Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Поиск 
 
                             

20 апреля, суббота Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта
    [схема проезда]
  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи

    Русская вещь

    Евразия-ТВ
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Рейтинг@Mail.ru
    Материалы | Александр Лукашенко | Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире | 23.07.2004 Напечатать текущую страницу

    Александр Лукашенко

    Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире

    Мир не стоит на месте. Меняются глобальные процессы, их характер и содержание. Серьёзные изменения происходят в государствах по периметру Беларуси. Много перемен и в нашей стране. Внешняя политика государства, ее стратегия и тактика не могут не реагировать на эти изменения. Пришло время глубже осмыслить внешнюю политику нашей страны в меняющемся мире.

    Новый этап развития государственности

    Состоятельность государства в международных отношениях определяется его ”внутренним здоровьем“. Сильная, работящая страна в любом случае добьется достойного положения в мировом сообществе, как бы ей в этом не мешали. С учетом этого логично будет начать с оценки того, что же собой представляет сегодня наша держава. Як кажуць, чаго яна варта?

    Республика Беларусь вступила в новый этап своей государственности. Позади не только более десяти лет независимости. Позади остались и неразбериха первых лет, разброд в умах, драматические смены ожиданий — от эйфории обретенной независимости до отчаяния экономического и социального кризиса первой половины девяностых годов.

    Беларусь нашла свой путь развития. Успешный и результативный. Мы не только восстановили к 2001 году докризисный уровень валового внутреннего продукта, кстати, первыми в СНГ, но и быстрыми темпами движемся вперед. Более 10 процентов прироста валового внутреннего продукта за первое полугодие — это более чем серьезно. И это не единичный всплеск. Мы последовательно и стабильно даем высокие результаты роста: по среднегодовому приросту ВВП, начиная с 1996 года, Беларусь опережает все страны СНГ.

    Александр Лукашенко

    Релевантные ссылки:

    Какое будущее у союза с Белоруссией (А.Дугин для "Литературной газеты")

    Вхождение Беларуси в состав России

    Новости Беларуси для регионов России (скачать)



    Мы это всё зарабатываем своими руками и головой. И в этом наше, не побоюсь сказать, стратегическое преимущество. Сами — умом, головой и руками, а от не ресурсов, которые находятся от Господа Бога в земле.

    Труд белорусов начал приносить свои плоды. Данные Мирового банка свидетельствуют: по паритету покупательной способности на душу населения Беларусь — впереди всех стран СНГ и опережает некоторые страны–кандидаты в Евросоюз.

    За рубежом уже появились любопытные оценки: белорусскую экономику называют в числе ”молодых тигров“ Европы. А ведь начиная с 1995 года и до совсем недавнего времени нам с завидным постоянством, каждый год предрекали ”коллапс экономики“. Ну что ж, цыплят, как говорится, по осени считают. Тем более, что и многие из вас, будем откровенны, очень активно поддавались такой точке зрения и считали, что мы идем неправильным путем, что давно надо было все поделить, раздать, приватизировать, ”прихватить“, сбросить государству с себя экономику всю, и эту поделенную экономику в условиях конкуренции нам надо было только созерцать, как она будет развиваться. Было очень сложно противостоять этой точке зрения. Сегодня уже практически никто в нашем государстве, и немного осталось среди дипломатов, не поддерживают ту точку зрения, которая бытовала даже 3–5 лет тому назад. Но еще такие есть. Что ж, это их точка зрения. Будем пытаться результатами своей деятельности их разубеждать. Но хотелось бы, чтобы они, будучи государственными служащими, не скептически созерцали и рассматривали из–за угла, а сами старались работать. С такими будем работать и их разубеждать. Тех, кто сегодня будет просто созерцать, ничего не делая, — с такими мы будем расставаться.

    Сегодня можно сказать: мы знаем себе цену. Пройденные годы и их результат свидетельствуют, что белорусское государство выходит из возраста неуверенной в себе юности и вступает в пору зрелого развития.

    Это непосредственно отражается на внешней политике: наша реакция на внешние вызовы становится спокойнее, мудрее и увереннее.

    Внешняя политика с позиций достоинства

    Оценивая наш государственный внешнеполитический ресурс и наши задачи, надо, прежде всего, правильно представить себе место нашей страны на континенте и в мире. Как теперь модно говорить, правильно ”позиционировать“ себя.

    Беларусь по населению и территории — не малая, как это часто и ошибочно принято считать, это средняя по европейским меркам страна. По крайней мере, для нашего населения у нас земли предостаточно, есть где развернуться.

    Страна с развитой экономикой, основанной не на добыче и продаже полезных ископаемых, а на переработке сырья и производстве готовой продукции. Беларусь даёт 30 процентов мирового выпуска большегрузных автомобилей, 6 процентов тракторов, значительную долю определенного типа микропроцессоров.

    Страна с высокоразвитым научно–техническим потенциалом, ”заостренным“ на важных для современного мира технологиях: компьютерных, информационных, лазерных, оптических, управления сложными системами и иных.

    Наша экономика чрезвычайно открытого типа. Около 60 процентов валового внутреннего продукта экспортируется. Такой показатель характерен для европейских стран с высочайшей степенью развития экономики.

    Беларусь расположена на чувствительнейшем геополитическом перекрестке. Объективно — это благословение для государства и народа: мы находимся на средоточии торговых и транзитных путей.

    И, наконец, Беларусь — страна с внушительным военным потенциалом. В мировом списке военных потенциалов мы в числе пятидесяти первых государств. Пусть никто не поймет меня превратно: я не бряцаю оружием. Убедительная военная сила нам нужна для того, чтобы уверенно себя чувствовать. Увы, новейшая история и Европы, и других регионов мира показывает: слабых в расчет не принимают. Их просто порой не замечают. В лучшем случае.

    Сумма этих качеств Беларуси приводит к определённым выводам.

    Первое. Стенания об ”изолированности“ нашей страны — это комплекс неполноценности малодушных. Это непонимание открытости нашей экономики. Это непонимание нашей страны и ее, без преувеличения, сказать, великого народа.

    Второе. Внешняя политика такой страны, как наша, должна быть внешней политикой с позиций достоинства, самоуважения и реальной оценки своих возможностей и интересов.

    Независимость — основа национального согласия

    Основа такой внешней политики — государственный суверенитет и независимость. Сколько рассуждений и прогнозов — и справа, и слева, и с Запада, и с Востока — мы слышим все эти годы, начиная с 1991 и до сих пор, о том, что вот–вот — и Беларусь исчезнет с политической карты мира. Неужели эти люди не видят реалий? Хочу сегодня сказать прямо и уверенно: Беларусь есть и будет оставаться самостоятельной в Европе и мире. Суверенитет и независимость для нас не разменная карта, а святая, непреходящая ценность. Она принадлежит не Президенту и не Правительству. Она принадлежит народу и государству. И мы должны быть достойны этой ценности.

    Будем — независимо от наших политических разногласий и даже противостояния, цветов предвыборного спектра — укреплять суверенитет, независимость и силу нашего Отечества. Будем достойными гражданами достойной страны.

    Обращаясь к нашим инакомыслящим, так называемой ”оппозиции“, хочу сказать — не надо унижать себя клеветой на свою страну и на свой народ. Не надо ползать по столицам, упрашивая зарубежных ”дядек“ ввести против Беларуси санкции. Нигде и никто в мире не уважал, не уважает и не будет уважать людей, ведущих себя таким образом. Их просто будут использовать как определенные предметы. Что, кстати, и делается.

    Хочу подчеркнуть и другое — ту новую реальность, что в Беларуси на втором десятке лет самостоятельного существования формируется национальное согласие по базовым ценностям державы . И молодое поколение, вся сознательная жизнь которого проходит в независимой Беларуси, и ветераны, с которыми мы вместе отпраздновали на днях великую дату 60–летия освобождения страны от фашистских захватчиков, люди разных национальностей и политических убеждений — все за укрепление, развитие и процветание сильной и независимой страны. В этом — залог социально–политической стабильности и уверенного будущего нашей Родины.

    Факторы, определяющие положение Беларуси в современном мире, которые я обозначил, — это фактически главные направления внешней политики.

    Экономика — главнейший фактор внешней политики

    В современном мире именно экономика определяет авторитет, статус и роль государств — даже не наличие ядерного или иного вида оружия массового уничтожения. Фундамент жизненной силы Беларуси — это, конечно же, экономика.

    Извините за парадокс, но главная слабость этой нашей силы — внешняя уязвимость экономики.

    Оговорюсь сразу: любая открытая экономика — а у нас она, как мы уже говорили, сверхоткрытая — уязвима от внешних факторов. Полностью избавиться от уязвимости (здесь и острейшая конкуренция, и скачки цен) невозможно. Но можно и нужно добиваться более оптимального баланса факторов уязвимости.

    Поэтому главная стратегическая задача страны — понизить уязвимость нашей экономики и непосредственно вытекающие из этого внешнеполитические риски.

    Задача непростая, но реализуемая. Для этого у нас есть все необходимые предпосылки, включая возможность геополитического положения Беларуси.

    Основные болевые точки очевидны. Это, прежде всего, энергетика. Это сырье. Это рынки сбыта продукции.

    Достичь целей ликвидации энергетической, сырьевой зависимости, зависимости от одного рынка сбыта немедленно и полностью, конечно, невозможно.

    Однако необходимо безотлагательно приступить к стратегическому курсу на постепенное, последовательное и, главное, системное достижение этих целей.

    Это принципиально, это жизненно важно. И это — серьезнейшая задача Правительства. Начинать процесс сокращения и минимизации уязвимости надо немедленно.

    Правительство должно подготовить конкретные, глубоко продуманные на перспективу планы действий на каждом из этих направлений.

    Надо профессионально разработать линию на последовательную минимизацию каждого из факторов уязвимости до приемлемого уровня и приступить к ее реализации.

    Энергетическая безопасность — главный фактор безопасности экономической

    Мною поставлена задача перед Правительством, обеспечить в ближайшей перспективе диверсификацию источников энергии на 25 процентов. Здесь есть три основных пути, которые необходимо проработать и задействовать.

    Во–первых, изыскать перспективные новые источники и маршруты поставки энергии. В этих целях необходим конкретный план Правительства на среднесрочную перспективу. Сегодня надо смотреть не только в завтрашний, но и в послезавтрашний день. Что сейчас дорого, завтра может быть приемлемым и даже выгодным.

    Во–вторых, надо сделать максимально серьезный акцент на альтернативные виды энергии (прежде всего, местного топлива) и разработку высокотехнологичного их использования. Почему мы не можем добиться того использования биоэнергии, которую уже успешно применяют в Ирландии, Швеции, Финляндии, Германии? Необходимо, чтобы над этим поработали и наука, и производство. Наиважнейшая задача!

    И, наконец, надо сделать сокращение энергоемкости производства и потребления по–настоящему национальным приоритетом. Для страны, ввозящей энергоресурсы, не годится тратить на производство единицы продукции значительно больше энергии, чем развитые государства.

    Все эти компоненты должны лечь в основу современной, передовой и эффективной концепции национальной энергетической безопасности Беларуси.

    Преодоление сырьевой зависимости

    По сырьевому фактору: здесь так же надо сделать сокращение материалоемкости продукции стратегической целью. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть не объектом абстрактной гордости, а на практике — сейчас и сегодня — обеспечивать задачу перехода в возрастающей степени от материалоемкости к наукоемкому производству.

    Такой переход позволит нам получить и дополнительные конкурентные преимущества. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать преодолению отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами. Причем, на здоровой, системной основе, а не применением административного ресурса.

    Это позволит нам заблаговременно и лучше подготовиться к будущему. Ресурсы планеты не бесконечны. Посмотрите на цены на нефть. За ними вдогонку двигаются и цены на газ, другие ценные виды сырья. Обострение ценовой и иной конкуренции за доступ к энергоресурсам и сырью не ”за горами“.

    Мы выживем, если будем в передовой группе стран по научно–производственному потенциалу. Наш интеллектуальный, наш образовательный ресурс вполне позволяет нам добиться этого.

    Уйти от ”уязвимости одного рынка“

    Не менее важная задача — сделать более разносторонней географию нашего сбыта товаров и услуг. Не уступая ни пяди конкурентам на тех рынках, где мы широко и основательно присутствуем, постоянно наращивая там в абсолютных объемах продажу продукции, необходимо одновременно диверсифицировать наши рынки. Мы не можем, не должны ставить свою страну в зависимость от взлетов и падений конъюнктуры на одном рынке. Уроки 1998 года нами должны быть в полной мере усвоены и не забыты на волне оживления спроса на нашу продукцию.

    Для этого мы должны сделать своей стратегической целью резкое повышение конкурентоспособности наших товаров. Максимально поощрять импорт новейших технологий и капитала для последующего наращивания своего экспорта. Всесторонне поддерживать высококонкурентные мелкие и средние производства, способные быстро перестраиваться под нужды внешнего и внутреннего рынка.

    Мы правильно и заслуженно гордимся своими промышленными гигантами. Государство в трудный час помогло им, а они помогают сегодня нам вывести всю нашу экономику на высокие рубежи. Но при этом мы должны учитывать особенности современных мировых рынков. Гиганты должны быть органично дополнены массой динамичных малых и средних предприятий. Они поворачиваются быстрее, отыскивая и заполняя новые ниши на рынках.

    В 60–е и 70–е годы Германия сделала ”тихую революцию“, взяв курс на стимулирование — в дополнение к ”Тиссенам“ и ”Сименсам“ &# 151; мелких и средних предприятий. Именно благодаря этому Германия стала ведущим мировым экспортером, опережая США. Да и в Италии 90 процентов экспорта дают именно такие предприятия.

    Будущее — за технологическим инвестированием

    Осваиваясь на мировых рынках, мы должны обязательно думать о дне завтрашнем. А завтра простой куплей–продажей товаров на внешних рынках не удержаться. Ресурс такой торговли быстро исчерпывается. Необходимо уже сейчас, не откладывая, активнее переходить к выносу сборки и производства на основе наших технологий непосредственно на рынки сбыта. Именно этого всё настойчивее требуют от нас нынешние и потенциальные клиенты. Не сделаем этого — потеряем и будущий рынок, и тот рынок, который сегодня имеем.

    Понятно, что дело это требует финансирования. Но без этого не обойтись. Фактически речь идет об инвестировании Беларуси за рубежом. Наша экономика подошла к этапу, когда необходимой становится внешнеэкономическая экспансия. Без нее мы не закрепимся на рынках. Значит, Правительству надо создать системный инструмент — будь то фонд или банк — инвестирования в сборку и производство белорусских технологичных товаров за рубежом. И сегодня это надо начинать делать, хотя бы с Российской Федерацией.

    Не говорю уже о налаживании на внешних рынках сервиса и поставки запчастей к экспортируемой технике. Да, на этом можно заработать не меньше, чем на продаже самой техники. А без этого — купят наш товар в лучшем случае один раз. Потеряет не только экспортер, он распрощается всего–навсего с деньгами. Гораздо больше потеряет страна — авторитет надёжного партнёра.

    Экспортерам необходимо в обязательном порядке обеспечить этот принципиально важный компонент закрепления на рынке. А Правительство должно разработать систему мер, и стимулирующих, и обязывающих экспортера к этому.

    Подвожу черту под новым важным требованием к Правительству, экспортерам и дипломатам: мы немедленно должны приступить к строительству своих производств за пределами нашей страны, тех производств, которые конкурентоспособны и востребованы в том или ином регионе.

    Транзит — стратегический ресурс

    Мы часто и много говорим о своем географическом положении в центре Европы. И не менее часто сетуем на обделенность Беларуси такими выгодными природными ресурсами, как нефть, газ, другие полезные ископаемые. А ведь, если вдуматься, то наше транзитное положение — это тоже природный ресурс, и немалый.

    Эффективно ли мы им распоряжаемся?

    Явно нет. Достаточно посмотреть на наши хорошие, но полупустые дороги и инфраструктурную пустыню вдоль них.

    Прямо скажу: использование с максимальной отдачей нашего транзитного потенциала — это также задача стратегическая. Пришло время разработать и реализовать сквозную, системную программу действий. В ней должно быть увязано всё: и современные дороги, и средства транспорта (железнодорожного, шоссейного, авиационного), и типы перевозок, и конкурентоспособные условия транзита.

    Решение в совокупности указанных мною задач в состоянии обеспечить достижение главной стратегической цели — кардинального, хотя и постепенного сокращения уязвимости экономики Беларуси и обеспечения на этой основе государственной независимости и суверенитета нашего государства.

    Задачи это преимущественно хозяйственные, но замкнуты они на самые высокие внешнеполитические интересы страны. Они, собственно говоря, и формируют понятие и понимание внешней политики нашего государства в новом, современном, быстро меняющемся мире.

    У нас есть экономические цели, и мы должны работать по всему миру, чтобы обеспечить надежную и результативную работу нашей экономики.

    Векторы внешней политики

    В последнее время всё чаще нам задают вопрос и с Востока, и с Запада, да и внутри нашей страны: каковы векторы внешней политики Беларуси? Изменились ли они?

    Ответ прост. Векторы внешней политики Беларуси лежат там, где лежат ее интересы. Я повторяю: векторы внешней политики нашей страны лежат там, где сосредоточены и находятся ее интересы.

    Главный приоритет — соседи. И самый главный приоритет — это самые главные соседи. Это было, есть и будет.

    Поэтому векторы не изменились. Изменились соседи. Изменились и мы. Изменился мир.

    Наш главный партнёр — Россия — страна, меняющаяся на глазах

    Основная сумма наших интересов по–прежнему сосредоточена на пространстве нашего великого восточного соседа — Российской Федерации. Здесь произошли крупные изменения — в экономике, обществе, мышлении, в руководстве и политической элите. Российский капитал активно устремился в соседние страны. Будучи крупным и особо крупным, он не может не стремиться к доминированию в сферах своих интересов. Российское государство стало делать акцент на своем присутствии — экономическом, военном и политическом — в странах Содружества Независимых Государств.

    Уровень практических достижений нашей интеграции с Россией весьма высок. Свобода передвижения, получение образования, равные права граждан, огромный товарооборот и значение партнеров по интеграции друг для друга: Россия — торговый партнер номер один для нас; мы — торговый партнер номер два для России (после Германии и впереди огромного Китая).

    Потенциал белорусско–российского экономического сотрудничества еще далеко не исчерпан. Российский платежеспособный спрос — сегодня один из локомотивов экономического роста Беларуси. Мы должны работать с удвоенной, утроенной энергией и отвечать на растущие запросы российских партнеров. Тезис об уходе от энергетической, сырьевой зависимости нельзя понимать примитивно, как некое требование ухода из России. Наоборот — мы должны во всех этих вопросах быть вместе с Россией, составлять единый народнохозяйственный комплекс, но одновременно, наращивая сотрудничество с Российской Федерацией, подключаться к альтернативным энергетическим и сырьевым источникам, выходить на другие рынки. Если этого не сделаем, то белорусской экономикой будем управлять не мы, а конъюнктура российской экономики. Наша самостоятельность будет в таком случае только на бумаге.

    Главным вопросом, однако, остается — какая конструкция нашей интеграции с Россией будет более жизнеспособной и эффективной? Развитие ситуации в последние 2–3 года показывает, что ресурс некоторых элементов существующей конструкции, похоже, исчерпал себя. В лучшем случае — он работает вхолостую, тратя впустую время и средства. В худшем — наносит политический ущерб жизненно важной идее интеграции.

    Главные принципы интеграции

    Хочу особо подчеркнуть: несмотря на низкую эффективность отдельных элементов системы белорусско–российского союза, заложенные в Союзный договор принципы (равноправие двух суверенных государств, создание равных условий хозяйствования и другие) продолжают обеспечивать здоровую и отвечающую интересам обоих государств и народов основу интеграции.

    Думаю, было бы преждевременно затевать срочную перестройку всего и вся в нашей интеграционной политике с Россией.

    С Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным мы договорились отодвинуть, вынести ”за скобки“ на время несработавшие схемы, проблемы, по которым мы не можем договориться (они, конечно, очень важные, наиважнейшие — единая валюта и Конституционный Акт). Взять тайм–аут и поработать над практическими, остроактуальными для жизни людей и развития экономики вопросами (энергетическая безопасность, транспорт, свободное передвижение товаров, услуг, капитала и людей) — такую задачу мы перед собой поставили.

    Коль мы уткнулись лбом в стену и не преодолели ее, нельзя перед этой стеной сегодня стоять, молиться на нее или пытаться, еще хуже, долбить лбом эту стену. Мы решили отойти от нее и заняться более конкретными вопросами в той ситуации, которая сегодня сложилась у нас в белорусско–российских отношениях. Наверное, это правильно — здесь нужно время, момент и политическое решение. Потому что и Конституционный Акт (даже в нескольких вариантах), и документы по введению российского рубля и даже общей валюты, то есть валюты после российского рубля, — эти документы разработаны. Нужен момент, нужно время. Наступит этот момент — мы, как политики, должны его поймать и принять решение. Когда он наступит, сегодня сказать трудно.

    Думаю, пусть интеграционные усилия вернуться на конструктивное поле обоих государств, пусть строительство отношений идет на естественной и прагматичной основе. А дальше пойдем, как говорят, от жизни. Она подскажет оптимальные для нового времени формы движения. Главное, ведь не форма, а существо — принципы интеграции, заложенные в Союзном договоре. Он и должен быть сохранен в качестве принципиальной основы дальнейшего интеграционного процесса.

    Постепенный, пусть не семимильными шагами, но практический и последовательный прогресс на этой основе защитит и обеспечит интересы суверенного белорусского государства. Укрепит веру наших народов в реальную силу и взаимную выгоду интеграционного процесса.

    Иной разумной альтернативы, приемлемой с политической, экономической, военно–стратегической точек зрения просто нет. И я уверен, и вы это чувствуете, что обстановка в мире на границах с Россией подталкивает ее идти по тому пути, который мы когда–то определили. Мы этого пути готовы придерживаться и идти по нему. Россия отошла от этого пути. Еще раз подчеркиваю, но обстановка в мире, вызовы — ситуация на Кавказе, в Средней Азии, вообще в мире = толкает Россию идти по этому пути.

    Беларусь между двумя гигантами

    За минувшие годы крупные, с далеко идущими последствиями процессы произошли в Европе. Главный из них, конечно же, — расширение Европейского союза. Создан огромный единый рынок, в 450 миллионов человек. Он объял практически всю Европу. Членство оставшихся в стороне, надо думать, не за горами. Евросоюз стал нашим непосредственным соседом. За Брестом и за Ошмянами уже не просто Польша и Литва — за ними мировой экономический гигант.

    С 1 мая этого года у нас принципиально новая ситуация. На западе европейский гигант — ЕС. На востоке евразийский гигант — Россия. А между ними наша страна — Беларусь.

    Мир стал иным. Не проще, не мягче, не розовее, но иным. Хочу с твердостью и определенностью сказать главное: в новой ситуации Беларусь не ”буферное государство“ и не вассал той или иной страны.

    Мы не в западне. Мы не камешек между жерновами. Напротив — история и география дали нам уникальный шанс. Современное, серьезное, развитое и независимое государство, каковым мы стали за последнее десятилетие, должно использовать этот шанс и превратить то, что было в прошлые века историческим проклятием в экономическое благословение.

    В этом — главная задача внешней политики нашего государства.

    Но я не зря начал с экономических реалий и стратегических задач в экономике. Одними инструментами дипломатии этого не вытянешь. На это должна работать вся страна, все ведомства, все экспортеры. В мире изменилось содержание внешней политики. Перефразируя высказывание знаменитого стратега, следует сказать: внешняя политика — это продолжение внутренней политики, только другими средствами.

    Мы в состоянии это сделать. Посмотрите — за последние 6–7 лет мы удвоили товарооборот с нашей Россией и выйдем в этом году на 15 миллиардов долларов. Пять лет назад в торговле с ЕС (Евросоюзом) у нас был миллиард долларов отрицательного сальдо. В 2003 году мы в торговле с Европой на миллиард в плюсе!

    Значит, мы реально конкурентоспособны — не только на российском, но и европейском рынке. Причем мы экспортируем не ”пеньку и мед“ (хотя и это надо экспортировать, а серьезные промышленные товары (например, почти 17 процентов нашего экспорта в Германию). Далеко не все в СНГ этим могут похвастаться. И притом мы экспортируем еще и то, что они у себя производят. Значит, мы вынуждены конкурировать со своей продукцией у них, в их доме, и выигрывать эту конкуренцию. Что мы по многим позициям делаем. А можем делать еще больше.

    Европейский союз — наш стратегический сосед

    Говоря о характере отношений с Европейским союзом, надо сказать он стал нашим соседом, и очень важным. Наша внешняя политика последовательна: соседи — всегда особый приоритет. Я об этом говорил и три, и пять лет тому назад, вы помните: соседей не выбирают — они от Господа Бога. Вот и у нас сегодня мощный, огромный гигантский сосед — Европейский союз. И, следуя нашей практике, нашей традиции — мы его не выбирали, так сложилось в мире — это наш стратегический партнер.

    Экономическая составляющая — главный компонент наших отношений с Европейским союзом. Роль Евросоюза и Европы в целом в нашей внешней торговле постоянно растет. Если 10–12 лет назад его доля в экспорте Беларуси составляла 8–10 процентов, то сейчас доля Европы в нашем экспорте — уже около 40 процентов. Это величина, сопоставимая с долей России. Это десятки тысяч рабочих мест, сотни тысяч рабочих мест, доходы сотен тысяч наших людей, миллионов наших людей.

    Евросоюз имеет ключевое значение и как источник инвестиционного импорта в нашу страну. Современные машины и оборудование, технологии и технологические процессы, необходимые для дальнейшей модернизации нашей промышленности и сельского хозяйства, в значительной степени не только создаются совместным трудом — нашими учеными с европейскими учеными, нашими практиками, конструкторами — но и в значительной степени покупаются нами в странах Евросоюза.

    Бурное развитие нашей промышленности требует кредитования, в том числе и внешнего. Его основной источник — также страны Европейского союза. На их долю приходится 95 процентов получаемых нашей экономикой в западных кредитно–финансовых учреждениях ресурсов.

    Словом, соседство с Евросоюзом имеет стратегическое для Беларуси значение. Это очевидно и объективно. Правильным будет сказать, что основные интересы Беларуси как европейской страны сейчас и в перспективе будут лежать в плоскости Россия–Евросоюз.

    Да и Беларусь для Европейского союза не просто безликий сосед. Возьмем только главные параметры. Растущие энергетические потребности Евросоюза всё в большей степени будут удовлетворяться поставками нефти и газа из России. Европейский союз заинтересован в расширении энергетического партнерства с нашей восточной соседкой.

    Такое партнерство не будет эффективным, устойчивым и стабильным без участия Беларуси, которая не просто расположена между ними, но осуществляет половину транзита российской нефти и примерно 25 процентов российского газа в Европу. Но не только. Возьмите железнодорожный и автомобильный транспорт — это миллионы тонн грузов готовой продукции и сырья, которые идут в ту и другую сторону!

    В этой стратегической области Беларусь — и значимый, и надежный партнер для Европы. В февральские дни газового отключения это почувствовали все ”по цепочке“ у нас за спиной, на Западе.

    В срочном разрешении газового кризиса с Россией немалую, прямо скажем, принципиальную роль сыграли не юридические, нет, за них отвечал Газпром, а партнёрские, соседские обязательства Беларуси перед нашими соседями к Западу. Скажу прямо, если бы не замерзала Калининградская область, Литва, Прибалтика, Польша и Германия, так быстро это бы не закончилось. И мы действительно вынуждены были провести ряд конфиденциальных срочных консультаций и отойти от противостояния только потому, что там, за спиной, на Западе, люди стали замерзать.

    Да и потом, вплоть до прошлого месяца и окончательного урегулирования с Газпромом, Беларусь, несмотря на все сложности и перипетии получения газа для себя, продолжала прокачивать газ в Европу без какого бы то ни было контракта. Мы руководствовались при этом чувством ответственности — наша страна никогда не подводит ни друзей, ни соседей. Попросту говоря, полгода мы качали российский газ, не получая за это ни копейки! И за это время мы прокачали газа примерно на 15 процентов больше к уровню соответствующего года.

    Беларусь — ключевая транзитная страна для Европейского Союза. Здесь как минимум три момента. Транзит через Республику Беларусь в два раза короче, чем через любое другое государство. Транспортная инфраструктура у нас наиболее развита. Порядка у нас побольше. И, наконец, Беларусь — не криминальная страна, здесь Европейский союз и Россия к нам не имеют претензий, и интересы их полностью соблюдаются.

    Острейшая для Евросоюза проблема нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ не может быть решена без Беларуси. Мы в сотрудничестве с международными организациями, соседями вносим принципиальной важности вклад в недопущение этого мутного потока в Европу. Отойди мы от этой политики — и находящиеся сегодня порядка 150 тыс. мигрантов, которые не могут преодолеть нашу с Европейским союзом границу, хлынут в Европу. Мы их удерживаем и платим за это немалые деньги. И вы, наши политики и дипломаты, работая в Европе, должны четко и определенно доносить это до Запада. Мы — не благотворительная организация. За это надо платить, а не поучать нас и не «долбать» как минимум в информационных войнах. И не прессовать нас, пугая тем, что где–то счета членов Правительства обнародуют, деньги Лукашенко на Западе отберут, визу ему не дадут в какую–то страну. Пожалуйста, вы им всегда говорите в глаза: визы можете не давать, деньги мои на Западе пусть заберут себе. Если вам дадут — берите, считайте, что это мой подарок вам.

    Хочу подчеркнуть, что соседство с Европейским союзом — это улица не с односторонним, а с двусторонним движением. Это взаимовыгодное соседство.

    В этой связи мы приветствуем признание Европейским союзом высокой степени взаимозависимости между ЕС и соседними странами. Особенно в плане обеспечения стабильности, безопасности, устойчивого экономического и социального развития. Нашим интересам отвечает и провозглашаемая Евросоюзом цель формирования ”кольца друзей“ и зоны стабильности и процветания вдоль всего периметра его границ. Она напрямую созвучна поставленной нами еще несколько лет назад цели создания вокруг Беларуси ”пояса добрососедства и безопасности“.

    Поэтому мы с позитивным интересом восприняли разработанную Евросоюзом концепцию ”нового соседства“.

    Потребностям нашей открытой экономики отвечает предлагаемый Евросоюзом своим соседям в долгосрочном плане высокий уровень экономической интеграции, предусматривающий свободу перемещения людей, товаров, услуг и капиталов. Фактически, как мы понимаем, речь идет о построении отношений, которые по большому счету аналогичны отношениям Евросоюза со странами Европейского экономического пространства, не входящими в настоящее время в Евросоюз, такими, например, как Норвегия, Швейцария и другие.

    Я бы не хотел, чтобы у кого–то сложилось впечатление, что Беларусь пытается примерить на себя чужую шляпу. Отнюдь нет. Ни для кого не секрет политические трудности, которые на данный момент существуют в наших отношениях с Евросоюзом. Но ведь мы с обеих сторон — и ЕС, и Беларусь — говорим о стратегии и перспективе. А о них нужно думать и на них нужно работать уже сегодня.

    Если вникнуть в содержание, то принципы, на которых мы хотим построить наше общество, и общеевропейские ценности Евросоюза не только не антагонистичны — они идентичны. Посмотрите наш Основной Закон. Там перечень прав человека чуть–чуть пошире. В нем еще патриотизм и уважение основных экономических и социальных прав.

    Да, за нами и за странами Западной Европы — разная история и разной длины и качества путь. Да, жизнь там, видимо, богаче и для тех, кто состоятелен, возможно, повольготнее. Но в чем–то жестче и равнодушнее. По крайней мере, мы на их богатство не заримся. Мы удовлетворены своей землей, своим государством и своей жизнью. Мы у них ничего не просим.

    Мы не отрицаем: нам есть чему поучиться у многих стран мира, и прежде всего европейских. И мы учимся и не стесняемся этого. Только у нас, говоря спортивным языком, разный гандикап. Никто из этих государств не потерял трети своего населения во Вторую мировую войну. Никто из них не жил еще 10–15 лет в землянках, восстанавливая страну без посторонней помощи после нацистской тактики ”выжженной земли“. Вот почему та война для нас всё ещё ”вчера“, а для них — "давным–давно".

    Но ничего. Мы не ожесточились. Мы открыты к партнерству, взаимодействию — со всеми. Мы работаем. И у нас что–то получается. Не зря Беларусь — единственная страна в СНГ, где приток миграции больше, чем отток. Люди видят реальную жизнь и стремятся туда, где лучше. Я уже говорил, для нас это уже становится проблемой. Если три года назад мы этот процесс приветствовали и гордились им, то для нас это уже проблема — 30–40 тыс. в год приток со стороны разного населения, многодетных семей. Для нас — это вопрос.

    Я уверен: пройдет время, может быть и небольшое, и наши отношения с Евросоюзом выправятся. Жизнь возьмет свое. Ведь мы же соседи! А белорусы никогда и ни для кого в истории своей не были плохими соседями. История таких примеров не знает.

    Стратегический выбор Беларуси

    Теперь я бы хотел ответить на вопрос, который задают всё чаще и чаще: хотите ли вы стать членом Евросоюза, что вы выбираете — Восток или Запад?

    Мы в Евросоюз не просимся. К этому не готовы ни мы, ни они, ни сегодня и, наверное, ни завтра. Мы не обиваем там пороги.

    Но мы предлагаем Евросоюзу и входящим в него странам сотрудничество и партнерство. Предлагаем, а не выпрашиваем, и выпрашивать не намерены. Мы не идем к общеевропейскому столу с пустой тарелкой в надежде на подачку. Мы — не богатая страна, но нам есть, что предложить в обмен на искреннее и честное взаимодействие, на искреннее и честное сотрудничество с ”европейским домом“.

    А Европу мы создаем и будем создавать у себя дома, в своей стране. Мы делаем и сделаем это. Когда построим — все лишние вопросы отпадут сами собой.

    Скажу больше. Выбор, который нам обычно пытаются навязать как судьбоносный — Восток или Запад? — это вообще не выбор. Не выбор для Беларуси! Это ложная дилемма. Мы выбираем не Восток и Запад или же Восток или Запад — МЫ ВЫБИРАЕМ БЕЛАРУСЬ. Беларусь, которая в силу экономики, в силу истории, в силу географии, в силу культуры и менталитета будет и на Востоке, и на Западе. Там наши интересы, и отсюда наши векторы.

    Это не оторванные от реальности мечтания. Посмотрите вокруг и вдумайтесь:

    Россия более 50 процентов своего торгового оборота ведет с Европейским союзом. Главный ее торговый партнер, опережающий даже нашу страну, не говоря уже о других странах СНГ (11 процентов), — Германия. Россия ведет переговоры с ЕС об общем экономическом пространстве;

    Беларусь, благодаря нашим интеграционным достижениям, уже в едином экономическом пространстве с Россией;

    Беларусь расположена между ЕС и Россией.

    В этом будущее. В этом главная стратегия завтрашнего и послезавтрашнего дня: создание общего экономического пространства России — Беларуси — ЕС.

    Больше скажу, создавая общее экономическое пространство Европейского союза и России — они не обойдутся без Беларуси. В этом истинный, а не ложный выбор между Востоком и Западом.

    Пространство Содружества Независимых Государств

    В нынешний момент его можно охарактеризовать как время затянувшегося поиска и выбора. Идёт поиск оптимальных и адекватных форм и конфигураций интеграции. Четверка, ЕврАзЭС, ГУУАМ, ШОС и многие другие образования на пространстве вроде бы единого СНГ. Созданные методом проб и ошибок. Много, очень много делается нужного и полезного, отвечающего интересам всех. И также немало — слишком много! — дублирования, неразберихи, невыполнения не то что устных договоренностей, а подписанных соглашений. Да что там греха таить — что говорить про СНГ, если у нас в двухсторонних союзнических отношениях с Россией много подписанных договоров, которые не выполнены.

    Наверное, это неизбежный этап. Главное, чтобы он завершился успешно.

    Что важно: в этом многообразии интеграционных структур Союз Беларуси и России — ”Двойка“ - наиболее эффективный и результативный, во всех этих образованьях на постсоветском пространстве.

    Активно продолжим работать вместе с Россией, Украиной и Казахстаном, чтобы вдохнуть жизнь в единое экономическое пространство. Успех будет, если руководствоваться не краткосрочными, а долгосрочными интересами. Надеемся, что все участники новой структуры, объединяющей 90 процентов экономического потенциала бывшего Советского Союза, исходят именно из этого.

    Что беспокоит: беспокоит фрагментация территории СНГ, превращение этого пространства в арену соперничества за влияние с участием внешних сил — США, Евросоюза, крупных сопредельных стран. Нас просто рвут, уже не кусают, не щиплют, не пытаются ущипнуть, а рвут на куски. Не только борющиеся за свое влияние на просторах бывшего Советского Союза соседние государства, но и монстры — США и Европейский Союз.

    Беларусь — не просто страна пребывания штаб–квартиры СНГ. У нас много интересов, прежде всего экономических и энергетических на всем пространстве СНГ. Поэтому будем поддерживать эффективную, полезную работу органов с нашим участием, добиваться устранения ненужного параллелизма, напрасной траты ресурсов, включая время и усилия.

    Как бы ни складывалась судьба интеграционных преобразований, двусторонние отношения со странами СНГ, особенно наиболее крупными нашими экономическими партнерами, находятся и будут находиться в поле особого внимания Беларуси.

    Следует укреплять международные позиции СНГ. Для этого нужно иметь общие подходы по важным для всех нас международным вопросам, совместно заявлять их и реализовывать. Тогда нас как организацию будут уважать и считаться с нами.

    В полной мере это касается и организации Договора о коллективной безопасности. Мы преобразовали Договор в Организацию не для того, чтобы он остался ”клубом по интересам“. Мы сделали это, чтобы создать эффективную систему региональной коллективной безопасности на постсоветском пространстве.

    Вместе с тем Беларусь исходит из того, что ОДКБ — не закрытый военно–политический блок. Государства–участники Договора никого не рассматривают в качестве противника. Договор открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.

    Беларусь рассматривает ОДКБ не как конфронтационное образование, не как ”вклад“ его участников в новый раздел мира на военно–политические блоки, мы рассматриваем ОДКБ и его деятельность как важнейшее условие создания единой и неделимой системы безопасности во всей евроатлантической зоне.

    Важнейшим компонентом и ”источником силы“ ОДКБ должна стать скоординированная внешняя политика стран–членов. В первую очередь — по вопросам безопасности, контроля над вооружениями, военно–политического взаимодействия с третьими странами и организациями.

    Военно–техническая сфера взаимодействия является второй главной составляющей ОДКБ, которая призвана содействовать обороноспособности Беларуси и развитию нашего оборонно–промышленного комплекса.

    ОДКБ — организация новая. Тем более важно, чтобы она сразу заработала эффективно. Пока приходится констатировать, что инерция других интеграционных структур на пространстве СНГ перебросилась и на ОДКБ: договариваемся об одном, а делаем по–другому. Для нас непонятно, как можно становиться членом Организации коллективной безопасности, а затем принимать без консультации с остальными решения о размещении иностранных войск на своей территории. Это ведь напрямую затрагивает интересы безопасности других стран–членов.

    Хотелось бы договориться с коллегами по ОДКБ: либо мы серьезно относимся к своим обязательствам, либо эта организация не нужна. Беларусь — за серьезное отношение к делу.

    И еще хочу добавить. Единое экономическое пространство — ”четверка“ - и вся работа, которая проводится сейчас в ней и ОДКБ, участие Беларуси в этих образованиях — это знак доброй воли, можно сказать подарок нашим соседям.

    Почему я об этом говорю? Без единого экономического пространства мы жили и можем долго жить и существовать. Нам мало что дает и в будущем даст эта работа по единому экономическому пространству. Состоится этот так называемый экономический союз — территориальный, экономический, таможенный — хорошо, мы ничего не потеряем.. Не состоится — мы тоже ничего особенно не потеряем. Почему? Потому что наши экономические интересы, прежде всего, лежат там, в той стороне — в России и в Украине. С другими государствами у нас торговые отношения, к сожалению, в силу разных причин — на уровне статистической погрешности.

    Что касается военной организации ОДКБ, мы тоже там особо ничего не имеем. Поэтому мы хотели бы, чтобы эта организация развивалась, укреплялась и выполняла свои задачи. Если она не состоится, мы свою безопасность и свои интересы в сфере безопасности обеспечим в рамках единой военной группировки Беларуси и России. Здесь наши интересы.

    Мы, конечно, очень бы хотели, чтобы ОДКБ была эффективной организацией и входила бы в общую архитектуру международной безопасности.

    Для нашего государства особый интерес будет представлять деятельность этой организации на западном направлении.

    НАТО — Беларусь

    Здесь также происходят новые процессы. Дважды расширилось НАТО. Три из пяти наших соседей — теперь члены альянса. Четвертый — Украина — как вы знаете, стремится вступить в НАТО и добивается этого практическими шагами. Пятый и главный — Россия — создал особые отношения с Альянсом, специальные структуры для этого и активно их развивает. В то же время НАТО наращивает свою активность в регионе Кавказа и Средней Азии. В азиатских государствах появились американские базы. Нельзя исключать их появления и на Кавказе (может быть, это уже и решенный вопрос). И, надо сказать, делается это не вопреки воле руководства этих стран, где они разместили свои базы и войска, а зачастую по их собственной инициативе.

    НАТО и его расширение, конечно, сильно бледнеют по значимости на фоне расширения ЕС. Но мы не можем просто сбрасывать альянс со счетов. Это один из крупнейших факторов безопасности на нашем континенте. У нас теперь 1200 километров общей с НАТО границы.

    Нужна ли нам — будь то сейчас или в перспективе — конфронтация с НАТО? Бесспорно, нет. Мы ее не ищем, эту конфронтацию, и не будем искать. Надеюсь, и альянс ее не ищет.

    Хотя с соседями, наверное, ведут себя по–другому. Например, консультируются перед размещением вооружений и военной инфраструктуры. Или, по крайней мере, заблаговременно информируют, обеспечивают прозрачность, чтобы не вызывать излишних опасений.

    Но суть не в этом. Суть в том, что, по–нашему убеждению, граница, даже граница между разными военно–политическими организациями, должна быть не линией конфронтации, а линией добрососедства. Мы к этому готовы.

    Тем более, что общих проблем, вызовов и задач у НАТО и Беларуси в новом мире предостаточно. Думаю, их не уменьшится количество в обозримом будущем.

    Беларусь — донор безопасности

    Надо подумать о том, как обеспечить общими усилиями на региональном уровне безопасность объектов критической инфраструктуры — нефте–и газопроводов, электростанций, в том числе и атомных, общеевропейских транспортных коридоров — против современных угроз. Могут ли НАТО или наши соседи сделать безопасность этих транзитных путей без Беларуси? Вряд ли.

    Надо обеспечить безопасность границ против проникновения террористов, незаконных мигрантов, наркотиков, незаконных поставок оружия, в том числе ядерного компонента. Можно ли это сделать без Беларуси? Факты сегодня красноречиво свидетельствуют — невозможно.

    Надо отработать на практике меры эффективного взаимодействия на случай — не дай Бог — террористического удара или технологической катастрофы на особо опасных объектах, от трубопроводов до атомных станций, которых три в непосредственной близости от наших границ. Можно ли это сделать без нашей страны? Нельзя.

    Мы и здесь, как и по линии Евросоюза, не навязываем своего сотрудничества. Беларусь — давний член Партнерства ради мира, и мы исходим из чувства партнерской ответственности.

    И здесь мы тоже, в отличие от некоторых участников процесса расширения, не просители, а доноры — в общую копилку безопасности. Беларусь, практически с момента обретения независимости, была и остается нетто–поставщиком безопасности. И не только в региональном, но и в глобальном масштабе.

    Весь мир был остро озабочен судьбой советского ядерного оружия после развала СССР. Беларусь первой из ядерных наследников заявила об отказе от ядерного арсенала, взяла на себя соответствующие международные обязательства, показав пример остальным участникам постсоветского ”ядерного клуба“.

    А ликвидация огромных арсеналов обычных вооружений и сокращение почти полумиллионной группировки войск на территории Беларуси? Примерно в 10 раз.

    Поэтому взаимодействие между Республикой Беларусь и НАТО по новым задачам и вызовам безопасности не только теоретически возможно –оно необходимо и взаимовыгодно.

    Необходимо наладить и взаимодействие соседних организаций коллективной безопасности — НАТО и ОДКБ. Беларусь была инициатором этой идеи, а также предложения о конкретном формате консультаций в рамках Партнерства ради мира по формуле ”НАТО — ОДКБ“.

    И в заключение этой части хочу обратиться к одной вещи. Европейцы от нас требуют соблюдения или принятия некой политики, некой пошаговой стратегии. Так вы им напомните, что мы сделали очень много шагов — начиная от отказа от ядерного оружия, что несоизмеримо по весу с их требованиями изменить какое–то законодательство, свободу слова, демократию и так далее, — и заканчивая обычным вооружением и прочее–прочее — мы уже сделали столько шагов, что им пора уже сделать хотя бы пару шагов в ответ на эти наши шаги. Это принципиальное положение. И от него наши дипломаты, и Министерство иностранных дел, и Администрация Президента, и Правительство не должны отходить. Мы сделали много шагов. Перечисляйте им эти шаги. Есть крупные, о которых я сказал, есть средние и мелкие. Пусть сделают хотя бы пару нормальных, средних или маленьких, шагов в ответ на то, что сделали мы. Не надо нас постоянно пичкать, в спину толкать и говорить: давайте шаги, давайте шаги.

    Соединенные Штаты Америки: лидерство должно быть иным

    Говоря о США, хотел бы откровенно сказать, что это лидер в мире, но лидерство должно быть иным. Евроатлантическая плоскость внешней политики Беларуси будет, конечно, неполной без перспективы наших отношений с США. Вопрос непростой.

    Конечно, США — основной и бесспорный мировой центр силы — экономической, финансовой, технологической, военной и политической.

    Взаимодействие со Штатами во всех этих областях отвечает интересам Республики Беларусь.

    Однако США, особенно в последние годы, допускали явное злоупотребление своим мировым лидерством. Особенно одиозны Косово (Югославия) и Ирак. Сейчас, кстати, после всего того, что произошло, об Ираке как о крупной ошибке и вопиющем пренебрежении принципами ООН говорят все. Хотя мы об этом говорили ещё в самом начале иракской авантюры. Вспомните. Совсем недавно было.

    В проблеме отношений с США для нас есть компонент краткосрочный и долгосрочный.

    Краткосрочный состоит в том, что пока США будут продолжать пытаться воздействовать на Беларусь давлением — результата, нормальных отношений между нами не будет. Мы понимаем, что Штатам от этого, говоря народным языком, ”ни холодно, ни жарко“. Но мы под давлением не прогибаемся.

    Если США поймут, что суверенная, процветающая, демократическая по своим, а не по чужим рецептам, Беларусь — в их интересах и в интересах всего европейского пространства, и перейдут от давления к взаимодействию — тогда всё наладится в интересах двух государств.

    А в долгосрочном и гораздо более широком плане считаем, что в интересах самих США — изменить стиль лидерства. Иначе это уже не будет лидерством, а агрессивной диктатурой.

    Сотрудничество с Украиной, Польшей, Прибалтикой

    Вновь хочу вернуться к теме приоритета соседей. Теперь уже не на уровне мировых центров силы и межгосударственных объединений, а на уровне конкретных смежных с нами стран. Так сложилась жизнь.

    Наши объективные стратегические интересы в высокой степени совпадают с интересами Украины и в значительной степени с интересами Польши и Прибалтики. Все эти страны, несмотря на принадлежность к разным группам, будут на новом этапе во всё большей степени задумываться над проблемой обеспечения собственных интересов, отличных от интересов сверхдержав, союзов и крупнейших государств. В этом — объективная основа общности наших интересов.

    Поэтому необходим спокойный, последовательный и системный курс на активные, всеобъемлющие отношения с этими государствами. Думаю, и они будут в меру свободы своего маневра откликаться, укрепляя свои позиции.

    Важной сферой приложения этих усилий могли бы быть взаимовыгодные инфраструктурные и энергетические проекты — как на двухсторонней, так и на региональной основе.

    Сотрудничество в культурно–исторической области — также хорошая почва для взаимодействия. От такого субрегионального взаимодействия все наши народы только выиграют. Словом, этот ”пояс“, как мы его часто называем, Балто–Черноморского региона, от Прибалтики, Беларуси до Черного моря через Украину, — это весьма интересный политический и экономический вопрос. И здесь можно найти много конкретных проектов и приложения ума для наших правительств и для наших государств.

    Мировой Юг как резерв нашего экономического роста

    Основные интересы Беларуси, как европейского государства, конечно, лежат на пространствах Европейского континента и близких нам стран Евразии. Однако ограничиваться этим регионом означало бы ограничивать наши возможности экономического роста. Да и не только это: стратегическая задача сокращения уязвимости экономики требует продвижения наших интересов как экспортных, так и кредитно–инвестиционных — на глобальном Юге: в арабских странах, Китае, Индии, а также в Африке и Латинской Америке.

    Мы не великая держава, обеспечить повсеместное дипломатическое и экономическое присутствие пока не можем. Поэтому в большинстве этих регионов главная задача состоит в том, чтобы правильно выбрать ключевые в плане сотрудничества страны. А, выбрав, работать в них не только в двустороннем плане, но и превращать их в плацдармы нашей экономической деятельности на весь соответствующий регион.

    Особое внимание мы должны уделять устоявшимся межгосударственным связям и региональным интеграционным структурам. Назову для примера: из Объединенных Арабских Эмиратов, к примеру, надо работать на весь регион Залива и далее на весь арабский восток, который с 2005 года начнет формировать зону свободной торговли, из Сирии и Ливана — на Ирак и Иорданию.

    Такой подход позволит нам выгодно соединять наши технологические возможности с позициями местных предпринимателей на их региональных рынках, взаимно усиливать возможности друг друга. А, например, в странах Залива привлекать к этой работе их кредитно–инвестиционные ресурсы.

    О Латинской Америке

    Накоплен некоторый актив в работе белорусской дипломатии на латиноамериканском направлении. В последнее время поступают важные сигналы заинтересованности в сотрудничестве с Беларусью из ряда ключевых государств континента — Бразилии, Аргентины, Колумбии, Венесуэлы.

    Вместе с тем на сегодняшнем этапе Латинская Америка неоправданно находится на второстепенном плане нашей внешней политики. Должен признать, что пока мы уделяли недостаточно внимания региону, который является нашим естественным союзником. С абсолютным большинством латиноамериканских стран у Беларуси совпадают подходы к ключевым международным проблемам, отсутствуют принципиальные идеологические разногласия. Кроме того, у нас взаимодополняемые экономики.

    У нас нет таких ресурсов, чтобы вести глобальное дипломатическое наступление на весь регион. Необходимо выбрать приоритетные страны. Главным, думаю, объектом наших внешнеполитических усилий должна стать Бразилия. У неё, как у лидера Южной Америки, хранятся ключи, которыми Беларусь может открыть двери политического и экономического сотрудничества с другими государствами региона.

    Настало время решительных дипломатических шагов в латиноамериканском направлении. Нужно наладить диалог на высшем уровне и укрепить выгодные и долгосрочные торгово–экономические связи со странами этого континента. Если сегодня проигнорировать потенциал этого региона, где нас ждут, завтра реальные шансы закрепиться на его рынках будут упущены.

    У вас, уважаемые товарищи, может сложиться впечатление, что я выступаю от имени не среднеевропейской страны, а от какого–то огромного государства, что наши интересы, мол, везде. Да, это так. Я вам это доказал. Но это не наша заслуга. Это, если взять в кавычки, не наша вина и беда, что нам надо, исходя из внутренних реалий, стремится присутствовать и на большом Юге, и в Европе, и в России, других крупных государствах, даже в Африке и Латинской Америке. Это подарок нам, доставшийся от Советского Союза. Хоть и тяжелый подарок — это та величайшая экономика, наукоемкая, разумная, умная, которая была создана здесь у нас, в Беларуси. Она огромная, порой даже, я бы сказал, излишняя для нашего населения, нашего государства. Но поскольку мы решили, что не будем ее сбрасывать, наоборот, будем развивать, мы вынуждены действовать в разных точках нашей планеты. Мы же туда не для туристических поездок направляемся — мы туда едем решать конкретные вопросы. И нас туда зовут. Значит, мы востребованы.

    Это важное замечание, чтобы снять некоторые рассуждения о том, что я реалии чуть ли не потерял. Нет, я все понимаю. Мы не лезем туда, где нас не ждут и где мы, вообще–то, ничего и не сделаем.

    Агрессивные экспортеры — двигатель экономической экспансии

    Вновь хочу подчеркнуть: настоящей внешнеэкономической экспансии силами одних наших диппредставительств, МИДа не вытянуть. Они должны помогать, подсказывать, направлять, создавать политическую и договорную основу, организовывать. А движущей и основной силой должны быть наши экспортеры. Они должны быть по–настоящему инициативны. А правильнее сказать — агрессивны и вооружены Правительством и министрами серьезными стимулами. Тогда дело пойдет на здоровой экономической основе. Одним административным ресурсом, при всей его важности, эту стратегическую задачу на долгосрочной, перспективной основе — а нам нужна именно такая основа — не решить.

    Говоря об экономической экспансии, не могу не затронуть тему Всемирной торговой организации. Мы ведем большую государственную работу по вступлению в эту организацию. Не скажу, что делаем это с легким сердцем. Много проблем приходится решать по ходу. Не все обязательства выполняют наши партнеры по ЕврАзЭС. Могут быть проблемы и потом, в первые годы после вступления. Но открытая экономика Беларуси нас к этому толкает и нас к этому обязывает. Иначе мы на мировом рынке не удержимся. Станем проигрывать. А нам надо выигрывать.

    Но в процессе вступления в ВТО будем драться за каждый процент тарифа — в этом наш долг, мы не должны ухудшить состояние нашей экономики ни сегодня, ни завтра.

    Многосторонняя дипломатия

    Необходимо повысить эффективность нашего участия в работе международных организаций, прежде всего в Организации Объединенных Наций. Надо решительно уходить от пассивного исполнения зачастую раздутой и искусственной повестки дня многосторонних форумов, не распыляться на пустые и далёкие от нужд белорусских людей вопросы.

    Надо вообще прекратить такие разъезды. Хватит этих туристических одиночных или коллективных поездок на какие–то международные конференции под лозунгом того, что ”мы вот там себя покажем“. Ничего вы там не покажете! Вы просто затратите тысячи долларов, потеряете время, отойдете от работы на полмесяца, и толку от ваших командировок не будет. Поэтому я так тщательно подхожу к командировкам должностных лиц. Хотелось бы, чтобы этот контроль был налажен и за средним звеном. Но если уж поехал, то покажи, что ты привез.

    Вместо этого нужно вдумчиво вычленять среди проблем, которыми занимаются международные организации, реально приоритетные для Беларуси вопросы. Надо концентрировать наши не очень многочисленные дипломатические и другие силы на тех направлениях, где мы можем получить не виртуальную, а практическую отдачу: финансовую, организационную и политическую.

    По воле судьбы и истории (в отличие от многих наших соседей) Беларусь имеет богатый, почти шестидесятилетний опыт работы в Организации Объединенных Наций.

    В следующем году в Нью–Йорке состоится очередной саммит мировых лидеров. И я просил бы и поручаю это Правительству, МИДу, Администрации Президента уже сейчас приступить к проработке весомой, реальной инициативы, о которой мы можем заявить с трибуны ООН в 2005 году.

    Эта инициатива должна существенно изменить контекст, посредством которого в мире узнают Беларусь. Этим контекстом не могут быть политические претензии наших недругов. С Беларусью в мире должны, прежде всего, ассоциироваться мощная роль государства в обеспечении устойчивого развития общества, экология будущего, высочайший уровень науки и образования, массового спорта и развития культуры.

    Не могу не сказать и о Движении неприсоединения. Мы ведь единственная страна в своем регионе, которая является членом этой организации. Но мы слабо там работаем. Не надо сегодня ссылаться на то, что государства и члены Движения неприсоединения изменились и следуют в фарватере США и других сильных мира сего. И там сегодня можно добиваться определенных успехов и результатов. Через Движение неприсоединения отдельное государство может решать свои проблемы, ведь членами этого Движения являются очень крупные государства. Этот аспект в работе МИДа еще не срабатывает.

    Я остановился лишь на важнейших, стратегических вопросах. Сегодня много пришлось говорить об интеграционных структурах, расширении союзов, альянсов, военно–политических обязательствах. Размышляя обо всем этом, я все время думал о закрепленной в нашей Конституции позиции нейтралитета Беларуси. Конечно, эта формулировка отражает романтизм первых лет независимости. Мировые тенденции, как видим, во многом пошли в другую сторону. Нейтральные государства вступают в политические и экономические союзы, ассоциируются с военными альянсами, подумывают о членстве в них.

    Но, думаю, она сыграла и, наверное, продолжает играть роль важного стержня и опоры для нашей внешней политики. Теперь это воспринимается больше не как обособленность, а как самостоятельность. Эта формулировка обеспечивает понимание того, что мы должны найти и обеспечить свое собственное, особое, неповторимое, нерастворимое в других народах и государствах место для нашей Беларуси.

    Подготовлено на основе выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
    на совещании с руководителями загранучреждений Республики Беларусь, 22.07.2004
    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5