Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

24 ноября, пятница Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Реальная страна | Выступления на Шалкарском евразийском форуме | Нагима Байтенова | Политический фундаментализм в решении этнических и межэтнических проблем | 15.07.2004 Напечатать текущую страницу

    Нагима Байтенова

    Политический фундаментализм в решении этнических и межэтнических проблем

    Выступление на Шалкарском евразийском Форуме (Уральск)

    Современный мир многолик, но многообразие мира создает и множество проблем. В современной этносфере сосуществуют как древние этнические общности, которые насчитывают тысячи, а в некоторых случаях - всего лишь сотни людей, так и современные многомиллионные этносы. Характерной чертой современных этнореалий является не только ее многосложность, но и динамизм, противоречивость и нестабильность. Современные этнические процессы в большей степени носят конфликтный характер, этническим коллизиям и конфликтам подвержены в одинаковой степени и Запад, и Восток, и развитые и не совсем развитые государства. В последние годы в американский военный жаргон вошел совершенно новый термин, характеризующий этнореалий современного мира – «войны ЭНС» (этнические, националистические, сепаратистские).

    По мнению бывшего директора ЦРУ Дж. Вулси «сегодня мир более опасен, чем в период холодной войны». Это подтверждают те факты, которые в свое время были приведены американским социологом Г.Айзексом в его нашумевшей книге «Идолы племени», опубликованной еще в 1975г. Согласно его подсчетам с 1945 по 1975 годы конфликты, сегодня называемые войны «ЭНС», унесли жизни около 10 млн. людей: два из них - в Индии, еще два - в Биафре, полмиллиона в Индонезии, и остальные - жертвы межплеменных и гражданских войн в Нигерии, Конго, Чаде, Судане, Китае, Колумбии, Бурунди, на Кипре, в Новой Гвинее и других странах.(1). За последующие годы эти показатели удвоились.

    Нагима Байтенова

    Релевантные ссылки:

    Шалкарский форум – новая звезда на интеллектуальном небе Евразии

    Эдуард Понарин "О развитии нового русского национализма"

    Павел Зарифуллин "Славяно-тюркский симбиоз как основа евразийской государственности XXI века"

    Александр Дугин "Народы Евразии хотят демократической империи" (интервью порталу "Навигатор")



    Профессор Кейп-Тауновского университета Д. Велш в 1994г. в своем выступлении на международном семинаре, который проходил в Киеве, приводит еще более устрашающие цифры: «С 1945 г. около 20 млн. было убито в войнах, революциях, освободительных движениях и восстаниях. Вероятно, еще 20 млн. были превращены в беженцев в ходе конфликтов. Невозможно с точностью назвать процент лиц, ставших жертвами этнических конфликтов, но цифра 70% не кажется невероятной. Из 100 войн, ведшихся (или тех, которые по-прежнему ведутся) с 1945, около половины включали в себя этнические конфликты, включая восстания против колониального режима» (2).

    На протяжении последующих десятилетий мир не стал более стабилен, только в 2003г. в мире произошли 14 локальных войн и десятки вооруженных столкновений, в основном на религиозно-этнической почве. (3). Не является исключением советское и постсоветское этническое пространство. В принципе, в определенном смысле, все войны в истории человечества можно охарактеризовать как “войны ЭНС“, т.к. все они велись либо за расширение, за возвращение, либо за сохранение своего этнического пространства.

    Сегодня, к сожалению, есть полное основание утверждать, что этнические и межэтнические проблемы стали одной из глобальных проблем современности. Современные процессы глобализации не снимают, а еще более углубляют и обостряют этнические проблемы. В ХХI в. в связи с процессами глобализации этнические проблемы будут выдвинуты в качестве одного из основных мировых проблем современности. В современных условиях нарастания процессов глобализации и модернизации, дальнейшего ускоренного развития достижений техногенной цивилизации, зачастую делает невозможной решение, в том числе этнических и межэтнических проблем в рамках и силами одного государства и требует вмешательства международных сил. Также глобальность этнических процессов характеризуется и тем, что 90-е годы ХХв. и начало ХХI в. характеризуется бурным ростом этнического самосознания и этнического возрождения, результатом которого стали распад таких государств, как СССР и Югославия и ряд других государств, в результате которых были образованы многие новые государства. По мнению некоторых экспертов, одним из главных противоречий ХХI в. будут, и, прежде всего, благодаря усилению глобализационных процессов, этнические и межэтнические противоречия. Обострение в конце ХХ в. и в начале ХХI в. этнических и межэтнических проблем привело не только к образованию новых государств, но также в корне изменило «лицо» современного мира, в конечном счете, именно религиозно-этнические столкновения способствовали еще более широкому распространению и углублению таких негативных явлений, как международный терроризм, религиозный экстремизм. Новая волна «великого переселения народов», которая особенно сильно проявляется в западноевропейских и североамериканских странах, в данный процесс теперь уже вовлечены в той или иной степени Россия и Казахстан, эти миграционные процессы носят глобальный характер и порождают совершенно новые проблемы или выявляют новые грани ранее существовавших проблем. Например, в результате «великого переселения народов» этнические проблемы могут перенестись в несколько иную плоскость, порождая совершенно новые проблемы. Глобализационные процессы также способствуют унификации этнических культур, традиции и обычаев, тем самым создают угрозу, в лучшем случае, потере своего «лица», т.е. может привести к утере своих этнических различий, в худшем, к исчезновению отдельных самобытных этносов. В связи с данным положением вещей, т.е. превращение этнических и межэтнических проблем в один из глобальных проблем современности, одним из важных проблем ХХ! в. становится вопрос о выработке единых универсальных принципов регулирования этнических и межэтнических процессов.

    Решение этнических и межэтнических проблем предполагает, прежде всего, политическое решение данных проблем. Разумеется, решение принципиальных вопросов, также решение их на глобальном и государственном уровнях предполагает политическое решение проблемы. Более того, особенно в условиях холодной войны, политический путь решения любой проблемы был исключительно предпочтительным по сравнению с вооруженным, немирным путем решения проблемы. Но, сегодня мир изменился, и он требует изменения средств и методики решения тех или иных проблем. К сожалению, по инерции, традиционно многие вопросы пытаются решить только политическим путем.

    Сегодня наблюдается «засилье» политической формы решения различных проблем. Анализ современных этнореалий позволяет утверждать о существовании «политического фундаментализма». Говоря о «политическом фундаментализме», я не имею в виду основательность решения этнических проблем политическим путем, хотя и это тоже не отрицается, в данном случае имеется в виду зачастую излишняя политизация этнических и межэтнических проблем и как следствие, решение этих и других проблем только исключительно политическими методами и средствами. При этом мы всегда должны помнить, что именно крайние формы политических методов, в частности, политический экстремизм порождает религиозный и этнический экстремизм.

    В качестве примера может послужить деятельность отдельных политических партии и движении, которые чтобы набрать голоса в предвыборной кампании или повысить свой политический имидж и свою популярность, используют этническую или религиозную тематику. Сегодня во многих странах мира еще больше набирают силы различные политические партии и движения, которые набирают себе политические дивиденды за счет манипуляции этнической тематикой. В связи с этим остро стоит вопрос о создании юридических норм, регулирующих деятельность политических партий, особенно в период предвыборных кампаний, по вопросу использования в своей деятельности этнической тематики.

    Данному вопросу было уделено особое внимание в выступлении Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Х юбилейной сессии Ассамблеи народов Казахстана, прошедшей в декабре 2003г. На этой сессии также было обращено внимание на создание определенных моральных принципов и этических норм, не допускающих излишнюю политизацию этнических и межэтнических проблем.

    Данный аспект вопроса особо актуализируется в условиях предстоящих парламентских выборов в Казахстане. Это связано с тем, что политический путь решения проблем в современном измененном мире не всегда дает позитивные результаты, порой существует угроза выхода из-под контроля ситуации. Политические методы решения этнических и межэтнических проблем вполне оправдано, когда речь идет о решении данных проблем на межгосударственном и государственном уровнях, на уровне национальной политики или национальной идеологии, я имею в виду государственную политику и идеологию.

    Но, даже на этом уровне, абсолютизировать эти методы не стоит, т.к. и на этом уровне существуют различные вполне приемлемые и не менее результативные методы, в частности, это различные культурные, научные, межэтнические и межконфессиональные связи, в частности, наша конференция – это тоже один из эффективных путей решения подобных проблем. Решение же этнических и межэтнических проблем внутри государства, тем более, еще в большей степени, с учетом современных реалий, должен предполагать неполитические, иные пути решения.

    Современный путь развития как, в целом человечества, так и, в частности, каждого отдельного государства предполагает цивилизационный путь развития. Это, можно сказать «генеральный путь развития человечества» в новом тысячелетии. Поэтому должны быть заложены основы цивилизационного решения если не всех, то, по крайней мере, многих проблем. Если в условиях «холодной войны» крайней формой решения любых вопросов считалось военное вмешательство, то в период «постхолодной войны» базисной и крайней формой решения существующих проблем должен быть политический путь решения проблем. Но наиболее распространенной должны быть цивилизационные формы решения проблем. Это связано с тем, что сегодня политизация всех процессов приняла не только тотальный характер, но и зачастую принимает крайние формы политического экстремизма, что, в конечном счете, приводит к вооруженным столкновениям и к применению силы, что в современных условиях технологического радикализма ни к чему хорошему не может привести.

    Цивилизационные пути решения этнических и межэтнических проблем предполагает формирование, прежде всего, цивилизационного сознания и культуры, дальнейшее совершенствование нравственных норм и принципов и, не в последнюю очередь, развитие психологических оснований решения проблем. В качестве примера, можно взять проблему языка как одного из сложных, наиболее обсуждаемых проблем по этническим и межэтническим отношениям. Согласно утверждениям академика Г.Есим, проблема языка это не политическая проблема, а цивилизационная проблема, проблема цивилизованности каждого отдельного человека. К этому можно добавить, что проблема языка научная, лингвистическая, методологическая и психологическая проблема, но никак не политическая. Действительно, излишняя политизация проблемы языка, в лучшем случае, затягивает решение данной проблемы, либо кроме «муссирования» практически позитивных результатов не дает. В конечном счете, проблема языка должна быть делом цивилизованности и совести каждого отдельного человека. Ведь знание языка другого народа никаким образом не ущемляет права и достоинства человека, тем более, если этот человек проживает на Земле данного народа, пользуется природными, материальными, культурными, духовными и иными благами данного народа. Другой вопрос если политика данного государства в отношений той или иной этнической группы основывается на не совсем цивилизационных принципах, препятствуя развитию этнической культуры, языка, соблюдению своих обычаев и традиции.

    В связи с актуализацией в современном измененном мире цивилизационных методов, особое внимание должно уделяться психологии, т.к. многие этнические и межэтнические проблемы зачастую имеют психологические основания и, соответственно, их решение предполагает использование психологических методов. Сегодня, возрастает роль, как в целом психологии, так и в связи с рассматриваемой проблемой, наряду с этнопсихологией и таких психологических дисциплин как социальная психология и политическая психология. К сожалению, уровень развития данных психологических дисциплин желает лучшего.

    Если социальная психология в Казахстане более или менее стало развиваться с конца 70-х и до конца 80-х годов, то сейчас как практическая психология она перестала развиваться, и как отдельная учебная дисциплина не выходит за пределы аудитории и мало используется в практическом плане. Дело с политической психологией обстоит еще хуже. Если на Западе она в той или иной степени развивается, то у нас практически сведена к нулю, т.е. преподается только как учебная дисциплина, так же без практического применения. Реалии современного мира требуют, в том числе и поднятия статуса психологической науки, ее повсеместного развития и активного использования психологических методов в решении не только этнических и межэтнических, но и всех других социально-политических, экономических, религиозных, духовных и иных проблем.

    (1) Червонная С.А. Миф об этническом многообразии в США. // США: Экономика. Политика. Идеология. 1995, №11, с. 94-95. (2) Велш Д. Внутренняя политика и этнические конфликты. Постсоветские отношения: конфликты и сотрудничество. Международный семинар. Киев, 25-29 апреля 1994г., с.3. (3) Казахстанская правда. 24 декабря 2003г.

    ДОСЬЕ ПОРТАЛА «ЕВРАЗИЯ»:

    Байтенова Нагима Жаулыбаевна – профессор Казахстанского Государственного Национального Университета имени Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Доктор философских наук

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы