Одним из главных городов Сапотеков был Монте-Альбан. Предполагается, что он был выбран в качестве административного центра, так как являлся незанятой, нейтральной в политическом отношении, и центрально расположенной территорией. Своим основанием новый центр было обязан созданию конфедерации между двумя, до этого автономными племенами с окрестностей Долины Оахаки. Сэндерс и Сэнтли, предположили, что хорошая земля около Монте-Альбана, позволила вождям господствовать на окружающих территориях.
Правящим классом в Монте-Альбане могли, в конечном итоге, стать местные олигархи, с их родственной привязанностью к родным землям. Что касается политической системы, то их трон часто переходил к наиболее компетентному или имеющему достаточную власть князю, вне зависимости от порядка рождения. Можно говорить, что, скорее должность, чем личность были важны для положения в обществе.
Религия Сапотеков
В религии Сапотеков все что двигалось, имело знак «П» и было живым. Все, что было живым, было отчасти священным и приближение к нему сопровождалось определенным ритуалом и чувством взаимопроникновения. Живые предметы включали: животных, людей, 260-дневный ритуальный календарь, Луну, свет... всё, вплоть до пенки на чашке с размешанным горячим шоколадом.
Хотя у Сапотеков не было единого бога, они выделяли верховного бога, который был без начала и конца, который создал все, но сам не был создан, но он был настолько безграничен, и бесплотен, что даже ни одного изображения его не было сделано. Это высшее существо, в свою очередь, создало себе компанию в виде могущественных сверхъестественных сил, включая молнию, солнце, землетрясение, огонь и облака, которые взаимодействовали с Сапотеками, однако их нельзя считать, например, аналогом греко-римских богов. Следует также добавить, что важным моментом сапотекской религии было почитание предков, и в особенности поклонение царским предкам.
Человеческие жертвоприношения и поклонение предкам были самыми заметными темами в Сапотекском искусстве и письме.
Сапотекская религия переплеталась с политикой, военным делом, и экономикой, и, конечно же, поддерживала правящую элиту, которая могла продемонстрировать длинные родословные и связь со сверхъестественным. Жрецы выступали за создание больших религиозно важных общественных зданий, которые усиливали престиж элиты, и чтобы сохранять баланс сверхъестественных и естественных сил, оправдывали ведение войн для захвата и принесения в жертву пленников, которым случалось быть и вождями сопредельных государств.
Приложение: Боги Сапотеков
Коки-Шее (Коки-Силла, Пехе-Тао) - верховное божество, бог-творец, создатель Вселенной.
Косаана и Уичаана (Ноучана) - божественная пара, давшая начало всем вещам.
Косаана (Кочаана)- соотносился с солнцем и небом. Как создатель диких зверей был богом охоты.
Уичаана (Ноучана, Нохичана) - соотносилась с землей и водой. Давала жизнь людям и рыбам, считалась покровительницей новорожденных.
Косихо-Питао (“великий косихо”) - бог дождя и молнии, от него зависело плодородие земли, поэтому ему приносили человеческие жертвоприношения, чаще детей. Изображался в уродливой маске с глазами, очерченными толстыми складками кожи, носом в форме треугольника, широким ртом, крупными зубами, раздвоенным языком. Соединял в своем облике черты Тлалока и ягуара.
Питао-Кособи - бог кукурузы. Находился в тесной связи с Косихо-Питао. Изображался хоботоподобным носом. Ему поклонялись и как символу в виде крупного початка кукурузы.
Питао-Шоо - бог-ягуар, бог землетрясений, пещер, земли. Под названием “сердце гор, сердце земли” считался богом-пророком, голосом которого являлось горное эхо. Он представлялся в виде атланта, держащего на плечах землю. Когда он шевелился, земля двигалась, и происходили землетрясения. Аналог астекского Тепейолотля.
Пишее - бог удовольствия и наслаждения. Аналогичен астекскому Макуильшочитлю.
Питао-Пихи - бог примет и предзнаменований.
Питао-Сих - бог бедности и неудач.
Коки-Лао - покровитель домашней птицы.
Питао-Пекала - бог сновидений.
Пикете-Синья - бог-летучая мышь.
Питао-Беселао (Питао-Песелао) - бог смерти.
Шонаши-Квекуйа - богиня смерти.