Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Поиск 
 
                             

24 ноября, пятница Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта


    [схема проезда]

  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи width=

    Русская вещь width=

    Евразия-ТВ width=
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Материалы | Евразийское обозрение № 9 | Гузель Казбулатова | Язык Костюма | 2003.31.05 Напечатать текущую страницу
    "Евразийское обозрение" №9, 2003

    Гузель Казбулатова

    ЯЗЫК КОСТЮМА

    Традиционный народный костюм - это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями и, особенно, внешним обликом человека. Башкирский народный традиционный костюм выражает философские идеи народа, его мировоззрение, на костюм проецируются все аспекты социального, материального, технического уровня развития определенного общества и эстетически воплощаются в геометрических концепциях формы украшений, покроя и силуэта. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации. Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений общества и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме, как в символико-знаковой системе, записан ценностно отобранный опыт жизнедеятельности множества людей и поколений.

    Числу "четыре" отводится основополагающая роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии - воздух, земля, вода, огонь. Традиционный костюм, как структурообразующая часть процесса познания мира, как запись пройденного пути, также делится на четыре основополагающих элемента.

    Эту информацию можно прочитать и в древних башкирских орнаментах, в ромбических узорах и свастикообразных композициях, которые обозначают колесо жизни и его динамику. Анализ средств гармонизации традиционной народной одежды сводится к рассмотрению четырех составляющих: цвета, материалов, формы и конструкции одежды. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента. Четыре цвета: красный, белый, синий и желтый являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

    Под гармонией цветов подразумевается их красивое, благозвучное, приятное сочетание, их стройная согласованность в данном предмете, в определенной форме и среде. Гармоническим является только такое сочетание, в котором отдельные цвета еще более подчеркивают и оттеняют друг друга, взаимно усиливают выразительность. С помощью традиционной одежды человек органично (гармонично) вписывался в окружающую среду, учитывался и цвет хвойных лесов и выжженной солнцем степи. На цвет материалов традиционной одежды большое влияние оказывают природно-климатические факторы, которые затем закрепляются с помощью традиций или запретов (табу). Издревле использовались в качестве украшений разноцветные камни, самоцветы Урала. Цвета материалов традиционной одежды народов Башкортостана созвучны многообразию родной природы, великолепным пейзажам степного Зауралья и лесам, озерам горной части края, буйству красок, связанных со сменой времен года. На выбор цвета материалов влияли также доступность и дешевизна некоторых местных растительных и минеральных красителей.

    Понятия о цвете были выработаны еще в мифологическую эпоху. Информация, поступающая в мозг человека при помощи зрения, воспринимается не только в виде предметов, но и в виде цвета. Ощущение цвета - субъективное ощущение, отражение реальной жизни. Поэтому цвет можно рассматривать только в связи с нашим глазом, который воспринимает его с помощью света. От количества света меняются оттенки цветов. Эмоциональное восприятие людьми цветовой гаммы очень разнообразно и зависит также от возраста, пола, настроения, состояния здоровья, национальных традиций. Национальные традиции восприятия цвета возникли еще в мифологическую эпоху, когда цвету придавалось различное информационное и символическое значение, отличающееся от современных понятий. Выше мы выделили четыре основных цвета: белый, красный, желтый, синий. Все остальные цвета получаются путем смешивания различного количества этих основных цветов. Синкретизм первобытной культуры сохранился в цвете материалов для одежды и украшений. В начальной стадии развития цвета отождествлялись с сущностью конкретных объектов.

    Красный цвет символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза, башкиры использовали массивные нагрудные и шейные украшения из красных кораллов, все края одежды: разрезы, застежки, низ изделия, низ рукава - "входы" - защищались или орнаментом, или вышивкой красными нитками. Радостное восприятие человеческой жизни выражается в мажорных цветовых сочетаниях материалов с использованием оттенков красного цвета. В башкирских, марийских вышивках преобладает вышивка красными нитками по белому холсту. Часто встречается в подлинниках одежды молочно-белый нейтральный и энергичный красный цвета, цвета молока и семени, крови и огня. Белое и красное связаны с активными состояниями, эта бинарная пара в традиционных народных костюмах преобладает несмотря на цветовые предпочтения по различным регионам республики. Белое - красное, мужское - женское, два жизнеутверждающих начала, их стройная согласованность и приятное сочетание - это гармония жизни. Красный и белый были предпочтительны в одежде молодых девушек и мужчин, обязательны в костюме жениха и невесты. Красное свадебное платье невесты символизировало солнце и огонь, дарующие благополучие и плодородие, надежду на светлое будущее.

    Белый цвет как цвет молочных продуктов был одним из самых почитаемых. Белый - символ дневного света и материнского молока, молочные продукты у башкир считались коллективным достоянием, воспринимались на уровне общеродовой святыни. Традиционно народ отдавал предпочтение серебряным украшениям, нежели золотым, с желтым оттенком. Этому способствовало еще и то, что золото без примесей - мягкий материал, и на нем быстро появляются царапины. Его считали разновидностью меди, и народы региона предпочитали серебро, даже не подозревая о лечебных свойствах ионов серебра. Считали, серебро имеет божественное происхождение, а золото - дьявольское.

    Желтый цвет, третий из основных цветов, символизировал цвет Солнца, яичного желтка, мажорный цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это цвет и чрезмерного Солнца, выжженной степи, поэтому к различным оттенкам желтого цвета было двоякое отношение. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, они могли ему навредить, если их много. Желтый огонь очага согреет и позволит приготовить пищу - желтый огонь пожара может уничтожить всё. Цвета длинноволновой части спектра - красные, оранжевые, желтые - оказывают на человека стимулирующее, возбуждающее действие. В противоположность им цвета коротковолновой части спектра - голубые, синие, фиолетовые - действуют на человека успокаивающе, затормаживают все физиологические процессы.

    Четвертым основным цветом является синий - цвет неба, недоступной птицы счастья, глади глубокого озера. Этот таинственный неземной цвет, ассоциируемый с подземельным, подводным миром, также неоднозначен. С одной стороны, это враждебные силы подводного мира и русалки, с другой - лошади, вышедшие из озера Шульган, синева горизонта и силуэты синих гор родного Урала. Этот таинственный синий цвет не мог использоваться в традиционном народном искусстве часто. Реже используются камни синего цвета и на украшениях. И в природе среди камней Урала преобладают самоцветы желтоватых и красноватых оттенков. На исторической территории Башкортостана редко встречались растения и минералы, дающие стойкий синий цвет материалам. Краситель индиго и соперник индигоносных растений вайда долгое время были привозными и поэтому дорогими. Синий цвет могли позволить себе только немногие. Если обратиться за сведениями о цвете к устному народному творчеству, можно заметить, что упоминание синего цвета встречается чаще других. Этот не очень доступный в костюмах синий цвет преобладает в народной поэзии, когда описываются костюмы персонажей.

    Многообразие цвета, конструкций, формы и материалов в одежде достигается различным сочетанием основных четырех элементов: красного, белого, желтого и синего. В традиционных женских народных костюмах региона реже используют черный цвет - цвет мрака, болезней, несчастья. Черный цвет используется как фон для яркой вышивки и для усиления выразительности. В более поздний период темный цвет чаще используется в войсковой одежде башкир.

    Смешением основных синего и желтого цветов получается зеленый, оптимальный с физиологической точки зрения. Зеленый цвет оказывает благоприятное воздействие на организм человека, нормализует кровяное давление. Недаром в цветовой символике ислама зеленый цвет занимает особое место. В стране песков и редких зеленых оазисов, дворцовых садов, где возник ислам, было трепетное отношение к зеленому цвету. Позднее, когда ислам проник в Поволжье и Приуралье, в одежде духовенства преобладал зеленый цвет. Зеленый цвет - это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, в древности лица умерших красили в зеленый цвет, чтобы они возродились вновь, как трава весной. Одежда зеленого цвета в условиях Приуралья сливается летом с окружающим природным фоном, где много зелени. Кроме того, цвет весенней травы не гармонирует с внешним обликом большинства людей, имеющих смуглую кожу и темные волосы. Им больше подходит темно-синий цвет. Зеленый цвет одежды предпочтителен для людей с рыжими или светлыми седыми волосами и белой кожей. Эти свойства цветов были замечены народными мастерами.

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы