, чьи автомобили пользуются наибольшим спросом. Если двигатель будет стоять на автомобилях нескольких марок – ещё лучше. Но между двигателями также существует конкуренция – автомобилестроителям есть из чего выбирать.

    Теперь автомобиль с "нашим" двигателем попал на рынок автомобилей. Между автомобилями тоже конкуренция будь здоров, за покупателя идёт ожесточённая борьба. Но где сопоставимые по стоимости машины будут продаваться лучше – в Чикаго или, скажем, в Рязани? Очевидно, что американский рынок выгоднее, потому, что американская экономика успешней нашей.

    Итак, какие выводы мы делаем из рассмотренного примера? Гиперцикл – многоуровневая система. И на каждом уровне – своя конкуренция. Детали конкурируют с деталями, двигатели с двигателями, автомобили с автомобилями. Но чтобы успешно противостоять конкурентам на своём уровне, надо встроиться в успешный гиперцикл следующего, более высокого уровня. Другими словами, конкуренция свободного рынка происходит между гиперциклами одного порядка n. Чтобы эта конкуренция была успешной, такому гиперциклу порядка n необходимо встроиться в успешно конкурирующий гиперцикл следующего порядка n+1.

    Почему автомобили во всём мире пользуются таким спросом? Потому, что они включены в гиперцикл добычи и потребления нефти и нефтепродуктов. Этот гиперцикл крайне успешен, нефть на сегодняшний день – самый дешёвый и доступный энергоноситель.

    На наших глазах у нефти появился конкурент, природный газ. И сейчас же появилось простое и недорогое оборудование для использования газа в качестве автомобильного топлива. Конечно, надо встраиваться в каждый доступный успешный гиперцикл – конкуренты не дремлют!

    Но, допустим, учёные открыли антигравитацию. И на основе этого создали устройства передвижения, которые, при промышленном производстве, несравнимо удобней, дешевле и проще автомобилей. Автомобильный рынок умер. Весь. Сразу. И те, кто был занят на этом рынке, побегут "впереди собственного визга" участвовать в новом гиперцикле антигравитационных средств передвижения.

    Но, пока этого не произошло, автомобильные концерны демонстрируют стремление к объединению и слиянию. То есть создают гиперциклы более высокого порядка. Очевидно, что при всех сложностях этого процесса, такой шаг выгоден, т. к. существенно увеличивает конкурентоспособность.

    А может ли отдельный купец конкурировать с купеческой гильдией, или цеховое объединение ремесленников с фабричным производством? Нет. Гиперцикл может конкурировать только с гиперциклами того же порядка.

    Почему гиперцикл порядка n+1 всегда конкурентоспособнее гиперцикла порядка n? Чем выше порядок гиперцикла, тем больше ресурсов он может привлечь для обеспечения своего существования. А так как количество ресурсов всегда ограничено, то они будут безжалостно отбираться у гиперциклов низшего порядка, не встроенных в образовавшуюся сверхсистему.

    Чтобы продолжить своё существование, таким "обойдённым" гиперциклам порядка n остаётся два пути. Либо они должны каким-то образом встроиться в образовавшийся гиперцикл порядка n+1 как самостоятельные единицы. Либо должны составить из себя новый гиперцикл порядка n+1, и в таком случае уже на равных будут конкурировать два гиперцикла одной размерности.

    В любом другом случае гиперциклы порядка n обречены. Их вообще лишат ресурсов и они распадутся на гиперциклы низших порядков n-1, n-2 и т. д. И те, уже как самостоятельные единицы, будут или встраиваться в победивший гиперцикл высшего порядка на любых условиях или вернутся к "натуральному хозяйству" или вымрут. Вам это ничего не напоминает?

    Но не только гиперциклы низшего порядка стремятся встроиться в успешный гиперцикл высшего порядка. Последние, как мы уже отмечали, также конкурируют между собой за лучшие, эффективные составные единицы.

    Эффективность – это рачительное, бережное отношение к имеющимся в наличие ресурсам, стремление достичь результата с наименьшими безвозвратными потерями. Чем более эффективна составная единица, тем с меньшими потерями выполняет она свои функции, или с имеющимися ресурсами достигает лучшего результата.

    Гиперциклы порядка n стремятся включить в свой состав лучшие из доступных гиперциклов низших порядков n-1, n-2 и т. д., потому, что с каждой эффективной составной единицей повышается эффективность самого гиперцикла порядка n. И он, соответственно, имеет большие шансы встроиться в успешный гиперцикл высшего порядка n+1.

    Как это происходит сегодня? "Термин Web-service означает любой сервис (производство продукта или оказание услуг), описание которого представлено в Интернете для нужд как самой представляющей его компании, так и её контрагентов. Причём описание это сделано с такой степенью конструктивной конкретности, что любая другая компания может включить этот сервис в свои бизнес-цепочки, не прибегая ни к каким дополнительным разъяснениям или переговорам. Универсальный стандарт описания веб-сервисов – UDDI позволяет:

    • представить каждый бизнес как функциональную схему, состоящую из бизнес-функций, и описать каждую из них с такой степенью детальности, что она может быть либо передана, либо принята на аутсорсинг (т. е. заказ на стороне);
    • обнаружить через Интернет функционально подобные веб-сервисы и выбрать среди них наиболее эффективный;
    • интегрировать удалённую бизнес-функцию в свой бизнес путём передачи собственной аналогичной функции на аутсорсинг;
    • предоставить аутсорсинговые услуги удалённому бизнесу".

    Таким образом, на каждом уровне идёт отбор самых эффективных, самых успешно конкурирующих гиперциклов. Если какой-либо гиперцикл выпадает из этой закономерности, т. е. препятствует свободной конкуренции среди "своих" гиперциклов низших порядков, отдаёт свои эффективные составные единицы конкурентам или не может встроиться в гиперцикл высшего порядка – его судьба печальна.

    Рассмотрим теперь конкуренцию между американским и советским (а ныне российским) гиперциклами.

    Мы считаем, что американский или, точнее, англо-американский гиперцикл изначально имел очень высокую конкурентоспособность из-за встроенности в гиперцикл добычи и потребления нефти. Вся история 20 столетия – это история борьбы за нефть. А ведь нефть – это часть геологического гиперцикла. И он имеет существенно более высокий порядок чем любой экономический. Уголь – тоже часть геологического гиперцикла. Но другого, менее успешного. Англосаксы первыми сделали ставку на нефть и победили. Сейчас все, кто так или иначе встроен в нефтяной гиперцикл, наслаждаются его успехом.

    Помимо этого, американцы сумели повысить порядок своего гиперцикла – из континентального они сделали его мировым. Также они свято соблюдают принцип свободной конкуренции на каждом уровне в отдельности. В результате идёт безжалостный отбор самых эффективных гиперциклов низших уровней – те, которые не удовлетворяют критериям эффективности американского нефтяного гиперцикла – исчезают или, в лучшем случае, ждут своего часа. Может быть в других условиях, встроенные в другие гиперциклы высших порядков, они были бы сверхэффективны, но…

    Про эффективность советской экономики мы всё знаем. Отсутствие поуровневой конкуренции привело к тому, что эффективные предприятия безусловно были, но за их счёт существовали сотни неэффективных. И общая эффективность советского гиперцикла была крайне низка. Попытка повысить порядок гиперцикла – создание СЭВ – весьма показательна. Как только появилась возможность, его бывшие члены рванули на Запад. Встраиваться в его успешные гиперциклы на любых условиях.

    Значит, советскую экономику победил более эффективный гиперцикл высшего порядка. Советский гиперцикл не мог образовать с ним гиперцикл следующего, более высокого порядка. Американский был заведомо выше уровнем – советский мог в него только встроиться. Эта попытка – продажа нефти на Запад – не спасла положение. Слишком низка была эффективность советской системы. Даже те предприятия, которые были эффективны с точки зрения советского гиперцикла – например, ВПК – на Западе были вообще не нужны. И наш гиперцикл, как целое, Западу был не нужен. Вот он и распался на гиперциклы низших порядков. Со всеми вытекающими отсюда последствиями (смотри выше).

    Что мы имеем на сегодняшний день?

    От бывшего советского гиперцикла остались гиперциклы низших порядков. Часть из них смогла достаточно успешно встроиться в гиперциклы Запада. Часть образовала из себя российский гиперцикл, который на порядок меньше советского. Часть распалось совсем, до натурального хозяйства.

    Западные гиперциклы получили в своё распоряжение наши ресурсы. Из них самый ценный, на наш взгляд, не нефть, а люди, специалисты. Большая часть наших интеллектуальных ресурсов, даже физически оставаясь в России, вынуждена напрямую работать на американский гиперцикл.

    Российский гиперцикл слишком слаб для полноценной конкуренции с западными гиперциклами. Его собственных сил не хватает даже на поддержание бюджетной сферы, в т. ч. обороноспособности. Поэтому сейчас наша бюджетная сфера подключена к американскому гиперциклу – мы поставляем на Запад нефть по завышенным ценам. Но можно ли долго строить свою обороноспособность на участии в чужом гиперцикле? Пусть даже и дружественного ( что крайне сомнительно) государства.

    Что делать? Можно приложить все силы для полноценного подключения к американскому гиперциклу. Но тогда придётся многим пожертвовать. Наши медицина, образование, обрабатывающая промышленность, ВПК, вооружённые силы с точки зрения Запада неэффективны и никому не нужны. Вместе с ними мы не подключимся, так как будем неконкурентоспособны; а без них уже не будем единым целым и каждый будет спасаться самостоятельно.

    Возможен и другой путь. Встраивать составные единицы российского гиперцикла также в любые успешные гиперциклы высших порядков. Что, собственно, и происходит сейчас. Для этого подойдёт и продажа газа в Турцию, и ВТО, и совместная разработка вооружений, и предпринимательские схемы бывших наших соотечественников, добывших первоначальный капитал здесь и осевших на Западе. Назовём этот путь тактикой кукушки. Такой путь хорош, пока нет других вариантов – за ним не просматривается уверенность в завтрашнем дне.

    Стратегия видится в ином. Из остатков советского гиперцикла, оставшихся в странах СНГ, из национальных гиперциклов дружественных стран дальнего зарубежья составить гиперцикл более высокого порядка. Назовём его евразийским. Что бы он, в отличие от СЭВ, был жизнеспособным, участие в нём должно быть для всех национальных гиперциклов более выгодным, чем в напрямую в американском, т. е. в мировом. Ближайший аналог – ЕС. Только интеграция в мировое хозяйство сразу крупным блоком позволит его составным частям быть достаточно конкурентоспособными, чтобы удержаться на плаву.

    При этом два жёстких условия. Во-первых, любое подключение в мировую экономику только через евразийский гиперцикл. Для этого не нужно центрального органа типа министерства внешней торговли, нужны хорошие законы. Во-вторых, безжалостная поуровневая конкуренция внутри евразийского гиперцикла. Это требование не так очевидно и крайне болезненно, но без него никак. Следом пойдёт и политическая интеграция, потому, что государственные гиперциклы есть производная от экономических.

    Но это ещё не всё. Современный мировой (читай: американский) экономический гиперцикл есть по сути современный биологический гиперцикл вида Homo sapiens. И в этом качестве он встроен в гиперциклы экосистем биосферы. А в экологии существует одно аксиоматическое утверждение: "эволюция биосферы и составляющих её экосистем идёт в целом в направлении возникновения всё более совершенных, т. е. устойчивых и экономичных кругооборотов вещества и энергии. Совершенствование циклов направлено на то, чтобы минимизировать безвозвратные потери биологических систем".

    И здесь американский гиперцикл не лезет ни в какие ворота. С точки зрения биосферы, т. е. гиперцикла более высокого порядка, его эффективность нулевая. Колоссальные объёмы вещества и энергии изымаются из биосферы и безвозвратно теряются. Но у американского гиперцикла нет конкурента. Нет другого экономического гиперцикла, хотя бы сравнимого порядка, который мог бы гораздо успешнее встроиться в биосферу. А ведь его можно создать!

    Пеков Алексей Николаевич

    Литература:

    1. Дэниел Ергин. "Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть." / Пер. с англ. – М.: "ДеНово", 1999.
    2. Еськов К. Ю. "История Земли и жизни на ней". – М.: МИРОС-МАИК "Наука / Интерпериодика", 2000.
    3. Сергей Чернышёв. "Правительство не нуждается в новых идеях. Идеи нуждаются в новом правительстве". – Опубликовано на сайте "Страна. Ru" 16.04.02.

     

     

     

     

     

     

    Архивы Евразии

    Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева

    12.08.2004 - "От однополярной диктатуры к симфонии народов" - рецензия на книгу Александра Дугина "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное
    Виды цветного металлопроката