Дугин: Россия в этом зле, в этой проблеме не одинока. Наркомания - это свойство современного, и особенно либерального постмодернистического общества. В традиционном обществе, в том числе и в тех местах, где наркотики выращиваются, культурные клеше препятствуют пандемии этого заболевания. К примеру, ислам выступает категорически против потребления наркотиков, в традиционных странах с древней культурой наркотики вообще не используются, либо в очень ограниченных количествах в особых ритуалах. Тоталитарные страны, такие как, например, бывший Советский Союз, также имеют формы определенного противодействия наркомании с помощью жесткой тоталитарной идеологии.
Человек, который достигает пубертатного - переходного периода, ищет духовного заполнения. В традиционном и в тоталитарном обществе это заполнение происходит за счёт идей, религии, или каких-то культов. В либеральном - нет. Либеральное общество оставляет человека наедине с самим собой, с собственной пустотой, с так называемой "свободой". И тогда вот эта незаполненная бессодержательная "свобода", - не "свобода для", а "свобода от", как писал теоретик либерализма Милль, - она и подталкивает людей к употреблению наркотиков. Это колоссальная проблема не только России, но и любого либерального общества вообще, потому что потребление наркотиков в Европе и США не меньше, а значительно больше, чем в России.
Ведущий: Александр Гельевич, а вот цель наркоторговцев - только ли деньги?
Давайте посмотрим, что есть причина наркомании, - глубинная, социальная, психологическая, я бы сказал мировоззренческая причина наркомании? Это духовная пустота либерального общества. Пока будет либеральное общество, будет проблема роста наркомании. Наркомания - это болезнь молодых, до 85% наркоманов либо молодые люди, либо люди, которые пристрастились к наркотику в переломном, переходном периоде своей жизни. И пока существует этот рынок молодых людей, ищущих душевной определённости, будет существовать экономический спрос на наркотики, дающий колоссальную прибыль, а, соответственно, будет существовать индустрия, производящая эти наркотики. И этот процесс будет нарастать с геометрической прогрессией, справиться с ним каким-то техническими мерами, какими-то точечными средствами просто невозможно, поскольку за этой проблемой логика, с одной стороны, социальной психологии поколения, с другой стороны, анти-идеологического устройства либерализма, и только с третьей, колоссальные прибыли, которые в этом секторе вращаются.
Ведущий: Вы сказали, возник вакуум. Естественно, вакуум должен быть заполнен, поэтому в этот либеральный вакуум хлынула наркота. Я хочу спросить о России. Этот процесс, эта вспышка наркомании была стихийной, спонтанной, обусловленной только этим вакуумом, или же всё же кем-то управляемой?
Дугин: Вы знаете, в данном случае я не разделяю конспирационистских теорий, предположений о заговоре, что есть какие-то силы, которые хотят посадить Россию на наркотики. Ведь если мы предположим, что это Запад, то Запад сам сидит в этой проблеме ещё плотнее, чем мы. Если это Восток, то я не думаю, что он до такой степени консолидирован, чтобы поставить себе такую фундаментальную цель. Я полагаю, что это сопутствующий феномен либерально-демократических обществ. И пока такие либерально-демократические общества будут существовать в той форме, в которой они существуют, наркомания будет процветать, и с пролиферацией наркотиков, увеличением этого зла ничего поделать будет не возможно.
Ведущий: Наркота - это чёрный нал, это, прежде всего, неучтённые средства, которые могут быть использованы в любых целях, прежде всего, в криминальных. Наркомания и наркобизнес тесно связаны с терроризмом, финансовая подпитка идёт, в том числе, и от туда. Каким-то образом эти проблемы должны решаться в увязке?
Дугин: Это хороший вопрос. В апреле в Москве прошёл медиа-форум по проблеме противодействия наркомании и терроризму с точки зрения СМИ. Это мероприятие было организовано ОДКБ, и мы, Международное "Евразийское Движение", приняли в нём участие в качестве одного из организаторов. Источники зла, с которыми мы сталкиваемся, источники наркомании и терроризма, они действительно очень тесно связаны, и имеют непосредственное отношение к евразийскому пространству, поскольку основные транспортные коридоры по поставке наркотиков проходят по территории Центральной Азии, куда входят страны СНГ, то есть по евразийским зонам. С другой стороны, многие маршруты террористических организаций имеют ту же самую локализацию, то есть по факту сети распространения наркотиков и сети распространения специфических форм терроризма имеют одну и ту же географию, одни и те же коридоры распространения. Безусловно, следует отделять идеологизированные формы терроризма, связанные с геополитической игрой на верхнем уровне, и имеющие совершенно конкретное политическое оформление в самих террористических организациях, от пролиферации распространения наркотиков. Но экономический черный нал, как вы говорите, неучтенные деньги, которые вращаются в этих заведомо преступных, сверх преступных и абсолютно незаконных сетях, они действительно пересекаются.
Наше Международное "Евразийское движение" подготовило огромный доклад на эту тему, в котором подчеркнуло потрясающее совпадение географии этих сетей. Это целое большое исследование, в результате которого обнаружилось, что сети распространения наркотиков и сети определённых террористический организаций совпадают до 70%. Хотя я хочу отметить, что наркосети всё же несравнимо масштабнее, чем террористические сети. То есть, по большому счёту, наркомания, хотя и менее очевидна, но более масштабна.
Ведущий: Но взрывы это быстро, а наркотики - это медленно!
Дугин: Медленно, но они убивают миллионы. Это медленный терроризм - социальный терроризм, - это способность вывести из строя целые поколения, и, что особенно опасно, это наиболее пассионарная часть. Наркоманами в развитых обществах становятся не худшие, а увы, лучшие люди, взыскующих определённых духовных истин, определённых онтологических, философских первопричин, которые просто не способны в бездуховном либерально-демократическом обществе заполнить внутренний вакуум - они и становятся жертвами. Туда, увы, попадает элита и это с нашей точки зрения, гораздо страшнее. Мы пришли к выводу, что, хотя, конечно, терроризм и наркомания - это "оба два" страшных зла, но наркомания всё же страшнее, потому что она уничтожает целые поколения лучших людей.
Ведущий: Так выход в воспитании? Или в чём?
Выход для меня, традиционалиста, человека религиозного, для евразийца, понятно в чём: всё зло от либерализма и западничества.
Ведущий: А с точки зрения Путина, в чём он видит выход?
Дугин: К этой теме мы только начинаем относится всерьёз. Организовано ведомство во главе с Черкесовым, государство только начинаем подходить к решению этой проблемы, только начинает осознавать её масштабы. Подчеркну, что, например, казахстанцы осознали это гораздо раньше. Книга "Критическое десятилетие" Нурсултана Назарбаева где-то на 15-20% посвящена проблеме наркомании. Представляете, Президент 20% своей фундаментальной книги посвящает борьбе с наркотиками. У нас только сейчас до этого, слава Богу, доходят руки. Нурсултан Назарбаев же нашёл идеологическое противоядие наркотикам в евразийстве, т.е. в возвращении к традиционным культурным этическим ценностям, в заполнении пустых и голых душ пубертатной молодежи великими древними духовными традициями собственного народа. Будем надеяться, что мы так же пойдём по этому пути и тогда победим это зло.