Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

15 ноября, четверг Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Реальная страна | Ваховская береста | 12.09.03 Напечатать текущую страницу
    ВАХОВСКАЯ БЕРЕСТА

    В культурном наследии обско-угорских народов особую художественную ценность представляют изделия из бересты и в том числе так называемая ваховская береста. В берестяных изделиях сохранилась редчайшая для нашего времени архаичная техника процарапывания узора с последующим выскабливанием внутреннего коричневого слоя. Данная техника более всего приближена к графической и дает мастеру полную свободу действий. Поэтому удивительно разнообразны и выразительны узоры, выполненные на бересте.

    Что касается ваховской бересты, то можно сказать, что при нанесении орнамента свобода действий мастерицы здесь достигает своего наивысшего развития, это совершенно особый, уникальный пласт хантыйского искусства, это особый художественный промысел. Поэтому ваховская береста требует к себе и особого, пристального внимания специалистов. Центральной фигурой художественного промысла является народный мастер, который несет в себе традиции своего народа.

    Релевантные ссылки:

    Виртуальная экспозиция "Русская береста"

    Берестяное чудо



    Искусство обско-угорских народов - это живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность. Поэтому каждый предмет, изготовленный ваховской мастерицей, является не только бытовым предметом, но и памятником культуры.

    Береста - это верхний, эластичный слой березовой коры.

    Благодаря своим замечательным качествам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна считается отличным материалом для изготовления различной посуды - традиционных туесов, в которых молочные продукты даже в жару не портятся, солонок, лукошек, кошелок и т.п.

    Заготавливают бересту в мае - июне, во время сокодвижения, когда она эластичная, легко снимается со ствола дерева, хорошо принимает тиснение и гравировку. Береста должна быть гладкой, ровной без дефектов (заплывших сучков, порезов, трещин), горизонтальные полоски, характерные для березы, не должны быть круглыми.

    Для заготовки бересты понадобятся пила, топор, сочалка или проволока, нож. Сочалкой удобно отслаивать берестяной цилиндр-сколотень со ствола. Для этой цели можно приспособить также кусок толстой стальной проволоки, загнув ее с одного края в виде рукояти. Ножом делают горизонтальные разрезы на стволе при заготовке сколотней, вертикальные и горизонтальные - при снятии пластовой бересты, спиральные вокруг ствола - чтобы получить берестяную ленту (лыко).

    Для сколотня бересту снимают со ствола целиком. Делают это так. Прямой ствол с гладкой корой распиливают на отдельные куски длиной 40-50 см. Затем просовывают под слой бересты сочалку и осторожно продвигают ее вокруг ствола. Почувствовав, что береста отслоилась от него, легкими ударами выколачивают ствол из сколотил.

    Можно не распиливать ствол, а сделать на нем кольцевые (горизонтальные) разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. (Длина сколотил должна быть в 1,5-2 раза больше его диаметра.) Затем в нижний разрез под слой бересты просунуть сочалку и отслоить от ствола берестяной цилиндр, как описано выше. Сначала снимают самый маленький сколотень, в конце - самый большой, вставляя их один в другой, как матрешки. Так и хранят сколотни в сухом прохладном месте.

    Ленту шириной 3-4 см сдирают со ствола спирально, постепенно отделяя от него тупой стороной ножа. Затем сматывают в рулон, хранят, как и сколотни, в сухом прохладном месте.

    Для заготовки пластовой бересты на стволе на расстоянии 30-35 см друг от друга делают два горизонтальных надреза и соединяют их одним горизонтальным, после чего сочалкой отслаивают пласт бересты. Заготовленные пласты укладывают стопкой между двумя досками и придавливают грузом. Перед плетением пласт бересты разрезают на полоски необходимой ширины, очищают их от грязи и мха, разделяют послойно до нужной толщины.

    Плетение из бересты.
    В плетении из бересты используется преимущественно один вид переплетения, подобный полотняному в ткачестве, когда нити основы чередуются через одну с нитями утка. При таком чередовании берестяных лент получается клетчатый узор, сходный с рисунком шахматной доски. В зависимости от расположения клеток узор бывает прямым и наклонным. В прямом узоре ряды квадратов-клеток строго горизонтальны и вертикальны, в наклонном - расположены под углом 45°.

    Для солонички необходимо заготовить берестяные ленты шириной 1,5 см, толщиной 0,8 - 1 мм, в том числе: две осевые ленты длиной 35 см, две длинные - 41-42 см, шесть продольных боковых - 26 см, восемь поперечных - 20 см. Кроме того: ленту шириной 0,7-0,8 см, длиной 12 см; деревянную чурочку для крышки 6х6х2 см; три-четыре щемилки (надрезанные по длине на 1/3 палочки из веток) толщиной 1,2-2 см, длиной 6-10 см.

    Начинают с выплета хвостовой части. Посередине длинной осевой ленты накладывают короткую так, чтобы от места пересечения до одного из концов было 11-12 см. Рядом с местом пересечения на этот отрезок поперек него накладывают вторую длинную ленту, опуская ее концы вниз. Эти три параллельные полоски (оставшийся конец короткой ленты и два конца второй, длинной) переплетают с тремя продольными лентами. Получившийся уголок временно закрепляют парой щемилок, зажимая расщепами переплетенные ленты. Взяв четыре короткие поперечные ленты, оплетают тулово солонички. Концы пока не закрепляют и приступают к созданию передней части солонички. Поднимают три выступающие ленты донца вверх, переплетают их с тремя продольными лентами, закрепляют и обрезают их концы.

    Горловину выплетают из выступающих вверх концов осевой и длинной лент, которые выведены вверх из-под плечиков. Сначала концы одной пары стоек заправляют под плечики - получаются две петли. В них пропускают узкую ленту и соединяют ее в кольцо вокруг отверстия горловины. Одновременно затягивают петли за выступающие концы первой пары осевых стоек. Подрезанные концы второй пары стоек подгибают внутрь снизу получившегося кольца. Чтобы уплотнить горловину, ее надо еще раз обмотать лентой, конец которой закрепить в петле.

    Плетение наружного слоя начинают с осевой и длинной лент. Затем вплетают продольные (сверху вниз) и, наконец, поперечные (от горловины к хвосту) ленты.

    Крышечку вырезают из дерева: диаметр нижней части 1,5 см; верх в виде головки удода.

    Для плетения коробочки с крышкой необходимо заготовить берестяные ленты шириной 2 см, толщиной 0,8-1 мм: 8 лент длиной 40-45 см, 8 - длиной 52-55 см. Ленты зачищают до 0,3-0,4 мм и заостряют.

    Начинают с донышка. Пару длинных осевых лент посередине переплетают с другой парой. К ним по бокам приплетают четыре короткие боковые ленты. В результате получится плетеное основание со стороной 8 см. На него ставят шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его квадратного торца. Затем выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Плетение продолжают вверх, выплетая стенки высотой до 9-9,5 см (3-3,5 клетки). Затем вынимают шаблон и плетут плечики. Для этого один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.

    Горловину выплетают из оставшихся восьми концов лент на высоту 3,5 см (или 1-1,5 клетки) от уровня плечиков. Для закрепления среза горловины пару пересекающихся лент, параллельных стенке коробочки, перегибают по диагонали получившегося от их пересечения квадрата, отчего темная сторона берестяной ленты выводится наружу. Концы подгибают под ближайшие поперечные ленты. Подтягивая ленты и уплотняя плетение, последовательно перегибают все оставшиеся пары и формируют срез горловины. Для уплотнения ту лова коробочки его надо оплести вторым слоем.

    Плетение наружного слоя начинают с плечиков, которые укрепляют лентами длиной 35 см. Крючком слегка приподнимают поперечную ленту, в образовавшийся просвет вводят заостренный конец ленты и протягивают ее. Таким же образом проводят ленту вокруг всего ту лова коробочки, протаскивая под всеми поперечными лентами. При этом необходимо следить, чтобы ленты второго слоя оплета были наружу внутренней стороной коры. Продублировав ленты, оплетающие плечики, укрепляют четыре оставшиеся полосы, выходящие на горловину коробочки. Начало и конец каждой дублирующей ленты подтыкают под поперечную ленту у основания горловины.

    Отделка изделий из бересты.
    Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Тем не менее существует много способов декорирования берестяных изделий. Как правило, их раскрашивают, гравируют, тиснят узорами.

    Но чаще всего, пожалуй, украшают прорезной резьбой. Традиционный узор берестяного кружева - ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы.

    Тиснение на бересте осуществляют вручную специальным штампиком. Он изготовляется из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезан или выгравирован определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска). Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки.

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5